Найти в Дзене

В США призвали к реформе МВФ и Всемирного банка для устраненения глобального дисбаланса и укрепления американского лидерства

Оглавление

23 апреля 2025 г. министр финансов США Скотт Бессент выступил в Институте международных финансов с такой речью:

Введение

Спасибо за столь любезное представление. Для меня большая честь быть здесь.

В последние месяцы Второй мировой войны западные лидеры собрали на встречу величайшие экономические умы своего поколения. С какой задачей? Построить новую финансовую систему.

На тихом курорте высоко в горах Нью-Гемпшира они заложили основу PAX AMERICANA

Архитекторы Бреттон-Вудса осознали, что глобальная экономика требует глобальной координации. Чтобы содействовать этой координации, они создали МВФ и Всемирный банк.

Эти два учреждения-близнеца появились после периода интенсивной геополитической и экономической нестабильности. Целью МВФ и Всемирного банка было лучше согласовывать национальные интересы с международным порядком, тем самым обеспечивая стабильность в нестабильном мире.

Короче говоря, их целью было восстановить и сохранять равновесие.

Это остается целью Бреттон-Вудских учреждений. Однако, куда бы мы ни посмотрели сегодня в международной экономической системе, мы видим дисбаланс.

Хорошая новость: так быть не должно. Моя цель сегодня утром — наметить план восстановления равновесия в мировой финансовой системе и институтах, призванных его поддерживать.

Я провел большую часть своей карьеры, наблюдая со стороны за кругами финансовой политики. Теперь я смотрю изнутри. И я горю желанием работать с каждым из вас, чтобы восстановить порядок в международной системе. Однако для этого мы должны сначала восстановить связь МВФ и Всемирного банка с их основополагающими миссиями.

МВФ и Всемирный банк имеют непреходящую ценность. Но искажение их миссии сбило эти институты с курса. Мы должны провести ключевые реформы, чтобы гарантировать, что Бреттон-Вудские институты служат своим заинтересованным сторонам, а не наоборот.

Возвращение баланса в мировые финансы потребует ясного руководства со стороны МВФ и Всемирного банка. Сегодня утром я объясню, как они могут обеспечить это руководство для построения более безопасной, сильной и процветающей экономики по всему миру. Я хотел бы пригласить моих международных коллег присоединиться к нам в работе над этими целями.

В этом вопросе я хочу прояснить: America First не означает Америка в одиночестве. Напротив, это призыв к более глубокому сотрудничеству и взаимному уважению между торговыми партнерами.

America First не отступает, а стремится расширить лидерство США в международных институтах, таких как МВФ и Всемирный банк. Принимая на себя более сильную руководящую роль, America First стремится восстановить справедливость в международной экономической системе.

Глобальные дисбалансы и торговля

Нигде дисбаланс, о котором я упоминал ранее, не проявляется так явно, как в мире торговли. Вот почему Соединенные Штаты сейчас принимают меры по восстановлению баланса в мировой торговле.

Десятилетиями сменявшие друг друга администрации полагались на ошибочные предположения, что наши торговые партнеры будут проводить политику, которая будет способствовать сбалансированной мировой экономике. Вместо этого мы сталкиваемся с суровой реальностью большого и постоянного дефицита США в результате несправедливой торговой системы.

Преднамеренная политика, проводившаяся другими странами, опустошила производственный сектор Америки и подорвала наши критически важные цепочки поставок, поставив под угрозу нашу национальную и экономическую безопасность. Президент Трамп предпринял решительные действия для устранения этих дисбалансов и их негативного воздействия на американцев.

Этот статус-кво больших и постоянных дисбалансов не является устойчивым. Он не является устойчивым для Соединенных Штатов и, в конечном счете, не является устойчивым для других экономик.

Теперь я знаю, что «устойчивость» — популярный здесь термин. Но я не говорю об изменении климата или углеродном следе. Я говорю об экономической и финансовой устойчивости — той устойчивости, которая повышает уровень жизни и удерживает рынки на плаву. Международные финансовые институты должны быть сосредоточены исключительно на поддержании такой устойчивости, если они хотят добиться успеха в своих миссиях.

В ответ на объявления президента Трампа о тарифах более 100 стран обратились к нам с просьбой помочь восстановить баланс мировой торговли. Эти страны открыто и позитивно отреагировали на действия президента по созданию более сбалансированной международной системы. Мы участвуем в содержательных дискуссиях и с нетерпением ждем разговоров с другими.

В частности, Китаю необходимо восстановить баланс. Последние данные показывают, что китайская экономика все больше отклоняется от потребления в сторону производства. Экономическая система Китая, рост которой обусловлен экспортом продукции обрабатывающей промышленности, продолжит создавать еще более серьезные дисбалансы с торговыми партнерами, если статус-кво будет сохранен.

Текущая экономическая модель Китая основана на экспорте, который является способом выхода из экономических проблем. Это неустойчивая модель, которая вредит не только Китаю, но и всему миру.

Китай должен измениться. Эта страна знает, что ей нужно измениться. Все знают, что ей нужно измениться. И мы хотим помочь ей измениться, потому что нам тоже нужна ребалансировка.

Китай может начать с того, чтобы отвести свою экономику от избыточных экспортных мощностей и направить ее на поддержку собственных потребителей и внутреннего спроса. Такой сдвиг поможет с глобальной ребалансировкой, в которой мир отчаянно нуждается.

Конечно, торговля — не единственный фактор более широких глобальных экономических дисбалансов. Постоянная чрезмерная зависимость от спроса в США приводит к еще более несбалансированной мировой экономике.

Политика некоторых стран поощряет избыточные сбережения, что сдерживает рост, основанный на частном секторе. Другие искусственно занижают заработные платы, что также подавляет рост. Такая практика способствует глобальной зависимости от спроса в США для стимулирования роста. Она также приводит к тому, что мировая экономика слабее и уязвимее, чем должна быть.

В Европе бывший президент ЕЦБ Марио Драги выявил несколько источников стагнации и изложил несколько рекомендаций по возвращению экономики на правильный путь. Европейским странам следует прислушаться к его рекомендациям.

Европа уже предприняла несколько давно назревших первоначальных шагов, которые я приветствую. Эти шаги создают новый источник мирового спроса, а также предполагают активизацию Европы на фронте безопасности. Я считаю, что глобальные экономические отношения должны отражать партнерства в области безопасности.

У партнеров по безопасности, скорее всего, будут совместимые экономики, структурированные для взаимовыгодной торговли. Если Соединенные Штаты продолжат предлагать гарантии безопасности и открывать рынки, то наши союзники должны будут активизировать свои обязательства по совместной обороне. Первоначальные действия Европы по увеличению фискальных и оборонных расходов являются доказательством того, что политика администрации Трампа работает.

Лидерство США в МВФ и Всемирном банке

Администрация Трампа и Казначейство США привержены сохранению и расширению экономического лидерства США в мире. Это особенно касается международных финансовых институтов.

МВФ и Всемирный банк играют важнейшую роль в международной системе. И администрация Трампа стремится работать с ними — пока они могут оставаться верными своим миссиям.

Но в нынешних условиях они не оправдывают ожиданий.

Бреттон-Вудские институты должны отойти от своих разрозненных и нецеленаправленных программ, которые подавляют их способность выполнять свои основные мандаты.

В дальнейшем администрация Трампа будет использовать лидерство и влияние США в этих институтах и ​​подталкивать их к выполнению своих важных мандатов. Соединенные Штаты также потребуют, чтобы руководство и персонал этих институтов несли ответственность за демонстрацию реального прогресса. Я приглашаю всех вас присоединиться к нам в работе по переориентации этих институтов на их основные миссии. Это в наших общих интересах.

МВФ

Во-первых, мы должны сделать МВФ снова Международным валютным фондом.

Миссия МВФ заключается в содействии международному валютному сотрудничеству, содействии сбалансированному росту международной торговли, поощрении экономического роста и противодействии пагубной политике, такой как конкурентное обесценивание обменного курса. Это критически важные функции для поддержки экономики США и мира.

Вместо этого МВФ пострадал от разъедания своей миссии. МВФ когда-то был непоколебим в своей миссии по содействию глобальному валютному сотрудничеству и финансовой стабильности. Теперь он тратит непропорционально много времени и ресурсов на работу над проблемами изменения климата, гендера и социальными проблемами.

Эти проблемы не являются миссией МВФ. И внимание МВФ в этих областях вытесняет его работу над критически важными макроэкономическими проблемами.

МВФ должен жестко говорить правду, и не только для некоторых членов. Вместо этого сегодняшний МВФ так не делает. Его Отчет по внешнему сектору за 2024 год был озаглавлен «Дисбалансы отступают». Этот полицианский взгляд является симптоматичным для учреждения, которое больше предано сохранению статус-кво, чем постановке сложных вопросов.

Здесь, в Соединенных Штатах, мы знаем, что нам нужно привести в порядок наш фискальный дом. Предыдущая администрация создала самый большой дефицит мирного времени в истории нашей страны. Нынешняя администрация стремится это исправить. Мы открыты для критики. Но мы не потерпим, если МВФ не будет критиковать страны, которые в этом больше всего нуждаются — в основном, страны с профицитом.

В соответствии со своим основным мандатом МВФ должен выявить такие страны, как Китай, которые на протяжении многих десятилетий проводили глобально искажающую политику и непрозрачную валютную практику.

Я также ожидаю, что МВФ выявит неустойчивую практику кредитования со стороны некоторых стран-кредиторов. МВФ должен более активно подталкивать официальных двусторонних кредиторов садиться за стол переговоров как можно раньше, чтобы работать со странами-заемщиками, чтобы минимизировать периоды долгового кризиса.

МВФ должен переориентировать свое кредитование на решение проблем платежного баланса. И его кредитование должно быть временным. При ответственном подходе кредитование МВФ лежит в основе его вклада в мировую экономику: когда рынки терпят неудачу, МВФ вмешивается и предоставляет ресурсы. Взамен страны проводят экономические реформы для решения своих проблем с платежным балансом и поддержки экономического роста. Реформы, проводимые в ходе этих программ, являются одними из важнейших вкладов МВФ в сильную, устойчивую и сбалансированную мировую экономику. Аргентина является подходящим примером. Ранее в этом месяце я был в Аргентине, чтобы продемонстрировать поддержку Соединенными Штатами усилий МВФ по оказанию стране финансовой помощи. Аргентина заслуживает поддержки МВФ, поскольку страна добивается реального прогресса в достижении финансовых показателей. Но не каждая страна заслуживает этого. МВФ должен привлекать страны к ответственности за реализацию экономических реформ. И иногда МВФ должен сказать «нет». Организация не обязана предоставлять кредиты странам, которые не проводят реформы. Экономическая стабильность и рост должны быть показателями успеха МВФ, а не то, сколько денег организация выдает взаймы.

Всемирный банк

Как и МВФ, Всемирный банк должен снова стать пригодным для своей цели.

Группа Всемирного банка помогает развивающимся странам развивать свою экономику, сокращать бедность, увеличивать частные инвестиции, поддерживать создание рабочих мест в частном секторе и снижать зависимость от иностранной помощи. Она предлагает странам прозрачное и доступное долгосрочное финансирование для инвестирования в их собственные приоритеты развития.

Банк вместе с Фондом оказывает обширную техническую поддержку для содействия устойчивости долга среди стран с низким уровнем дохода, что позволяет этим странам противостоять принудительным и непрозрачным условиям кредитования со стороны кредиторов. Эти основные функции Всемирного банка дополняют усилия администрации Трампа по содействию более безопасной, сильной и процветающей экономике в Соединенных Штатах и ​​мире.

Но Банк, как и МВФ, в некоторых отношениях отклонился от своей первоначальной миссии.

Банк больше не должен ожидать чистых чеков для безвкусного, ориентированного на модные словечки маркетинга, сопровождаемого половинчатыми обязательствами по реформам. Поскольку Банк возвращается к своей основной миссии, он должен использовать свои ресурсы максимально эффективно и результативно. И сделать это необходимо способами, которые продемонстрируют ощутимую ценность для всех стран-членов.

Банк может теперь эффективнее использовать свои ресурсы, сосредоточившись на расширении доступа к энергии. Руководители бизнеса по всему миру считают ненадежное электроснабжение одним из основных препятствий для инвестиций. Совместная инициатива Всемирного банка и Африканского банка развития «Миссия 300» по расширению доступа к энергии для 300 миллионов человек в Африке — это долгожданное усилие. Но Всемирный банк должен реагировать на энергетические приоритеты и потребности стран и сосредоточиться на надежных технологиях, которые могут поддерживать экономический рост, а не стремиться к достижению искажающих показателей климатического финансирования.

Мы приветствуем недавнее заявление о том, что Всемирный банк будет стремиться снять запреты на поддержку ядерной энергетики, что может произвести революцию в энергоснабжении многих развивающихся рынков. Мы призываем Банк пойти дальше в предоставлении странам доступа ко всем технологиям, которые могут обеспечить доступную базовую генерацию.

Всемирный банк должен быть технологически нейтральным и отдавать приоритет доступности инвестиций в энергетику. В большинстве случаев это означает инвестиции в производство энергии на основе газа и других видов ископаемого топлива. В других случаях это может означать инвестиции в возобновляемые источники энергии в сочетании с системами, помогающими компенсировать непостоянство ветра и солнца.

История человечества учит простому уроку: энергетическое изобилие порождает экономическое изобилие. Вот почему Банк должен поощрять все вышеперечисленные подходы к развитию энергетики. Такой подход сделает финансирование Всемирного банка более эффективным. И он восстановит связь Банка с его основной миссией экономического роста и сокращения бедности.

Помимо расширения доступа к энергии, Всемирный банк может более эффективно использовать свои ресурсы, начав применять свою политику градации. Это позволит Банку сосредоточиться на кредитовании более бедных, менее кредитоспособных стран. Именно здесь поддержка Всемирного банка имеет наибольшее значение для бедности и роста.

Вместо этого Всемирный банк продолжает ежегодно предоставлять кредиты странам, которые соответствуют критериям для выхода из заимствований Всемирного банка. Нет никаких оправданий для этого продолжающегося кредитования. Оно отнимает ресурсы у более высоких приоритетов и вытесняет развитие частных рынков. Это также препятствует усилиям стран по отказу от зависимости от Всемирного банка и переходу к росту, основанному на частном секторе и создающему рабочие места.

В дальнейшем Банк должен установить четкие сроки выхода из категории стран, которые уже давно соответствуют критериям выхода. Относиться к Китаю — второй по величине экономике в мире — как к «развивающейся стране» абсурдно.

Хотя это и произошло за счет многих западных рынков, подъем Китая был быстрым и впечатляющим. Но если Китай хочет играть роль в мировой экономике, соизмеримую с его фактической значимостью, то стране необходимо выйти из этой категории.

Всемирный банк также должен внедрить прозрачную политику закупок, основанную на наилучшей стоимости. Он должен помочь странам отойти от подходов к закупкам, которые отдают приоритет только самым низким заявкам.

Такая политика закупок поощряет искажающую и субсидируемую промышленную политику, которая подрывает развитие. Она также душит частный сектор, стимулирует коррупцию и сговор и приводит к большим долгосрочным издержкам. Политика закупок, основанная на наилучшей стоимости, лучше как с точки зрения эффективности, так и с точки зрения развития, и ее надежная реализация принесет пользу Банку и его акционерам.

В связи с этим я хотел бы направить четкое сообщение о политике закупок в отношении Украины: никто из тех, кто финансировал или обеспечивал российскую военную машину, не будет иметь права на средства, выделенные на восстановление Украины.

Заключение

В заключение я приглашаю наших союзников работать с нами, пока мы ребалансируем международную финансовую систему и переориентируем МВФ и Всемирный банк на исполнением ими своих учредительных документов и уставов. «Вначале Америка» означает, что мы усиливаем наше взаимодействие с международной экономической системой, в том числе в МВФ и Всемирном банке.

Более устойчивая международная экономическая система будет той, которая лучше служит интересам Соединенных Штатов и всех других участников системы. И мы с нетерпением ждем возможности работать с вами в этом начинании. Спасибо. (Согласно официальному сайту Минфина США)