Привет, друзья. Сегодня внеплановая статья.
Дело в том, что в последнее время на различных съёмках молодые ребята, да и не очень молодые тоже, которые так или иначе присутствовали на площадке, всё чаще стали мне задавать различные вопросы:
► как вообще мне работается видеографом?
► на сколько это сложно?
► как я дошёл до жизни такой?
► учился я этому где-то или нет?
► что мотивирует меня на эту работу,
► сколько стоит моё оборудование и т. д.
И я подумал: если совершенно разных людей волнуют все эти вопросы, и они проявляют неподдельный интерес к этому виду деятельности, то, наверное, и вам будет интересно узнать, что же по чём?
И сегодня я хочу поговорить о мотивации.
Да, именно о мотивации, ведь без мотивации вряд ли случится и всё остальное…
► Какие мотивации у видеографа-одиночки?
► Почему многие люди занимаются этим делом? Что ими движет?
Об этом сегодня и поговорим.
Понятно, что я не могу говорить за всех. Поэтому делюсь исключительно своим личным опытом.
По возможности, не слишком длинно, расскажу о моих основных мотиваторах, которые и привели меня к тому, чем я сейчас занимаюсь.
◄▒ Мотивация первая.
Первое – это, конечно, любовь к кинематографу. Вы скажете: «Многие любят смотреть кино». Да, но не многих сильно уж интересует процесс его создания. Поэтому ваша любовь к кино должна быть несколько другой и неуклонно продвигать вас к тому, чтобы стать частью этого процесса. К тому, чтобы стать создателем этих волшебных движущихся картинок, а не просто быть зрителем у экрана. То есть, быть не «любителем» кино, а профессионалом.
Прислушайтесь к себе: есть у вас такая любовь? Интересно ли вам как снимают кино?
Если ответ да – отлично. Идём дальше.
◄▒ Мотивация вторая.
Второй мотиватор – это заложенное в вашей натуре стремление постигать что-то новое, желание учится, учиться и учиться. Вся история развития кино – это постоянное, поступательное, иногда стремительное движение вперёд. И, если ваше желание учиться иссякло после выпускного вечера в школе, тогда, пожалуй, вам стоит заняться чем-то другим. В нашей работе скучать не приходится – постоянно нужно изучать что-то новое – будь то непосредственно процесс съёмки, новое оборудование для её осуществления или многочисленные обновления в программах монтажа.
Так что, задайте себе простой вопрос: Готовы ли вы тратить своё личное время на то, чтобы постоянно чему-то обучаться? Причём замечу в основном самостоятельно…
Если ответ да – отлично. Идём дальше.
◄▒ Мотивация третья.
Мой третий мотиватор – это постоянное желание смотреть новые фильмы, а в последнее время и сериалы. Вы снова скажете: «Да все же любят смотреть фильмы и сериалы». В целом, да, согласен…
Но смотреть кино или сериал можно по-разному.
Я, например, практически каждый день смотрю либо фильм, который ещё ни разу не видел, либо пару серий какого-либо сериала. Иногда пересматриваю старые фильмы. Сейчас я стал смотреть ещё и фильмы на языке оригинала с субтитрами, чтобы в полной мере прочувствовать игру актёров.
Да, несомненно, мне интересна история, которую рассказывают авторы, и большинство людей именно из-за таких историй и любят смотреть кино. Но ещё мне интересно: как режиссёр доносит до нас историю, написанную сценаристом? Какие приёмы использует оператор, чтобы подчеркнуть те или иные детали или наиболее остро передать эмоции героя? Как работают музыка и звук на то, чтобы погрузить меня, зрителя в эту историю.
То есть, я не просто смотрю кино или сериал, а работаю над его мысленным разбором на составляющие, чтобы в последствии применять какие-либо интересные приёмы и идеи в своих проектах.
И это тоже своего рода работа или самообучение, если хотите. И такие ежедневные просмотры мотивируют меня на то, чтобы создавать всё более и более интересные видеоролики.
◄▒ Мотивация четвёртая.
Следующий мой мотиватор – это просмотр видеороликов моих коллег по цеху. Очень полезно смотреть кто, что снимает, как он это делает, какие использует приёмы, какой техникой пользуется. В каких программах монтирует видео, какие фишки применяет. Не стоит забывать о тенденциях и новых трендах в производстве видео.
Если я вижу, что кто-то из парней сделал крутой ролик – то это вовсе не повод для зависти – это как раз и есть сильнейший мотиватор, который подталкивает меня к тому, чтобы и я смог сделать что-то более стоящее, чем делал ранее. Ну и конечно в интернете много толковых ребят, дающих реально очень полезные советы, которые можно и нужно использовать в своей работе.
Так что задаём себе вопрос: Готовы ли вы принимать полезные советы от коллег? Или вы сами с усами – всё знаете и умеете, и никто вам не указ?
Если готовы – отлично. Идём дальше.
◄▒ Мотивация пятая.
Ещё один мотиватор – это наличие мечты. Любой видеограф не должен ограничивать себя, скажем, съёмками свадеб или детских утренников и думать, что на большее он не способен. Всегда нужно стремиться к чему-то большему. Как говорил один из героев известного фильма: «Нужно видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!»
И, наверное, главная мечта любого видеографа – это снять настоящее кино. Для начала хотя бы короткометражное. А почему бы и нет? Лично мне этой мечты пока не удалось достичь. Я, правда, уже снимал постановочные ролики и рекламу – всё как полагается: сценарий, раскадровка, поиск локаций, съёмочный план, свет, звук и т. д. Но это всё ещё не кино. Так что - есть к чему стремиться и это сильный мотиватор.
◄▒ Мотивация шестая.
Ещё один мотиватор, которого раньше не было – это возможность показать созданный вами видеоролик не только заказчику или друзьям и знакомым, но и более широкому кругу зрителей. Я говорю о соц. сетях и видеохостингах. Сейчас вы можете снимать видеоролики, выкладывать их в сеть и получать обратную связь от людей, которые их посмотрели. Ну согласитесь, что снимать видео и не иметь возможности кому-то его показать, кроме как непосредственно заказчику – это не сильно мотивирует к тому, чтобы продолжать работать видеографом. А сейчас ваше видео может увидеть много людей. Они могут дать ему оценку, что-то прокомментировать – и это отличный мотиватор для любого видеографа.
◄▒ Мотивация седьмая.
Ну и наконец более приземлённый мотиватор – это качество жизни видеографа.
Да, долой начальников и долой их указания и распоряжения. Вы сами себе хозяин. Вы сами решаете интересен вам предложенный проект или вы не хотите за него браться. Сами решаете – когда вам работать, когда пойти в отпуск, когда взять выходной…
Результат вашей работы зависит только от вас – нет рисков, что кто-то, где-то, что-то не выполнит или выполнит, но не вовремя и вам придётся краснеть перед заказчиком. Ну если только вы не работаете в небольшой команде. Но, опять же, людей в свою команду вы можете выбрать самостоятельно. Выбрать именно тех, на кого можно положиться, как на самого себя.
Ну согласитесь – такой образ жизни и работы гораздо приятнее, чем каждый божий день уныло плестись в офис по наезженному, порядком поднадоевшему маршруту. Выслушивать порой нелепые претензии начальника, который думает, что он здесь самый умный и самый главный. Справедливости ради хочу сказать, что встречаются и вполне адекватные начальники.
Ну и наконец – вы работаете не на какого-то дядю, а на самого себя. И поверьте, при правильном подходе, профессия видеографа приносит вполне приличный доход. Хватит и на жизнь, и на отдых, и на новое оборудование. Главное быть в гармонии с самим собой, а это значит, что ваши желания должны соответствовать вашим возможностям. Ну или – наоборот!
Ну чем не мотивация?
Сейчас перед вами открыты гораздо более широкие возможности для самореализации, чем это было, скажем, лет 15–20 назад. И прийти к своей цели можно гораздо быстрее. Но без мотивации вам вряд ли удастся достичь хороших результатов. И вовсе не обязательно, что у вас будут точно такие же мотивации, которые есть у меня.
Поэтому желаю вам, друзья, упорно двигаться к своей цели, к своей мечте! Всё обязательно получится….
◄▒ Моя личная первая мотивация.
Если кому-то интересно, хотел бы немного рассказать чуть больше о первой своей мотивации - любви к кинематографу.
Кино я люблю с детства и мне всегда хотелось приобщиться к этому волшебному миру.
Ещё учась в первом классе школы, я начал ездить по всей Москве, и в разных кинотеатрах смотрел большое кино. И нужно сказать, что в те годы сделать это было гораздо сложнее, чем сейчас: не было компьютеров, смартфонов, интернета. А значит невозможно было взять, да и посмотреть в каком кинотеатре что идёт, прикинуть, как проще добраться до нужного кинотеатра, и тем более заранее купить билет на нужный сеанс.
Думаю, что молодое поколение даже и не в курсе, но люди постарше, наверняка помнят, что по всему городу были расклеены афиши с заголовком «КИНО», на которых в большой таблице были напечатаны все кинотеатры Москвы, их адреса, названия фильмов, которые идут в том или ином кинотеатре и какие сегодня сеансы.
Соответственно, я внимательно изучал афишу, выбирал понравившийся фильм, смотрел адрес кинотеатра, в котором он сейчас идёт, выбирал сеанс, удобный по времени, и ехал смотреть этот самый фильм.
Как именно выбирал что посмотреть, сейчас точно не скажу. В то время не было мощных рекламных кампаний по ТВ, не было трейлеров в интернете, отзывов о фильмах… Поэтому, в основном, приходилось ориентироваться по живописным афишам, которые располагались рядом с каждым кинотеатром или прямо на его здании.
При кинотеатре обязательно работал художник, который и рисовал эти самые афиши. И нужно сказать, что это было здорово – афиши были эдаким окном в мир кинематографа, связующим звеном между человеком и кинозалом. Они создавали вокруг кино некую таинственную ауру. Можно сказать, выполняли свою основную задачу – завлекали зрителя в кино.
Помню, как я ехал в очередной кинотеатр с замиранием сердца. Всегда был риск не попасть на нужный сеанс из-за того, что все билеты проданы. А такое раньше случалось достаточно часто, так как хорошие фильмы были событием, а зал в кинотеатре был, как правило, всего один.
Потом уже в старшей школе мы с другом пробирались на Мосфильм. Понятно, что через проходную нас никто не пустил. Но нам удалось узнать, что справа от главного здания в заборе была дыра, через которую на Мосфильм проникали работники, забывшие свой пропуск. Со стороны Мосфильмовской улицы она была скрыта кустами и деревьями, поэтому непосвящённые, конечно, не знали о её существовании.
Вообщем, мы пробирались через эту дыру, гуляли по территории, по полутёмным съёмочным павильонам, с интересом всё рассматривая. На некоторых дверях горело табло «Не входить. Идёт съёмка». Мы, конечно, не входили, чтобы не нарываться. Иногда натыкались на каких-то людей, сходу придумывали какую-либо нелепую историю о том, что мы здесь делаем, обычно нам всё сходило с рук. И чем экзотичнее была история, тем в неё легче верили. Короче, импровизировали. Удалось увидеть некоторых наших известных актёров и режиссёров. Однажды, например, немного поболтали с Александром Михайловым, прикинувшись студентами ВГИКА – очередная наша импровизация.
Ну а ещё позже я, чтобы быть ближе к кино, пошёл в школу каскадёров. В рамках обучения мы периодически участвовали в съёмках фильмов в качестве массовки. В результате мне всё-таки удалось уже легально побывать в съёмочных павильонах Мосфильма, когда на их дверях горело то самое табло – «Не входить!»
Ну, например, наш прославленный режиссёр Александр Митта снимал фильм «Затерянный в Сибири». Главную роль в фильме исполнял Евгений Миронов, и в один из съёмочных дней мы снимали несколько сцен с его участием. Опыт получил незабываемый – большое кино – это круто.
К сожалению, не удалось поучаствовать в съёмках фильма «Зверобой», который снимал Андрей Ростоцкий. Хотя очень хотелось. Нашей школе было доверено играть индейцев и английских солдат. Но я тогда уже работал, а нужно было ехать на съёмки в леса Ивановской области на неделю или две, сейчас уже не помню. Но на работе меня наотрез отказались отпустить в отпуск, даже за свой счёт.
Снимались ещё в некоторых фильмах. Например, помню какой-то революционный фильм, несколько сцен которого снимались на задворках Киевского вокзала. Играли революционных солдат и матросов. Было очень прикольно, когда мы на Мосфильме облачились в солдатскую и матросскую форму, получили бутафорские винтовки и другое оружие и на троллейбусе отправились на Киевский вокзал, благо от Мосфильма ехать всего несколько остановок. Обычные пассажиры, конечно, были в большом недоумении…
Одним словом, так или иначе мне удалось хотя бы немного, но приобщиться к большому кино, и к магии его создания. Я своими глазами увидел, как работают на площадке режиссёры, операторы, осветители, актёры, люди, которые создают какие-то спецэффекты – например: они поливали павильон из шлангов, создавая тем самым проливной дождь, или вешали предателей революции на виселице. Опыт незабываемый. И, конечно, мотивация…
Ну и наконец, в 2000 году мне удалось купить свою первую видеокамеру, и я начал снимать видео.
К чему я всё это рассказал?
Я пришёл к тому, чем сейчас занимаюсь далеко не случайно, а долго и постепенно шёл к своей цели. И это, пожалуй, моя самая большая мотивация, которая позволила, да и сейчас позволяет мне заниматься своим любимым делом. Пусть и не на самом высоком уровне. Но кто знает… Человек жив пока жива его мечта!
На этом, пожалуй, всё…
Всем - Салют! И до новых встреч…