Обзор немецких медиа
🗞(+)Die Welt в интервью с бывшим главкомом сухопутными войсками США в Европе «Бен Ходжес: это был бы приказ, который старшие офицеры должны были отказаться выполнять» рассказывает, что тот считает, что позиция Украины гораздо сильнее, чем многие думают, несмотря на близость Трампа к Путину. В этом интервью он объясняет, что Европе нужно делать сейчас и какие ограничения Германии следует снять в оборонном секторе. Уровень упоротости: плащ Сарумана 🟤
Бен Ходжес — авторитет в области трансатлантических отношений и востребованный военный аналитик. С 2014 по 2017 год он был главнокомандующим сухопутными войсками США в Европе. Сегодня 67-летний генерал живёт во Франкфурте-на-Майне, но мы связались с ним во время его визита домой в южные штаты США.
Die Welt: С тех пор как Дональд Трамп начал свой второй президентский срок, Запад находится в смятении. Начиная с Украины. Похоже, что Трамп идёт на уступки России, не получая ничего взамен. Какова его цель?
Бен Ходжес: Не похоже, что у него есть типичная или нормальная стратегическая цель, кроме как дать России возможность победить. Очевидно, что он не заинтересован в том, чтобы помочь Украине защитить свой собственный суверенитет. Я верю, что президент искренен, когда говорит, что хочет остановить убийства, но, к сожалению, его подход заключается в том, чтобы оказать всё давление на Украину и дать России всё, что она хочет. Очевидно, что его долгосрочная цель — снова иметь нормальные отношения с Россией. Так что речь идёт в основном о США и России, а Украине и Европе практически ничего не остаётся.
Die Welt: Неужели положение Украины на фронте настолько плохо, что Киеву приходится уступать американским и российским требованиям?
Ходжес: На самом деле, позиция Украины довольно сильна. Верховный главнокомандующий союзными войсками НАТО Крис Каволи заявил в Конгрессе США две недели назад перед Комитетом по военным вопросам, что Украина фактически выигрывает на поле боя [ну, вы представляет теперь всю меру, степень и глубину компетентности американского генералитета 🤦🏻♂️ — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Единственное, что могут сделать русские, это продолжать выпускать ракеты по невинным мирным жителям украинских городов. Но на линии фронта они терпят поражения во всех возможных категориях: в воздухе, на суше и на море. Поэтому украинцы не чувствуют себя обязанными отступать перед лицом того, что говорит администрация Трампа. Правительство США уже в значительной степени прекратило передачу помощи и разведывательной информации. Почему украинцы должны сдаваться теперь?
Die Welt: Трамп говорит, что откажется от усилий по достижению мира, если его нынешнее предложение будет отвергнуто. Учитывая его пророссийские позиции, не будет ли это хорошо для Украины?
Ходжес: Трамп никогда не оказывал серьёзного давления на Россию, хотя у него есть значительные рычаги влияния, которых у него не было во время первого срока. Например, он мог бы сказать русским, что возобновит военную помощь Украине без ограничений. Или он мог бы предпринять вместе с другими странами шаги по уничтожению российской нефтегазовой промышленности. И он может ужесточить санкции. Таким образом, американцы могли бы сделать многое, чтобы заставить Москву соблюдать перемирие. Однако пока что Трамп, похоже, не хочет этого делать. Если бы американцы прекратили свои усилия, это, вероятно, не было бы хорошо для России, потому что европейцы также понимают, что Украина находится не в плохом положении. И в отличие от администрации Трампа, европейцы не запутались в том, кто здесь плохие парни и почему для Украины важно добиться успеха. Поэтому мы, вероятно, увидим, как европейцы увеличат свою помощь Украине, и это тоже не очень хорошо для Москвы.
Die Welt: Если США полностью прекратят свою помощь, как долго Украина сможет продержаться за счёт дополнительной европейской помощи?
Ходжес: Как долго — трудно сказать. Но Украина знает, что она борется за своё выживание. Русские никогда не скрывали, что хотят уничтожить Украину как государство. Пока Владимир Путин жив, он никогда не согласится с решением, при котором Украина сохранится как суверенное государство. А украинцы знают, что значит жить под властью России, еще до Бучи (российские солдаты устроили там резню весной 2022 года; прим. ред.). Поэтому украинцы знают, что они не могут просто капитулировать. И дело в том, что Россия не может выиграть эту войну теми средствами, которые она использовала до сих пор; у неё нет возможностей уничтожить Украину. Помощь со стороны Китая, Ирана и Северной Кореи просто удерживает Россию в игре. Однако если Европа перекроет российские экспортные пути для нефти и газа, например, российский теневой флот в Балтийском море, это значительно уменьшит способность Москвы продолжать войну.
Die Welt: Европейцы боятся, что они будут следующими в списке атак Путина. Могут ли они продолжать верить в то, что Америка Трампа защитит партнёров по НАТО от нападения России?
Ходжес: Мне бы хотелось верить в это, несмотря на негативные и неуважительные вещи, которые Президент говорит о НАТО и Европе. Дело в том, что США по-прежнему имеют огромные стратегические и экономические интересы в Европе. В интересах Америки, чтобы Европа оставалась стабильной и безопасной. Европа как блок — наш важнейший торговый партнёр, десятки тысяч американцев живут и работают в Европе, и военные базы, которые наши европейские союзники позволяют нам иметь там, очень важны для нас. Поэтому я считаю, что в чрезвычайной ситуации Президент выполнит наши обязательства по оказанию помощи в соответствии со Статьей 5 Устава НАТО. Но печально, что это даже всерьёз ставится под сомнение. И это увеличивает риск того, что русские могут поддаться просчёту и подумать, что США или другие европейские страны не будут реагировать.
Die Welt: Учитывая ненадёжность администрации Трампа, Европа сейчас скептически относится к покупке оружия у США. Насколько легко США будет отключить высокотехнологичные системы, такие как F-35, в случае кризиса, чтобы европейские клиенты больше не могли их использовать?
Ходжес: Я надеюсь, что наши союзники покупают лучшее оружие для своих вооружённых сил, и во многих случаях это оружие поставляется из США. Это также повышает оперативную совместимость внутри НАТО, если у нас будут одни и те же самолёты, одни и те же боеприпасы и одни и те же системы большей дальности. Однако проблема заключается в том, что некоторые страны сейчас сомневаются в том, что американские системы, такие как F-35, можно будет надёжно использовать в будущем. Я не думаю, что существует такая вещь, как «выключатель» для F-35. Но проблема заключается в получении определённых обновлений программного обеспечения, которые делают F-35 таким хорошим. Трамп сказал о другом самолёте, что, возможно, союзники должны получить менее мощную версию. Говорить что-то подобное для меня абсолютно непонятно, потому что это вредит оборонной промышленности США.
Die Welt: В рамках НАТО США предоставляют некоторые ключевые возможности для обороны Европы. В какие области европейцам нужно вкладывать больше средств, чтобы быть в состоянии защитить себя самостоятельно?
Ходжес: Есть две или три области, в которые европейцам нужно вкладывать больше средств. Первая — это разведка. США обладают непревзойдёнными спутниковыми возможностями. Но они не являются единственным источником разведданных. Европейским странам необходимо сотрудничать в ряде областей, чтобы заполнить некоторые из этих пробелов. Вторая область — это возможности стратегических воздушных перевозок и дозаправки «воздух-воздух». США предоставляют большую часть транспортных самолётов и самолётов-заправщиков, которые снабжают весь альянс. Европейцам придется приложить больше усилий. И ещё есть такая область, как «командование и управление», способность связать всё воедино на уровне командования, разведка, логистика, точные атаки, специальные операции. Американцы вкладывают так много своего потенциала в оперативное командование - если бы они полностью отказались от него, европейцам пришлось бы разрабатывать свои собственные системы, чтобы заменить его.
Die Welt: Комиссия ЕС запланировала 150-миллиардный механизм финансирования, с помощью которого страны ЕС смогут покупать оружие, но не в США и Великобритании. Произойдёт ли возрождение европейской оборонной промышленности перед лицом российской агрессии и неуверенности в США?
Ходжес: Это правда, что администрация США создаёт хаос и неопределённость, но я бы не стал списывать США со счетов навсегда. Но для Европы, безусловно, существует необходимость и возможность дальнейшего развития своей оборонной промышленности. Речь также идет о пересмотре приоритетов. Около 50% того, что Европа производит в настоящее время, например, в области боеприпасов, отправляется заказчикам за пределами Европы, например, в Африку или на Ближний Восток. Это придётся перенаправить на удовлетворение потребностей Европы и Украины. Законы также должны измениться. В Германии компании не могут заниматься перспективным производством и самостоятельно создавать новые производственные линии, а требуют прямого заказа от федерального правительства. Эти ограничения должны быть отменены, что почти так же важно, как и новые источники финансирования. Также необходимо изменить то, что в большинстве немецких университетов запрещены исследования в военном секторе.
Die Welt: Некоторые эксперты ожидают, что неопределённость в отношении Америки Трампа приведёт к тому, что некоторые страны приобретут ядерную бомбу, чтобы защититься от более сильных государств. Нужна ли сейчас такая страна, как Германия, собственная бомба для сдерживания российской агрессии?
Ходжес: Если США дадут другим странам почувствовать, что они больше не могут полагаться на американский ядерный зонтик против России или Китая, то это будет колоссальной стратегической ошибкой, потому что тогда некоторые страны будут искать другие способы защиты от ядерных угроз, например, со стороны России. В Польше, Швеции, Германии и таких странах, как Япония или Южная Корея, такая возможность обсуждается в некоторых кругах. Такое распространение было бы большой ошибкой. Я надеюсь, что администрация Трампа не зайдёт так далеко в расстройстве своих партнёров, что другие страны почувствуют себя вынужденными вооружиться ядерным оружием.
Die Welt: Трамп увольняет многих высокопоставленных офицеров, в том числе и женщин, и назначает «да-людей» на должности, которые раньше занимали карьерные офицеры. Что сейчас происходит в армии США?
Ходжес: Это очень опасно для нашей безопасности, но это также опасно для состояния института вооружённых сил США. Он следит за тем, чтобы больше не было старших офицеров или старших гражданских чиновников, которые говорили бы ему «нет», как это было в первой администрации Трампа. В вооружённых силах США мы придаём большое значение нашей присяге, которая даётся Конституции, а не какому-либо президенту. Поэтому высшее военное руководство обязано сообщить президенту или министру обороны, если что-то является незаконным. Нападение на такого союзника, как Канада или Дания, было бы незаконным приказом, от выполнения которого старшие офицеры должны были бы отказаться. Трамп говорил, что ему нужны генералы, как у Гитлера, — офицеры, которые выполняют все полученные приказы. Если он сейчас уволит старших офицеров, а также старших военных юристов в армии, флоте и ВВС, он создаст атмосферу, в которой люди будут очень неохотно ему противоречить. Поэтому то, что мы видим сейчас, - это настоящая проверка для наших офицеров, насколько серьёзно они относятся к своей присяге. То, что такой человек, как министр обороны Пит Хегсет, всё ещё находится на своём посту, посылает очень тревожный сигнал о ценности честности и компетентности в армии, или о том, что важнее — быть полностью преданным Трампу.
Беседовал: Клеменс Вергин. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: генерал упорот по самые ноздри. Полагаю, даже не нужно объяснять, почему он «бывший».