Найти в Дзене

Василий Андреевич Жуковский: биография, личная драма, вклад в литературу

Оглавление

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
Биография

Детство и происхождение

Василий Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенское Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи, привезённой из крепости Бендеры. Чтобы дать мальчику дворянство, Бунин договорился с бедным дворянином Андреем Жуковским, который усыновил Василия. Несмотря на статус «приёмыша», Жуковский рос в любви и достатке. Его детство прошло в атмосфере усадебной культуры, что позже отразилось в его поэзии.

Образование и начало творчества

  • В 1797–1801 гг. Жуковский учился в Московском университетском благородном пансионе, где увлёкся литературой. Здесь он написал первые стихи и познакомился с будущими литераторами — братьями Тургеневыми, Александром Воейковым.
  • В 1802 г. опубликовал вольный перевод элегии Томаса Грея «Сельское кладбище», который принёс ему славу. Строка «И сени липовы, и тёмный свод дубрав» стала символом его поэтики.

Личная драма: любовь к Маше Протасовой

В 1805 г. Жуковский поселился в имении своей сводной сестры Екатерины Протасовой, где стал учителем её дочерей — Маши и Саши. Между ним и Машей вспыхнуло чувство, но мать девушки запретила брак из-за их близкого родства (Маша была его племянницей).

  • Маша Протасова стала музой Жуковского. Ей посвящены элегии «Воспоминание», «К ней» и другие стихи, полные тоски:
    «Несчастие — об вас воспоминание! / Но более несчастье — вас забыть!»
  • В 1823 г. Маша умерла от чахотки. Эта потеря усилила меланхолию в его творчестве.

Творческий расцвет: между элегией и балладой

  • Элегии: Жуковский превратил элегию в жанр философской лирики. В «Море» (1822) стихия становится метафорой мятежной души:
    «Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, / Тревожною думой наполнено ты».
  • Баллады: Переосмыслил европейские сюжеты, добавив русский колорит.
    «Людмила» (1808) — первая русская романтическая баллада, где героиня, усомнившаяся в Боге, гибнет.
    «Светлана» (1813) — оптимистичная история с народными мотивами. Критики назвали её «русской песней в балладной форме».
    «Лесной царь» (1818) — перевод баллады Гёте, ставший эталоном поэтического перевода.

Педагог и наставник царской семьи

  • В 1817 г. Жуковский стал учителем русского языка принцессы Шарлотты (будущей императрицы Александры Фёдоровны).
  • С 1825 г. — воспитатель наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра II). Для него составил программу «Путешествие вокруг света», сочетавшую науку и нравственное воспитание.
  • Используя своё влияние, Жуковский хлопотал за сосланного Пушкина, поддерживал Лермонтова, помогал выкупу из крепостной зависимости Тараса Шевченко.

Государственная служба и поздние годы

  • В 1841 г., разочарованный придворными интригами, Жуковский уехал в Германию, где женился на Елизавете Рейтерн, дочери немецкого художника.
  • Несмотря на слепоту (последствия болезни), продолжал работать: переводил «Одиссею» Гомера, писал сказки («Спящая царевна»).
  • Умер 24 апреля 1852 г. в Баден-Бадене. Похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

Могила Жуковского. Источник: https://dzen.ru/a/XbiepXzMugCv_P6J
Могила Жуковского. Источник: https://dzen.ru/a/XbiepXzMugCv_P6J

Вклад в литературу

  • Основоположник русского романтизма. Ввёл в поэзию темы внутреннего мира человека, мистики, природы как живого существа.
  • Реформатор языка. Его стихи, полные музыкальности, повлияли на Пушкина, Тютчева, Фета.
  • Мастер перевода. Переводил Шиллера, Гёте, Байрона, превращая их тексты в самостоятельные произведения.
-4

Пушкин о Жуковском:
«Его стихов пленительная сладость / Пройдёт веков завистливую даль».

Интересный факт:
Жуковский первым ввёл в русскую поэзию образ
двойника («Лесной царь»), позже развитый Гоголем и Достоевским.

Итог: Жуковский — не просто поэт, а «литературный Колумб», открывший новые миры чувств и мыслей. Его элегии и баллады — мост между классицизмом XVIII века и золотым веком русской поэзии.