Найти в Дзене
Время

Антипапа Иоанн XXIII. Гаремы, убийства и другие особенности его жизни

Оглавление

Иоанн XXIII (антипапа), в миру Бальтазар Косса (Baldassare Cossa, ок. 1370 — 1419), занимал папский престол в годы Великого западного раскола (1378–1417) — одного из самых драматичных и запутанных периодов в истории Католической церкви, когда одновременно существовали несколько пап, каждый из которых претендовал на законность власти. Бальтазар Косса стал антипапой в 1410 году и оставался таковым до 1415 года. Его понтификат был насыщен интригами, политикой и борьбой за легитимность.

Происхождение и карьера

Бальтазар Косса родился около 1370 года на острове Процида в Неаполитанском королевстве, в семье, происходившей из местного дворянства. Сведения о его происхождении противоречивы: позднейшие источники, в основном враждебные к нему, утверждали, что он был сыном пирата или корсара, а также приписывали его семье деятельность, связанную с насилием и грабежами. Однако современные историки склонны считать эти обвинения частью пропаганды, направленной против Коссы в разгар церковной борьбы. Тем не менее, происхождение его было не знатным по римским меркам и не обеспечивало прямого пути к папскому престолу.

Образование и начало карьеры

Бальтазар получил классическое образование в Болонье, где изучал каноническое и гражданское право — обычный путь для амбициозных клириков его времени. Он быстро проявил себя как энергичный, волевой и весьма проницательный человек. Некоторые источники говорят, что он также получил военное образование и служил в армии, что, учитывая его резкий и напористый характер, вполне возможно.

Уже в молодости он проявлял сильные амбиции и стремление к власти. Благодаря протекции неаполитанского двора и собственной предприимчивости, Косса вошёл на службу в Папскую курию. В условиях Великого раскола, когда папы и антипапы боролись за легитимность, такие энергичные администраторы были особенно востребованы.

Кардинал и папский легат

В 1402 году Бальтазар Косса стал кардиналом-дьяконом Сан-Эустакьо, возведённым в сан антипапой Бенедиктом XIII (авиньонская линия). Однако вскоре он перешёл к лагерю кардиналов, выступавших за преодоление раскола. В 1409 году на Пизанском соборе, где был объявлен низложенными как Бенедикт XIII, так и римский папа Григорий XII, был избран новый папа Александр V, поддерживаемый частью Европы. Косса стал его ближайшим помощником и вскоре после смерти Александра V в 1410 году сам был избран новым папой — на самом деле антипапой, поскольку другие линии продолжали существовать.

Таким образом, к началу своего понтификата Косса уже имел обширный политический и дипломатический опыт, а также репутацию человека решительного и не стесняющегося жестких методов.

Антипапа среди пап: борьба за власть

На момент избрания Коссы в 1410 году существовало сразу три претендента на папский престол:

  1. Григорий XII — римская линия (в Риме),
  2. Бенедикт XIII — авиньонская линия (в Перпиньяне),
  3. Иоанн XXIII (Косса) — пизанская линия (в Болонье, затем Флоренции).

Вместо того чтобы прекратить раскол, пизанская инициатива только усугубила его. Хотя Иоанн XXIII имел поддержку Священной Римской империи и влиятельных итальянских государств, его понтификат сопровождался обвинениями в коррупции, симонии, распущенности и насилии. Современники, включая реформатора Яна Гуса, считали его символом упадка папства.

Констанцский собор и падение

В 1414 году, при участии императора Священной Римской империи Сигизмунда Люксембургского, был созван Констанцский собор — вселенское собрание духовенства, целью которого было:

  • положить конец расколу;
  • реформировать Церковь;
  • осудить ереси (в частности, учение Яна Гуса).

Иоанн XXIII согласился участвовать в соборе, рассчитывая укрепить свою позицию при поддержке императора. Однако собор быстро вышел из-под его контроля.

Бегство и арест

Осознав, что собор склоняется к идее добровольного отречения всех трёх пап ради избрания нового, единого, Иоанн XXIII решился на бегство. В марте 1415 года он тайно покинул Констанц, переодевшись простолюдином, и бежал в австрийский город Шаффгаузен под защиту герцога Фридриха IV Австрийского.

Этот шаг стал фатальной ошибкой. Его бегство было воспринято как попытка сорвать собор и как акт признания своей неправоты. В ответ собор объявил, что собор выше папы, и 29 мая 1415 года декретом Haec sancta synodus Иоанн XXIII был официально низложен. Это стало беспрецедентным актом — утверждением соборного превосходства над папской властью, одним из главных лозунгов соборного движения.

Фридрих IV вскоре был вынужден выдать Коссу. Того арестовали, и он провёл около трёх лет в заключении — сначала в Германии, потом во Франции.

Итоги собора и конец раскола

  • В 1415 году также Григорий XII добровольно отрёкся.
  • Бенедикт XIII отказался подчиниться, но был фактически изолирован.
  • В 1417 году Констанцский собор избрал нового папу — Мартина V, тем самым завершив Западный раскол, длившийся почти 40 лет.

Судьба Коссы после собора

В 1418 году Косса был освобождён и прибыл во Флоренцию, где получил прощение от папы Мартина V и был восстановлен в сане кардинала (без избирательного права). Он умер вскоре после этого, 27 декабря 1419 года, и был похоронен во флорентийском Баптистерии, в гробнице, созданной Донателло и Микелоццо — поразительно торжественной, как для антипапы.

Последние годы и смерть

После своего низложения Констанцским собором в 1415 году, Бальтазар Косса — бывший антипапа Иоанн XXIII — оказался в тяжелом положении: он был арестован и заключён сначала в немецкой крепости Рупольцель, затем перевезён во Францию, где содержался под стражей до 1418 года. Его заключение продолжалось около трёх лет и сопровождалось политическим торгом: многие влиятельные лица не были заинтересованы в его мученичестве, но и освобождать его открыто не спешили.

Помилование и восстановление

В 1418 году Косса, благодаря заступничеству влиятельных флорентийских союзников, был освобождён и прибыл во Флоренцию, где получил прощение от нового папы Мартина V, избранного на Констанцском соборе. Мартин V пошёл на символический жест: восстановил Коссу в сане кардинала, но без права участия в выборах папы и без управления церковной территорией. Это было редчайшим актом милосердия — признание политической роли Коссы и стремление оставить прошлое позади ради единства Церкви.

Смерть и погребение

Бальтазар Косса скончался 27 декабря 1419 года во Флоренции, в возрасте около 49 лет. Его смерть не была неожиданной — здоровье его было подорвано заключением и годами стресса. Однако флорентийцы, среди которых он пользовался уважением как щедрый меценат и покровитель, устроили ему великолепные похороны.

Его тело было погребено во Флорентийском баптистерии Святого Иоанна (Battistero di San Giovanni), напротив кафедрального собора. Его надгробие, созданное величайшими скульпторами раннего Ренессанса — Донателло и Микелоццо, стало одним из шедевров флорентийской скульптуры XV века. Несмотря на сомнительный статус Коссы как антипапы, на саркофаге его титул всё же был обозначен как "Ioannes Papa XXIII".

Этот памятник, со всеми его художественными и политическими намёками, стал уникальным случаем в истории Церкви, когда антипапа удостоился таких почестей — и был увековечен под именем, которое официальная церковь на столетия вычеркнула из списка римских понтификов.

Историческое послесловие

Номер "Иоанн XXIII" впоследствии считался "неприкасаемым". Только в 1958 году, более чем через пять веков, папа Анджело Ронкалли, осознанно приняв имя Иоанн XXIII, официально аннулировал статус Бальтазара Коссы как папы, закрепив его как антипапу.

Саркофаг с останками антипапы Иоанна XXIII в баптистерии во Флоренции
Саркофаг с останками антипапы Иоанна XXIII в баптистерии во Флоренции

Наследие и оценка

Историческая фигура Бальтазара Коссы, антипапы Иоанна XXIII, вызывает множество споров. Его понтификат (1410–1415) пришёлся на кульминацию Великого западного раскола, и в этом смысле его роль не была маргинальной: он стал катализатором кризиса, который в итоге вынудил созвать Констанцский собор и восстановить единство Церкви. Однако личная репутация Коссы, как церковного лидера, была чрезвычайно тёмной — возможно, одной из самых скандальных в истории папства.

Обвинения в пороке и преступлениях

Во время Констанцского собора (и особенно после его бегства) Бальтазар Косса стал мишенью многочисленных обвинений, как официальных, так и пасквильных. Согласно актам собора и воспоминаниям современников, ему инкриминировались:

  • Симония — продажа церковных должностей и индульгенций;
  • Распутство — в том числе, по свидетельствам хронистов, содержал гарем из двухсот женщин в Болонье, будучи легатом, включая монахинь;
  • Инцест и изнасилования — в числе обвинений фигурировали «осквернение вдов, дев, монахинь и даже кровных родственниц»;
  • Убийства и организацию политических устранений врагов;
  • Атеизм и богохульство — по доносам, он якобы высмеивал христианскую доктрину и даже называл существование ада "детской выдумкой".

Некоторые из этих обвинений (особенно в изнасилованиях и убийствах) были зафиксированы в официальных документах Констанцского собора, но большинство — в памфлетах и трактатах его противников. Верить им или нет — вопрос оценки источников. Однако масштабы и повторяемость этих обвинений говорят о том, что репутация Коссы даже по меркам XIV–XV веков была вопиюще безнравственной.

Церковь как военная и политическая машина

Косса — яркий представитель той эпохи, когда папство утратило духовную миссию и превратилось в институт светской власти. Он действовал скорее как князь или наёмный командир, чем как пастырь: вёл войны, заключал союзы, платил заёмщикам, контролировал города. Его поддержка базировалась не на религиозной преданности, а на политических договорённостях и подкупе.

Современная оценка

Историки XIX и XX веков в целом признали, что Косса действительно обладал жестоким и прагматичным характером, но многие из самых одиозных обвинений могли быть преувеличены или сфабрикованы его врагами — особенно сторонниками римской линии папства. Тем не менее даже в самой благожелательной интерпретации он остаётся фигурой, чья жажда власти и отсутствие нравственных тормозов разрушали папский авторитет.

Тем не менее, его понтификат стал необходимым злом, которое ускорило созыв собора и завершение раскола. Косса, сам того не желая, сыграл роль в возвращении единства Католической церкви.

Парадоксальная память

И хотя Церковь вычеркнула его из официального списка пап, во Флоренции он почитается почти как местный герой: покровитель искусств, покаянный кардинал, великий заказчик архитектурных проектов. Его гробница Донателло — одна из самых величественных в городе. И на ней — без всяких оговорок — значится: IOANNES PAPA XXIII.