В прошлый раз статья закончилась тем, что колокольню построили примерно за 1000 рублей. Причём строили её по утверждённому проекту и ни о каком народном творении речи уже быть не может. В 1862 году начали, а в 1863 завершили работы. Имена строителей тоже известны.
Казалось бы, живи да радуйся с новой постройкой, не суетись. Все нормальные люди так и поступают. Даже сегодня, в век шальных денег и нуворишей никто не спешит переделывать свои дворянские гнёздышки.
Крестьяне же народ ещё более расчётливый, простите, хозяйственный. Помимо оплаты работ они ещё год кормили и поили целую бригаду, бревна им подтаскивали и доски пилили. Построили колокольню не только за деньги (есть версия, что серебро с неба упало), но и за собственные мозоли на руках.
Но, в 1874 году верхняя половина колокольни была перестроена. С момента постройки прошло 11 лет. Каковы удивительные мотивы?
Перед мотивами прошу обратить внимание на траты между 1863 и 1874 годом. Научные сотрудники отмечают факт большого ремонта Преображенской церкви.
В 1868 г. начался серьёзный ремонт обветшавшей Преображенской церкви. По смете на ремонт «ветхостей в крышах, осадки покривившихся стен и других работ» потребовалось 3905 руб. 56 ½ коп.
Более того, за работу с иконостасом попросили ровно 3000 рублей. Итого почти 7000 рублей не считая досок, брёвен, труда, расселения с завтраками (+обедами, +ужинами) от местных жителей. Траты запредельные, работы растянулись не на один год. Одновременно, велись работы и на соседней Покровской церкви и тоже за деньги.
И вот, после таких грандиозных, масштабных и дорогих работ местные жители вдруг, непонятно с какого испугу, начинают перестройку колокольни. Мотивы?
Наука «история» в принципе вам не ответит про мотивы никогда. Это не научный подход.
Один уважаемый архитектурный аналитик высказал предположение, мол перестройка колокольни связана с эстетическим восприятием крестьян, типа она им не понравилась. Я специально не привожу его имя, т.к. человек достойный и даже своего рода единственный, кто выдвинул такого рода мысль. Следующие уже ссылаются на него. Короче, это уже официальная версия – «резала глаз утончённому вкусу заонежского крестьянина».
Версия так себе, т.к. практичные крестьяне вряд ли ударились в созерцание, свойственное современной сытой жизни. Кстати, понятие «голод» стало уходить только в 1930-е годы, а до этого времени народ реально был озадачен темой пропитания.
Есть ли другие официальные версии про мотив перестройки новой колокольни? Конечно же нет, всех устраивает первая и единственная. Она красива, гармонична и... современна, т.е. понятна нам, высокоинтеллектуальным.
Однако, строили и перестраивали не такие образованные люди. Скажу даже больше, некоторых терминов и понятий тогда не было. Попроще все было, попроще.
Во-первых. Не было слова «памятник», все постройки считались абсолютно утилитарными без всяких современных суждений (канонов). Захотели и «срыли» старую колокольню без всяких зазрений совести. Вместо неё поставили новую. Старые иконы в церкви тоже хотели поменять на новые, однако, тут вмешался продвинутый батюшка. История поучительная, послушайте.
В 1898 (прим. много позже описываемых событий) преосвященный Назарий «на вопрос церковного старосты относительно необходимости церковного ремонта преосвященный дал несколько простых и ясных указаний, смысл которых м.б. ясен и необразованному человеку. Старинные иконы дороги нам как память старины и портить или изменять их не следует, почему и самая поправка их должна быть восстановлением прежнего вида».
Удивительным образом можно назвать преосвященного Назария первым прототипом (или прообразом) современного реставратора на острове Кижи.
Во-вторых. Колокольня – колоколонесущая конструкция. Строилась только для колоколов и не иначе. Сооружение может быть абсолютно примитивного вида, может быть рубленой башней с крестом на вершине, но в любом случае постройка предназначена исключительно для подвески колоколов. Про архитектурные ансамбли, эстетику и «золотое сечение» народ не слыхивал.
В-третьих. Я ни разу не слышал про финансирование работ из других источников, кроме кошелька местных жителей. Одновременно можно отметить, что часть заонежских жителей осела в Санкт-Петербурге и занималась ремеслом, торговлей и пр. Хорошие доходы не прожигались, а вкладывались. Нам, сегодняшним жителям, трудно понять простую старую истину – новые питерские люди (вчерашние заонежские крестьяне) не теряли связь с отчинами и дединами, а вкладывали доходы в родные места. Кто деньгами, кто ценными предметами, а кто... колоколами? Вполне возможно, что и колоколами.
Итак, что же они перестроили и что в итоге получили. Перестроили они всю верхнюю часть и заменили «узкий» восьмерик на более широкий. Соответственно, вытянулся шатёр колокольни в высоту, т.к. основание шатра тоже стало более широким.
Получилась более просторная площадка звона, увеличение по квадратным метрам – примерно 50% (было 22,6кв.м, стало 34,2кв.м). И, главное! Балка для подвеса колоколов стала длиннее на 1,2 метра (было 5,2м, стало 6,4м). Данные получены впервые путём нехитрых манипуляций в автокаде (программа для разработки чертежей).
Подставка для колоколов увеличилась в размере. Это вывод. Но сначала был проект архитектора И.И. Копошева, его согласование и перестройка верхней части сооружения.
1872, апрель …За составленный чертёж и смету на перестройку колокольни городовым архитектором Ильей Ивановым Копашевым выслано ему денег двенадцать рублей (прим. после постройки новой колокольни прошло всего девять лет).
1874... В сем году по собственному плану и смете, утверждённому Строительной Комиссиею, сделана перестройка колокольни при Церквах. На перестройку по смете ассигновано 301 руб. 37 ½ коп., ... Перестройка колокольни была отдана на подряд крестьянину Повенецкого уезда Пудожского общества Сысою Осипову ценою за 225 руб. при сельском сходе, который все плотничные и столярные работы произвёл добросовестно и прочно. Перестройка колокольни произведена за счёт пожертвования прихожанами сумм.
Страна должна знать своих строителей. Колокольню перестраивал Сысой Осипович Петрухин из деревни Римская Повенецкого уезда по проекту архитектора Ильи Ивановича Копошева и, конечно, местные жители тоже участвовали.
Из интересного.
…Колокольня 1874 г.: на ней есть голландский колокол 1559 г. (Известия Императорской Археологической Комиссии, 1915 г.). Так то это эпоха Ивана Васильевича, который Грозный. Колокол возрастом 356 лет. К слову, стоимость одного колокола в 1870-е годы могла равняться по стоимости самой колокольни, а уж сколько стоил колокол в 1559 году можно только догадываться.
Случайно в инете наткнулся на ещё один мотив перестройки колокольни – была построена «вопреки правилам архитектуры», посему была перестроена. Ну что сказать, это прямое оскорбление старых архитекторов и градостроительной комиссии образца 1850-х годов, которая согласовала первоначальный проект.
Подводя итог можно обозначить три мотива перестройки:
1. Не понравилась, перестроили.
2. Построили вопреки правилам, перестроили.
3. Нужна была более широкая площадка звона для нового колокола, перестроили.
Рандомный выбор мотивации за вами, ни один из вариантов не доказуем с точки зрения науки «история». Тем не менее, кроме истории есть ещё и другие науки – логика, экономика, психология. Точку ставить не будем, мне больше нравится запятая в данном рассказе.
Продолжение следует.
С душевным почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего читателя покорнейший реставратор Alexandr Kuusela (реплика подписи 1874 года).