Найти в Дзене
Книга за 15 минут

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь

Оглавление
Вечера на хуторе близ Диканьки, Гоголь
Вечера на хуторе близ Диканьки, Гоголь

Погружаемся в мир, где украинские хутора дышат магией, а каждую историю рассказывает седой дед Фома Григорьевич, попыхивая люлькой. Следуем строго за оригиналом — без тематических блоков, только последовательность повестей, как задумал автор. Готовы? Тогда в путь — от ярмарочного гула до лесных теней…

1. «Сорочинская ярмарка»

Начало: Солнце палит сорочинскую землю, ярмарка кипит, как котел. Мужики торгуют волами, бабы — платками, а парубки заглядываются на девиц. Среди толпы — красавица Параска с отцом и злой мачехой. Девушка грустит: мачеха хочет выдать ее за старого казака, а сердце Параски давно отдано Грицьку, лихому парубку в красном кушаке.

Развитие: Грицько не намерен сдаваться. Он находит союзника — цыгана, хитрого, как лис. Вместе они придумывают план: цыган «продает» мачехе вола, который на деле оказывается чертом! «Гляди, бабо, — кричит цыган, — вол как шелковый!». Мачеха, жадная до наживы, соглашается, но когда ведет вола домой, тот вырывается, ломает телегу и исчезает в облаке серного дыма.

Мистика: Но главная беда — красная свитка, которая бродит по ярмарке. Это проклятая одежда, проданная когда-то дьяволу. Она набрасывается на людей, пугает лошадей. Грицько, не дрогнув, хватает ее и швыряет в костер. Пламя взвивается до неба, а из огня слышится хриплый смех: «Эх, парубок, весело с тобой!».

Кульминация: Мачеха, напуганная «чертовым волами» и гневом толпы, сдается. Параска и Грицько обручаются под пьяные крики гостей. Ярмарка заканчивается всеобщим танцем, а красная свитка исчезает, оставив после себя поговорку: «Не свяжись с нечистью, коли совесть не чиста».

Детали, которые запомнятся:

  • Ярмарочный шум: «Гармошки визжали, как поросята под ножом, а горшки звенели, будто их били дубиной».
  • Диалог мачехи и Параски: «Ты думаешь, красота вечна? Завянешь, как мак под дождем!».
  • Образ цыгана: «Его глаза блестели, как два гроша в луже, а усы вились, будто хвост у дьявола».

2. «Вечер накануне Ивана Купала»

Начало: В глухой деревне живет бедняк Петро, влюбленный в Пидорку. Отец девушки, Корж, насмехается: «Без золота ты мне не зять!». В канун Ивана Купала, когда травы наливаются силой, Петро встречает Басаврюка — странного человека с горящими глазами. Тот обещает клад, если Петро сорвет цветок папоротника в полночь.

Мистический лес: Петро, дрожа от страха, идет в чащу. Вокруг него шепчутся змеи, с деревьев капает кровь. Он находит цветок, светящийся, как звезда, и начинает копать. Из земли появляется сундук с золотом, но тут возникает тень Ивася, младшего брата Пидорки. Басаврюк шепчет: «Убей его — и богатство твое!». Петро, ослепленный жадностью, заносит нож…

Трагедия: Утром Петро богат, женится на Пидорке. Но в доме появляется призрак Ивася: мальчик молча указывает на золото, которое превращается в черепки. Петро сходит с ума, бежит в лес и исчезает в огне купальского костра. Пидорка, обезумев от горя, бросается в реку.

Детали, леденящие кровь:

  • Описание Басаврюка: «Его тень на стене была с рогами, а голос звучал, будто из-под земли».
  • Сцена в лесу: «Воздух гудел, как шмелиное гнездо, а под ногами шевелились корни, словно щупальца».
  • Развязка: «Золото рассыпалось в прах, а на пепле костра остались следы, похожие на копыта».

3. «Майская ночь, или Утопленница»

Начало: В тихом хуторе у озера живет Левко, сын головы (старосты), влюбленный в Ганну. Но отец Левко сам засматривается на девушку. Чтобы убрать сына, голова отправляет его в казарму.

Встреча с панночкой: Левко бродит ночью у озера и видит утопленницу в белом — панночку, которую погубила мачеха-ведьма. Призрак просит помощи: найти ведьму среди живых. Взамен она обещает записку, которая заставит голову согласиться на свадьбу.

Поиски ведьмы: Левко пробирается в старый дом, где находит портрет жестокой мачехи панночки. Ведьма оживает, набрасывается на него, но парень бросает портрет в огонь. Ведьма исчезает с воплем, а панночка дает Левко записку — фальшивый «приказ пана», требующий свадьбы.

Финал: Голова, дрожа от страха, соглашается. Левко и Ганна женятся, а панночка исчезает в озере, наконец обретя покой.

Детали, от которых мурашки:

  • Озеро ночью: «Луна дрожала в воде, как серебряная монета, а из камышей доносился смех русалок».
  • Дом ведьмы: «Стены стонали, когда Левко вошел, а пауки сплели над ним сеть, словно погребальный саван».
  • Образ панночки: «Ее лицо было белее снега, а глаза — глубже самого озера».

4. «Пропавшая грамота»

Начало: Казак Фома, прозванный «Глупым», получает от гетмана задание: доставить царице важную грамоту. Путь лежит через степь, где «и днем-то черти водят».

Встреча с чертом: Ночью Фома останавливается на хуторе и встречает старика, предлагающего сыграть в карты. Фома соглашается, не подозревая, что это черт. Крестя карты, казак выигрывает шапку-невидимку, но утром обнаруживает пропажу грамоты.

Погоня: Фома возвращается к черту, хватает его в мешок и везет в Петербург. Царица, увидев «трофей», смеется: «Отпусти его, пусть бесится в своем болоте!». Фома получает награду, но пропивает все в кабаке — «казацкая душа широкая!».

Детали, смешные и жуткие:

  • Диалог с чертом: «Чого тоби? Душу? Та в мене її давно горилка спалила!».
  • Степь: «Ветер выл, будто оплакивал кого-то, а Фома насвистывал, будто хоронил свою печаль».
  • Финал: «Черт убежал, поджав хвост, а Фома хохотал, пока не свалился в канаву».

Вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Продолжаем путешествие в мир, где снег скрипит под сапогами чертей, любовь побеждает страх, а старые проклятия не дают уснуть по ночам. Дед Фома Григорьевич снова у печи, готовый рассказать истории, от которых смех смешивается с дрожью. Вторая часть — это четыре новые повести, каждая как узор на морозном окне: загадочный, хрупкий и бесконечно глубокий.

1. «Ночь перед Рождеством»

Начало: Деревня Диканька засыпана снегом. В небе летает ведьма Солоха — мать кузнеца Вакулы, собирая звезды в рукав. Вакула влюблен в красавицу Оксану, которая насмехается: «Принесешь черевички, как у царицы, — выйду замуж!».

Чертовы проказы: Тем временем черт, обиженный на Вакулу (тот нарисовал его насмешливый портрет в церкви), крадет месяц, чтобы помешать молодежи колядовать. Но Вакула, заметив нечистого, хватает его за хвост и кричит: «Отвезешь меня к царице!».

Путь в Петербург: На спине черта Вакула летит в столицу. По пути заглядывает к Пацюку, колдуну, который ест вареники, сами прыгающие в рот. Пацюк советует: «Крести черта — и будет тебе счастье!».

При дворе царицы: Вакула поражает Екатерину II своей искренностью. Царица дарит ему черевички, а черт, дрожащий у ног, вызывает смех двора.

Возвращение: Оксана, думая, что Вакула покончил с собой, плачет: «Без него и черевики — прах!». Вакула возвращается, они мирятся. А Солоха, тем временем, прячет в мешках ухажеров — голову, дьяка и Чуба (отца Оксаны). Когда мешки выносят на мороз, начинается фарс: голова орет, дьяк бранится, а Чуб клянется отомстить.

Детали, которые запомнятся:

  • Описание Оксаны: «Щеки рдели, как маков цвет, а глаза смеялись, будто два черта в кубке с горилкой».
  • Диалог с чертом: «Отпусти, кузнец! Я тебе месяц верну…».
  • Сцена у Пацюка: «Вареники прыгали в миску сметаны, будто живые, а Пацюк чавкал, как голодный волк».

2. «Страшная месть»

Начало: На берегу Днепра стоит замок казака Данилы Бурульбаша с женой Катериной. К ним приезжает отец Катерины — старик с глазами, «как два угля в пепле». Данила чует недоброе: тесть — колдун, связанный с нечистой силой.

Ночная пляска мертвецов: Данила следит за колдуном и видит, как тот на берегу вызывает мертвых казаков. Они выходят из Днепра, кости их стучат, а голоса шепчут: «Тяжко в могиле…». Колдун приказывает им «задушить всю Украйну».

Схватка: Данила вступает в бой, ранит колдуна, но тот успевает наслать проклятие: «Весь твой род исчезнет, как дым!». Позже Катерина, под гипнозом отца, помогает убить мужа.

Финал: Дух Данилы является Катерине, умоляя убить колдуна. Она закалывает отца кинжалом, но его дух становится Всадником Без Головы, вечно скачущим над Днепром. Катерина сходит с ума, а рева ревет, «словно оплакивает грехи живых».

Детали, леденящие душу:

  • Мертвецы: «Их ребра скрипели, как двери на ржавых петлях, а из глазниц ползли черви».
  • Проклятие колдуна: «Твой сын умрет, а душа твоя будет гореть в аду!».
  • Образ Всадника: «Конь его был чернее ночи, а вместо головы — пламя, пожирающее звезды».

3. «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»

Начало: Иван Фёдорович Шпонька — робкий помещик, чья жизнь похожа на сонную реку. После смерти матери его опекуншей становится тётушка Василиса Кашпоровна — женщина с волей, «крепче дубовой дубины».

План тётушки: Она решает женить племянника на сестре Сторченко, соседке, о которой Иван знает только, что у нее «нос, как пуговица, и глаза, как две вишни в тесте».

Кошмары Шпоньки: Ему снится, что жена превращается в сукно, которое тётушка кроит на штаны, а потом — в шарманку, играющую без остановки. В реальности тётушка устраивает «случайные» встречи, а Иван краснеет и прячет глаза.

Финал: История обрывается на полуслове. Гоголь словно смеется: «Жизнь — не сказка. Иногда свадьбы не случаются, а страх жениться остается навсегда».

Детали, которые смешат:

  • Тётушка Василиса: «Голос ее гремел, как гром среди ясного неба, а руки были сильнее медвежьих лап».
  • Сны Шпоньки: «Жена-шарманка играла «Казачка», пока Иван не проснулся в поту».
  • Диалог с соседом: «Женись, Иванушка! Баба — не волк, в лес не убежит!».

4. «Заколдованное место»

Начало: Дед Фома рассказывает историю из детства. Однажды он пас овец и наткнулся на «проклятую делянку» — участок поля, где трава росла гуще, но люди обходили его стороной.

Встреча с нечистью: Дед начинает копать и попадает в мир, где черти в красных шапках пляшут вокруг котла с золотом. Он хватает котел, но нечисть гонится за ним, превращаясь в собак и вихри.

Развязка: Дед отбивается крестом, а утром обнаруживает, что в котле — битые черепки. «Вот так-то, детки, — вздыхает он. — Чертово золото глаза слепит, да в руках прахом рассыпается».

Детали, которые пугают:

  • Пляска чертей: «Они скакали, будто кузнечики на раскаленной сковороде, а их тени тянулись до самого леса».
  • Бегство деда: «Ветер выл, как сто голодных волков, а котел жёг руки, будто наполненный углями».

Заключение: Почему «Вечера» — это вечность

Гоголь создал не сборник повестей, а живой организм, где:

  • Смех и ужас — две стороны одной монеты.
  • Любовь побеждает даже смерть, но жадность губит бессмертную душу.
  • Нечисть смешна, пока её не боятся, и страшна, когда ей верят.

«Вечера» — это мир, где каждый герой — часть украинской души: гордой, мятежной, грешной и святой. Здесь нет однозначных финалов. Даже в самом страшном проклятии слышится надежда, а в самом веселом танце — печаль.

И если однажды, в лунную ночь, вы услышите за окном топот копыт или шепот в камышах — не пугайтесь. Это Диканька зовет вас в гости, чтобы рассказать новую историю…

-

Подписывайтесь на канал. Пишите в комментариях, какие ещё книги вас интересуют.
-

Присоединяйтесь также к нашей группе в Телеграм. Так вы не пропустите наши новые рассказы.