Найти в Дзене
Знай!

Немой свидетель древности: Неизвестная цивилизация в джунглях Канаймы

В глубине венесуэльского национального парка Канайма, где реки пробивают себе путь сквозь древние тепуи, археологи столкнулись с загадкой, бросающей вызов современной науке. На двадцати труднодоступных участках обнаружены сотни наскальных изображений, не поддающихся атрибуции. Эти рисунки, созданные около 4000 лет назад, не соответствуют стилистике ни одной известной культуры доколумбовой эпохи. Место, о котором молчат учебники истории
Хосе Мигель Перес-Гомес, руководитель экспедиции, описывает находку как «археологический парадокс». Геометрические узоры в виде крестов, спиралей и точек соседствуют со стилизованными человеческими фигурами. Часть изображений выбита на камне, другие нарисованы охрой — техника, редко встречающаяся в регионе. Учёные исключили связь с соседними культурами: ни вайю, ни яномами, ни племена араваков не имеют подобных традиций. Ключи к разгадке, которые ведут в тупик
Рядом с петроглифами найдены фрагменты керамики и каменные инструменты. Предварительный анализ

В глубине венесуэльского национального парка Канайма, где реки пробивают себе путь сквозь древние тепуи, археологи столкнулись с загадкой, бросающей вызов современной науке. На двадцати труднодоступных участках обнаружены сотни наскальных изображений, не поддающихся атрибуции. Эти рисунки, созданные около 4000 лет назад, не соответствуют стилистике ни одной известной культуры доколумбовой эпохи.

Место, о котором молчат учебники истории
Хосе Мигель Перес-Гомес, руководитель экспедиции, описывает находку как «археологический парадокс». Геометрические узоры в виде крестов, спиралей и точек соседствуют со стилизованными человеческими фигурами. Часть изображений выбита на камне, другие нарисованы охрой — техника, редко встречающаяся в регионе. Учёные исключили связь с соседними культурами: ни вайю, ни яномами, ни племена араваков не имеют подобных традиций.

-2

Ключи к разгадке, которые ведут в тупик
Рядом с петроглифами найдены фрагменты керамики и каменные инструменты. Предварительный анализ показывает, что артефакты созданы в тот же период, что и рисунки. Однако их стиль не совпадает с известными образцами из Колумбии или Бразилии. Это заставляет предположить существование изолированной культуры, развивавшейся в горных районах Гвианского нагорья.

Ритуалы под открытым небом
Основная гипотеза связывает рисунки с сакральными практиками. Участки с петроглифами расположены у природных источников и пещер — мест, традиционно считавшихся «вратами» в духовный мир у индейских народов. Некоторые символы напоминают календарные отметки, возможно связанные с сельскохозяйственными циклами. Но без расшифровки символики любые интерпретации остаются догадками.

Хронологическая головоломка
Радиоуглеродный анализ органических остатков у одной из росписей указывает на возраст 2000 лет до н.э. Однако аналогичные изображения в бразильской Амазонии датированы 1500 годом до н.э., создавая временной парадокс. Возможно, венесуэльские тепуи стали «колыбелью» для культуры, мигрировавшей позднее на юг.

Безмолвные свидетели исчезнувшего мира
Самый тревожный вопрос: куда исчезли создатели этих рисунков? Отсутствие следов поселений и погребений ставит учёных в тупик. Версии варьируются от экологической катастрофы до ассимиляции с мигрирующими племенами. Ответ может изменить наше понимание доколумбовой истории континента.