Найти в Дзене
I love 2PM

«Мы продаем не просто песню, а вайб»: к-поп песни, на которые подсаживаешься

Как-то раз, когда я была в Эрмитаже, женщина-экскурсовод грустно заметила, что посетители в основном ходят по залам музея так, будто на рынке товар рассматривают: бросили взгляд, полюбовались и дальше пошли. А надо к картине подойти, рассмотреть детали, цвет, свет, композицию, попытаться разгадать замысел художника. Примерно такое же отношение у обывателя к музыке, особенно попсе. Чаще всего ее оценивают на примитивном уровне – понравилось/не понравилось. Хотя, если покопаться, то даже попсовая песенка может оказаться добротной такой музыкальной историей. К-поп в этом плане не исключение. Продюсеры, работающие с айдолами, умеют выдавать интересную музыку, даже если текст примитивный и заезженный. Не, ну а что текст? Корфаны у любимой группы все что угодно будут слушать, а инофаны все равно не полезут прям сразу перевод искать. К-поп продюсеры прекрасно знают, где и чем слушателя можно зацепить так, что песню хочется слушать и переслушивать. Тем более что любая песня собирается как конс

Как-то раз, когда я была в Эрмитаже, женщина-экскурсовод грустно заметила, что посетители в основном ходят по залам музея так, будто на рынке товар рассматривают: бросили взгляд, полюбовались и дальше пошли. А надо к картине подойти, рассмотреть детали, цвет, свет, композицию, попытаться разгадать замысел художника.

Примерно такое же отношение у обывателя к музыке, особенно попсе. Чаще всего ее оценивают на примитивном уровне – понравилось/не понравилось. Хотя, если покопаться, то даже попсовая песенка может оказаться добротной такой музыкальной историей. К-поп в этом плане не исключение. Продюсеры, работающие с айдолами, умеют выдавать интересную музыку, даже если текст примитивный и заезженный. Не, ну а что текст? Корфаны у любимой группы все что угодно будут слушать, а инофаны все равно не полезут прям сразу перевод искать.

К-поп продюсеры прекрасно знают, где и чем слушателя можно зацепить так, что песню хочется слушать и переслушивать. Тем более что любая песня собирается как конструктор, в которой каждая деталь за что-то отвечает.

Интро

Вступительная часть на несколько секунд, которая есть почти у каждой песни. Интро – это чуть ли не самый важный сегмент, потому что именно первые секунды цепляют слушателей или, наоборот, не цепляют. Это как завязка истории, как первые кадры фильма, как визитная карточка. Интересное и цепляющее интро дает песне шанс выжить в борьбе с сотней других треков в плейлисте.

Интро задает концепт, атмосферу и эмоциональный настрой. «Если за 5 секунд ты не удивишь слушателя — он уходит. В к-поп мы продаем не просто песню, а вайб», - сказал кто-то из продюсеров SM Ent. Особенно этот вайб заметен по песням-бэнгерам (те, которые очень мощные). Начало у них всегда такое яростное, настраивающее на то, что сейчас будет «взpыв». Как, например, у BTS «Fire», ATEEZ «Wonderland», EXO «Monster» или Stray Kids «God's Menu»

Или, наоборот, вайбовые песни, которые не столько качают, сколько просто под настроение. И интро у них обычно романтичное, грустное, мечтательное, спокойное и уютное – в общем, создающее определенное настроение.

«Spring Day» BTS
«Spring Day» BTS

Интро бывает разное. Чаще всего оно просто музыкальное. Но такое, что либо потом песня узнается с первой секунды, либо с первого прослушивания понятно, чей это трек. Например, у BlackPink начало их самых популярных песен - пенье труб и рокот барабанов. Сразу угадывается их характерный бит - такой, как будто женский полк не петь, а на бой поднимают:)

Шикарнейшие интро у недавних дуэтов Stray Kids. И у них реально там вступительная часть как будто начало какого-то эпичного фильма. Особенно в «Escape» и «Cinema».

-2

У последних так вообще начало мощнее, чем сама песня. Напоминает музыку заставки «20-й век фокс».

Иногда интро бывает неожиданным, но очень запоминающимся, практически визуальным. Как, например, у BTS в «DNA», когда парни насвистывают в начале, или звуки часов в «My House» 2PM.

Бридж

Часть песни, которая обычно соединяет второй куплет с последним припевом - как бы перекидывает мостик, отсюда и название. Бридж подготавливает слушателя к кульминации и одновременно добавляет мелодии контраста тем, что выбивается их общего музыкального ряда (меняется тональность, темп, инструментал и т.п.).

Как говорят композиторы, бридж помогает отдохнуть от куплета и припева, особенно если они были мощными и энергичными. «Deja Vu» Ateez вроде бы и нежная для их стиля, но при этом энергичная песня. А бридж словно ломает ее эмоционально: звучит фортепиано, мелодия спокойная, а потом взpывнaя кульминация.

Другая задача этого сегмента – удерживать интерес к песне, когда куплеты и припев уже прозвучали не раз, когда уже все вроде бы понял, а тут бац — неожиданный поворот. Ведь трек не должен быть монотонным, и слушатель не должен заскучать. У Stray Kids в «Lalalala» бридж в исполнении Феликса, Хёнджина и Хана звучит немного сумасшедше и даже пугающе, уже и не знаешь, что там будет в конце. А в конце - эпичный припев. Как в какой-нибудь напряженной истории, когда вроде бы все рассказали, но под конец решили еще подержать интригу.

Если песня не особо мелодичная, то в бридже вокалист как раз может продемонстрировать свои вокальные способности и сделать классный разгон перед последним припевом. У Ateez Чонхо обычно этим занимается.

-3

Бридж обычно не так явно выражен, если песня в одной тональности. Но и тут композиторы умеют разнообразить мелодию. У Enhypen в «Loose», например, сплошной вокал. Поэтому для контраста в бридже оставили просто инструментал без вокала. Для фанчира очень удобно. Под конец только Джей делает подводку к фальцету Хисына – припеву, который мы уже несколько раз слышали.

В «Fake Love» BTSмелодичный бридж в исполнении Чимина и Джина соединяет рэп-партии Намджуна и Шуги с надрывным финальным припевом.

У GD в «Bonamana» шикарный бридж. Песня довольно спокойная: ДжиДи даже не поет, а словно рассказывает свою историю под гитару. А в бридже он показывает и красивый вокал, и свой фирменный рэп.

Хук

Главный «крючок», на который ловят слушателя. Самая крутая и самая цепляющая часть песни. Хук отвечает за то, чтобы песня заела в голове и ее захотелось переслушивать. Это те строчки и слова, которые запоминаются в первую очередь. Интро завлекает, а хук добивает. «Wow. Fantastic baby» или «Bang bang bang!» BigBang, «Put your hands up!» или «Again and again and again and again...» 2PM, «You can’t stop me lovin’ myself» и «О-о-уо! О-о-уо-уо!» BTS – это все те самые цепляющие части песни.

-4

Хук есть в любой песне. Опять же, распознать его просто – самая запоминающаяся фраза, слово, какое-нибудь ра-та-та-та, мелодия, бит и т.п. Такого «крючка» может не быть разве что в глубоко личном творчестве певца, в песнях для фанатов и нечто подобном. Потом еще эти же фанаты обижаются, почему такая красивая песня с глубоким смыслом не зашла массовому слушателю. Ну, потому что массовый слушатель музыку в первую очередь слушает, а только потом анализирует. А чем слух зацепить, если нет крючка?

Хук срабатывает, потому что наш мозг любит повторы, ритмичность, что-то яркое, но в то же время понятное и простое. В к-поп самые цепляющие части песни пишут на английском. Ну, понятно почему. Эталонный к-поп хук, конечно, же «гангам стайл». С трудом вспоминается, какой был припев или куплет в этой песне Псая, но эту строчку помнят все. Кстати, запоминающееся движение в хореографии – это тоже хук.

-5

Цепляющая строчка может где угодно в песне: в припевах, и в куплетах, в проигрышах. Хук даже необязательно должен быть единственным в песне. Наоборот, в к-поп сейчас много песен с несколькими хуками. Это делается для того, чтобы трек удерживал внимание, а также чтобы каждый участник группы получил свой момент славы.

Самый яркий, наверное, пример – «Chk Chk Boom» Stray Kids. Вот уж куда щедро отсыпали хуков. Даже песню начали с одного из них. Уже в интро Феликс выкрикивает: «Бум, бум, чик-чик, бум!». В этой песне хватает и фразовых «крючков» (ла вида лока и прочее), и звуковых, и хореографических («ра-та-та-та», звук перезарядки оружия и соответствующее движение). «Бум» так вообще по всей песне гуляет.

Танцевальный хук, как например «TT» Twice или «Love Shot» ЕХО, с запоминающимся движением тоже помогает запоминанию песни. А сейчас так просто необходим для продвижения в Tik Tok трендах и т.п. Кстати, есть даже специальные музыканты-хукмейкеры, которые занимаются тем, что пишут как раз цепляющие части трека.

-6

Куплет и припев

Это «мясо» песни. Сама история, собственно. Куплет и припев обычно сохраняют свою традиционную структуру, хотя и тут продюсерам есть где разгуляться. Обычно достается припеву, который принято делить на прехорус-припев-постхорус, чтобы сделать песню не просто запоминающейся, а катаcтрофически залипательной, визуально и музыкально разложить эмоции по частям.

Меня так в свое время «Queencard» (G)I-DLE именно этой троицей и покорила: нежный прехорус, разгоняющий мелодию (собственно, прехорусы обычно и нужны как трамплин для разгона), энергичный припев и заедающий хук в постхорусе. Еще и очень запоминающаяся хореография. Такая же структура припева у девочек Aespa в «Whiplash», например.

Невероятный припев у Ateez в «Guerrilla». Припев там практически всю песню занимает. К нему две подводки, сам припев делится на две части, где вступает мощный вокал Чонхо, еще и добивают яростным постхорусом. «Guerrilla» вообще отличный пример, зачем этим полyгoлым мужикам нужен Чонхо (ладно, это шутка:).

Про то, что я обожаю прехорусы-разгоны у Stray Kids, уже много раз говорила. Они у них вправду вокально и музыкально невероятные. И обычно максимально мелодичные даже в самых наэлектризованных песнях, таких как «Giant», «Venom», «JJAM».

Аутро

Это музыкальное и смысловое завершение песни. Трек может заканчиваться плавно, в стиле «медленно уходим в закат», когда музыка постепенно затухает. Как у Enhypen в «Moonstruck». Или, наоборот, с фейерверком, как у SHINee в «Sherlock». Или закольцовывают, когда интро совпадает с аутро. Как у 2PM в «Again & Again».

Но сейчас к-поп песни обычно заканчиваются внезапно, когда какой-нибудь «бум» - и все, расходимся. Или вообще без «бум», просто обрываются. Надоело что ли авторам песен концовки придумывать, все силы уходят на то, чтобы заедающий хук придумать?..

Совсем шикарно, если аутро завершает историю, рассказанную в песне. Мне очень нравится завершение в «Fake Love» BTS, в котором парни повторяют интро и как бы подводят итог песни.

Казалось бы, раз все так просто, то любой может собрать из таких кубиков хитовую песню. Но конечно же нет. Нужно как минимум каждый кубик правильно подобрать, чтобы не получился винегрет в итоге. Ну и сделать из песни музыкальную историю тоже не так просто.

Например, из четырех дуэтов Stray Kids я без клипа и перевода текста с наибольшим удовольствием слушаю «Труман» Феликса и Хана. Потому что у них песня очень здорово развивается, постоянно набирает темп. Сначала такой тягучий Феликс и спокойный Хан, а потом кааак разошлись. Это как история, которую чем дальше рассказывают, тем интереснее.

Мне кажется, во многом поэтому так зашла «APT» Розэ. Вроде бы песенка простая и клип пять копеек стоит. Но как здорово песня развивается музыкально и вокально. Ее просто приятно включить и слушать, и она постоянно набирает обороты как захватывающая история.

P.S. Видео с ютьюба