Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны, а её герои навсегда остались в памяти поколений. Среди них — простые люди, чьи мужество и самоотверженность стали примером настоящего подвига. В этом рассказе — истории двух таких героев: краснофлотца Владимира Сергеевича Адаева и лётчика Николая Гавриловича Горбунова. Их судьбы, полные отваги и преданности Родине, — не просто страницы прошлого, а живое наследие, которым гордится их семья и вся страна.
Через воспоминания, награды и фотографии мы узнаём, как они сражались за свободу, как переживали тяготы войны и как встретили долгожданную Победу. Эти истории — напоминание о том, что героизм начинается с любви к своей земле и готовности защищать её любой ценой.
Хочу рассказать историю двух удивительных людей, которыми очень гордится наша семья, – моего прадеда и родного брата моей прабабушки. Адаев Владимир Сергеевич, мой прадед, родился в 1920 году в Атяшевском районе Республики Мордовия в деревне Старое Баево. Во время Великой Отечественной войны он был краснофлотцем в РККА. В конце октября 1941 года к стенам Севастополя подошла линия фронта. Учитывая стратегическую важность города, ставку Верховного Главнокомандования объявила приказ: «Севастополь не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами». Огромное значение в тот момент приобрел морской путь, связывающий город с Большой землей. Его важность для Севастополя, пожалуй, можно сравнить с «дорогой жизни» осажденного Ленинграда. С помощью боевых кораблей в город доставлялись боеприпасы, медикаменты, продовольствие, а обратно, на Большую землю – раненые, женщины, дети. Но пройти по фарватеру к городу было непросто: основная опасность заключалась в магнитно-акустических минах, которые немцы в огромном количестве сбрасывали в пролив с воздуха.
Весной 1942 года, в особенно сложный для города момент накануне большого немецкого наступления, 9-й и 12-й дивизионы тральщиков получили задание – во что бы то ни стало очистить фарватер от вражеских мин, чтобы освободить проход к Севастополю, к нашим боевым кораблям. Для выполнения этого задания в очередной раз в море вышел один из катеров 12-го дивизиона, на котором и проходил службу рулевым-сигнальщиком старший матрос Владимир Сергеевич Адаев. Удалось взорвать одну мину, вторую. Но тут, почуяв неладное, немцы открыли по катеру огонь. Разрывы снарядов то слева, то справа по курсу вспарывали водную гладь, но, несмотря на это, разминирование с успехом продолжалось. Тогда в воздух поднялись бомбардировщики, обстрел усилился, но катер по-прежнему продолжал выполнять боевую задачу. С самолетов были сброшены две торпеды. Однако благодаря мастерским маневрам рулевого, они не достигли цели. Но вот осколком близко разорвавшегося снаряда рулевого тяжело ранило. К счастью, катер управление не потерял – рулевой остался у руля. Выполнив задание, катер вернулся на базу.
За этот неравный поединок с врагом экипаж был представлен к наградам. Самой высокой – Ордена Отечественной войны второй степени – за мастерство и хладнокровие, проявленное в бою, был удостоен мой прадед. Всего за время героической обороны Севастополя он был награжден за мужество и доблесть восемь раз. Лишь после того, как 30 июня 1942 года, получив по радио приказ Ставки об оставлении города, катер, на котором служил прадед, покинул Севастополь вместе с другими кораблями. Тяжелое ранение, полученное в бою, не позволило моему прадеду вернуться на фронт, и после шестимесячного лечения он был отправлен в тыл.
Родной брат моей прабабушки, Горбунов Николай Гаврилович, родился в 1922 году в Ичалковском районе Мордовской АССР. Во время Великой Отечественной войны младший лейтенант Горбунов был летчиком, воевал в составе 37 апдд/13 гапдд/229 гбап.
Будущий командир самолета Николай Горбунов прибыл в полк, размещавшийся в Монино, в августе 1942 года. Распределение он получил в Энгельской военной школе пилотов, куда попал в первые дни войны из родного села Лобаски. Николай Гаврилович начал летать на боевые задания вторым пилотом в экипаже Никиты Андреевича Крапивы, которому в 1944 году было присвоено звание Героя Советского Союза.
«Мой первый боевой вылет состоялся 16 октября 1942 года в район города Ржев. Мы шли на цель, как через иллюминационный фейерверк. Множество стволов малокалиберной артиллерии стреляло по самолету трассирующими снарядами. Видно было, как разноцветные пунктиры идут от земли, казалось, прямо в кабину самолета, но, приближаясь к нам, почему-то изгибаются и уходят под самолет. Под шквалом огня я испытывал не страх, а азарт: врешь, не возьмешь! Я своего добьюсь. Все это: зенитные трассы, рыскающие лучи прожекторов, стремящиеся выхватить из темноты наш самолет, я видел впервые и испытал странное чувство. От сотен, несущихся на меня снарядов, мне становилось смешно. Но это не был какой-то истерический смех, а совершенно обыкновенный. Как будто я, участвуя в опасной игре, был уверен, что опасность эта – просто пустяк», – рассказывал о том времени летчик Горбунов.
К апрелю 1944 года на самолете Б-25 он произвел 120 боевых вылетов.В конце войны служил в звании старший лейтенант, командовал звеном. Был награжден Орденами Красного Знамени Отечественной войны второй степени и двумя орденами Красной Звезды.
О победе Николай Гаврилович вспоминал так: «Вечером 8 мая по полку поползли слухи – полушепотом, неуверенные – будто война закончилась. Но никакого официального объявления не было. Легли спать. А около четырех часов утра вскочили от необыкновенного шума, выстрелов, криков. Победа! Победа!». Николай Горбунов был одним из участников знаменитого Парада Победы на Красной площади, когда герои Второй мировой бросали к подножью мавзолея знамена поверженного врага.
«Для меня это была большая честь – ведь я один представлял 37-й авиационный полк. Но тогда я еще не осознавал этого в полной мере. Конечно, мне было приятно, но прежде всего я радовался поездке в Москву, потому что наконец-то смогу обнять Ольгу, свою молодую жену. Уже намного позднее я осознал, что Парад этот – грандиозное историческое событие, символ нашей несокрушимости. Ведь в нем принимали участие все маршалы Советского Союза и по одному полку от каждого из фронтов. В составе полков шли Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы и наиболее отличившиеся орденоносцы. Отдельными полками шли представители Военно-морского флота и Военно-воздушных сил, в составе которого шагали и мы – летчики Авиации дальнего действия, возглавляемые командиром 1-го авиационного корпуса, генерал-лейтенантом Тупиковым. Такое не забывается».
Екатерина Адаева, к проекту «Защитники Отечества».