«Играя в незнакомую игру, никогда не делай первого хода». Джек Лондон
Точно определить количество существующих компьютерных игр невозможно, так как их число растёт реально ежедневно. По некоторым оценкам (как говорится, «но это не точно»), общее число выпущенных игр уже перевалило за 100 миллионов. Подсчитано: данные за прошлый год – во всём мире 3,32 млрд человек играют в видеоигры. А это, между прочим, больше 40 % населения планеты. А что российские геймеры? В стране регулярно играют 88 миллионов человек. Сложно поверить, но среди россиян старше 77 лет любителей игр аж 7%! А что до самой популярной игры – стабильность наше всё: это до сих пор GTA.
Кто ты, геймер?
Для составления некоего «портрета российского геймера» с интересом пообщалась с несколькими представителями этого сообщества. Кстати, для несведущих, люди, играющие в такого рода игры, вообще-то делятся на своеобразные «касты». И тот, кто рубится на компе, не понимает «плоечника» (Прим: «Плойка» – это игровая приставка или консоль). И, кстати, есть еще «подвид» мобильных геймеров.
Профессиональная жизнь 33-летнего режиссера монтажа Антона Павлова проходит за компом. А часть отдыха – у монитора с джойстиком в руках. Игры – это отличный способ отвлечься от жизненных проблем, тревог, переживаний и рутины, говорит режмонт. А кроме того, переключение на бродилки-стрелялки даёт возможность перезагрузиться мозгам – и решение проблемы приходит само.
«В основном я играю в сюжетные однопользовательские игры. И ключевое слово тут «сюжетные». Могу с уверенностью сказать, что игры – это одна из форм искусства, которая может полноправно конкурировать с литературой и кинематографом (а в некоторых аспектах и превосходить их). Посредством игр создатели могут рассказывать просто невероятные истории: сюжет первой части The Last of Us я до сих пор считаю одним из лучших, с которыми я имел удовольствие ознакомиться за всю жизнь. Ну, и потом, игры – это красиво», - рассказал Антон.
Продюсеру Александру Рунову 32, и для него игры – это неотъемлемая часть жизни. Собеседник смеется, что всё началось с полубессознательного уровня, с игрушки «Волк ловит яйца». А потом первокласснику Саше папа принёс приставку «Денди». И понеслось!
«Несомненно, каждая игра – это как новая книга. Это творение, созданное несколькими людьми, иногда десятками или сотнями программистов, которое погружает тебя в миры и ситуации, в которых ты никогда не побываешь в реальной жизни. Это отдушина от рутины, быта, несчастий и душевных терзаний», - отмечает Александр.
Любитель приставочных игр при этом подчёркивает, что его ситуация – это не про соревновательные игры, там играют совсем для других целей и по другим причинам.
Киберспорт: совсем или не совсем спорт?
Можно утверждать, что, как минимум, по официальным документам – совсем спорт. В России еще с 2016 года включён во Всероссийский реестр видов спорта. А с прошлого года Международный олимпийский комитет тоже подтвердил признание киберспорта олимпийским видом. Кстати, уже в этом году в Саудовской Аравии пройдут первые в истории Олимпийские киберспортивные игры.
В последние годы киберспорт превратился в глобальное явление, привлекающее миллионы поклонников и создающее целые индустрии вокруг себя. Тут тебе и технологические инновации, и зрелищность и массовость таких событий. А еще престиж – профессиональные игроки получают статус звёзд, аналогично традиционным спортсменам.
Молодому и перспективному бизнес-аналитику IT-компании Архипу Петину 25 лет. Он считает, что киберспорт стал профессиональным совершенно заслужено: ведь шахматы являются видом спорта, в конце то концов! В профессиональных соревновательных компьютерных играх побеждает тот, кто подобрал оптимальную стратегию и принял правильные ситуативные действия в рамках этой стратегии.
«Помимо стратегии и тактики почти во всех соревновательных компьютерных играх требуются хорошая реакция и способность принимать оптимальные игровые решения в очень короткий промежуток времени, вплоть до долей секунды. Именно поэтому некоторые соревновательные компьютерные игры называют смесью шахмат и футбола», - поделился мнением Архип.
Начинающему киберспортсмену, коим является мой собеседник, в первую очередь в таких соревнованиях нравится командная составляющая игры: «В наших турнирах мы играем устоявшейся командой против других сыгранных команд, всё как в спорте. Это не рандомный подбор других участников, где никто не знает, что от кого ждать». Архип Петин также абсолютно уверен, что и зрителем быть здорово – ты ж болельщик!
По информации, полученной от профессионалов сообщества, самыми популярными киберспортивными играми в СНГ-пространстве являются Counter-strike, Dota 2, PUBG:Battlegrounds. Совсем недавно по Dota 2 прошли соревнования, которые для ребят организовал зампред Народного Совета ДНР Андрей Крамар. В гранд-финале LAN-турнира приняли участие 32 команды, объединившие 250 ребят из ЛНР и ДНР, Крыма, Херсонской и Запорожской областей.
«Dota 2 остается одной из самых популярных в мире компьютерных игр. Вполне закономерно, что и киберсоревнования вызвали огромный интерес и участников, и зрителей. Здесь удачно сочетаются необходимость стратегического мышления и принятия оперативных решений. Это, безусловно, добавляет игрокам и их болельщикам адреналина», ─ рассказал Андрей Крамар.
Как не заиграться?
Психолог, гештальт-терапевт Марина Славина уверена, что в ситуации с играми, как и в любой другой, не нужно кидаться махать шашкой. У всякой медали есть две стороны. Начнем с хорошего.
Психолог отмечает, что шутеры стимулируют мозг, развивают скорость реакции, зрительно-пространственное восприятие, многозадачность и умение оперативно принимать решения. Дети учатся лучше планировать стратегию действий и оценивать ситуацию мгновенно. Кроме того, они улучшают моторику рук и способствует лучшему взаимодействию мозга с телом, поскольку управление стрелком требует высокой точности движений и быстрой реакции. Если это командная история, то шутеры могут влиять на формирование лидерских качеств и социальных навыков взаимодействия друг с другом: организации команды, договороспособности, умению находить компромиссы и решать конфликты.
Но – есть и минусы.
«Если не ограничивать детей в этом увлекательном занятии, то через некоторое время родители заметят у ребенка повышенную возбудимость, тревожность и агрессию в сторону взрослых. И всё это по одной простой и понятной причине: длительное пребывание в условиях стресса, связанных с необходимостью быстрого реагирования, создает дополнительную нагрузку на нервную систему ребенка, повышая риск возникновения тревожности, нарушения сна, раздражительности», - отмечает эксперт.
Славина считает, что постоянная необходимость «убивать» врага, сцены насилия и расправ в игре также могут привести к снижению у молодого человека чувствительности к насильственным действиям, повышению толерантности к агрессии и увеличению вероятности проявлений агрессии в повседневной жизни. Примеров этому мы видим сколько угодно, дети и в нашей стране и далеко за ее пределами стали убивать сверстников, не боятся брать в руки ножи, топоры и огнестрельное оружие. Это к вопросу о толерантности.
«Глаз да глаз нужен за детьми, которые подсаживаются на стрелялки и не могут потом жить нормальной жизнью, ограничивают живые контакты с друзьями и сверстниками, с членами семьи, сужают круг общения до минимума и до таких же игроков с общностью узких интересов», - рассказала психолог.
Не устаю повторять, о чём бы мы не разговаривали здесь: во всяком деле требуется чувство меры и здравый смысл! И, безусловно, чуткое отношение и внимание друг к другу – что в семье, что за пределами. Тогда и игры будут приносить радость и оживлять быт. И оружие никто в руки брать не будет!
Всем PEACE!