Торговцы и миссионеры когда-то окрестили этот регион «Островами каннибалов». Недавнее обнаружение там человеческих останков может пролить свет на его бурную историю.
Рифовые берега крупнейшего острова Фиджи Виту-Леву привлекают туристов, жаждущих поплавать с маской и трубкой в его тропических водах. Однако всего в нескольких милях от берега местные жители недавно обнаружили редкое массовое захоронение, которое может пролить свет на бурный и ужасный период в истории этого архипелага в южной части Тихого океана.
Человеческие останки были найдены 29 февраля на вершине огромного холма-крепости с видом на грязную реку Сигатока, которая змеится из суровых гор Виту-Леву. Их еще предстоит проанализировать, но местные жители предполагают, что они стали жертвами ритуального каннибализма, долгое время практиковавшегося во время племенных войн. Археологи, однако, подозревают, что погибшие, скорее всего, стали жертвами эпидемии кори. Эта разрушительная чума, трагически занесенная королем Фиджи после его визита в Австралию в 1875 году, убила каждого третьего его подданного.
Фиджи состоит из более чем трехсот вулканических островов и находится в тысяче миль к северу от Новой Зеландии. Так называемые люди Лапита — мореплаватели-предки современных полинезийцев — поселились здесь около трех тысяч лет назад. Позже сюда прибыли колонисты с меланезийских островов на западе, а также с полинезийских аванпостов на востоке, таких как Самоа и Тонга. Тысячу лет назад Фиджи стали важным торговым перекрестком южной части Тихого океана.
Война и эпидемия
В 1789 году капитан Уильям Блай, известный по «Баунти» , стал первым европейцем, нанесшим на карту побережье Фиджи, а в начале и середине девятнадцатого века за ним последовали американские и европейские купцы и миссионеры. Они окрестили регион «Островами каннибалов» и стремились искоренить ритуальный каннибализм, при котором победители поедали побежденных в войне, чтобы получить силу своих жертв. Западные христиане также использовали местные морские огурцы для экспорта в Китай, а вскоре прибыли британские и американские плантаторы в поисках земли для выращивания хлопка. Религиозные и экономические потрясения привели к усилению конфликта между разрозненными кланами и племенами Фиджи, поскольку Великобритания и Соединенные Штаты пытались аннексировать плодородный архипелаг.
Кризис достиг апогея в 1867 году, когда британский миссионер Томас Бейкер попытался обратить в христианство членов высокогорного племени вдоль реки Сигатока. Говорят, что он разгневал местных жителей, прикоснувшись к голове их вождя, что является серьезным культурным табу. Бейкер и семеро его обращенных фиджийцев были расчленены, сожжены и съедены жителями деревни Виту-Леву; кожаные сандалии миссионера выставлены в Музее Фиджи в столице Сува. Смерть Бейкера, набеги коренных народов и последующее убийство двух белых поселенцев заставили белых мстителей, включая группу, которая называла себя Ку-клукс-кланом в честь американской организации сторонников превосходства белой расы, бродить по островам в поисках мести.
Хаос в конечном итоге спровоцировал войну между горными фиджийцами, придерживавшимися традиционных укладов, и Британией с их союзниками-фиджийцами и белыми христианами на побережье. Одна традиционалистская фракция базировалась в Тавуни, стратегически расположившись высоко над изгибом реки Сигатока, в полудюжине миль от побережья на Виту-Леву. Раскопки и устные рассказы показывают, что тонганский иммигрант поселился в Тавуни около 1800 года и построил дом вождя и около шестидесяти других зданий на высоком хребте и вступил в брак с местными женщинами.
К началу 1870-х годов жители деревни встали на сторону горного племени Кай Коло в партизанской войне против первого объединенного правительства Фиджи во главе с христианским монархом Какобау. В 1874 году король передал контроль над Фиджи Британской империи, а затем отплыл в Сидней, чтобы отпраздновать аннексию. Там он и дипломатическая группа заразились корью. По возвращении вирус быстро распространился среди населения, не имевшего иммунитета. Около 40 000 коренных фиджийцев умерли в страшной эпидемии. Тем временем британские солдаты и войска Какобау начали жестокую кампанию по разгрому Кай Коло и их союзников. Во время боев в 1876 году Тавуни был сожжен, а мятежники растворились в высокогорье. Заброшенный, грозный редут быстро превратился в густой лес.
Случайная находка
«Там были одни джунгли», — говорит Ланиета Лаулау, выросшая в деревне недалеко от Тавуни. «Мы приходили сюда собирать дрова, но ничего не знали о его прошлом». В 1980-х годах местные жители расчистили это место, а археологи обнаружили десятки фундаментов домов и защитных стен, окружавших крутые склоны, чтобы сделать его доступным для туристов. Лаулау была среди тех, кто помогал рубить густые заросли, и теперь она служит смотрителем национального исторического памятника, который сдается в аренду правительству местным племенем.
В феврале, когда умер вождь местного племени, жители деревни решили похоронить его на самой высокой точке Тавуни. Во время рытья могилы было обнаружено большое количество человеческих скелетных останков. «Там были кучи и кучи костей», — говорит Лаулау. «Это была могила не одного человека», — добавляет она. «Они все были перемешаны».
Лаулау возражала против решения жителей деревни вырыть могилу на историческом месте, но договорилась о том, чтобы сохранить десятки костей для научного анализа. Остальные были перезахоронены. Во время мартовского визита в ее офис она достала, для посетителей, прозрачный пластиковый пакет и аккуратно положила извлеченные кости на стол. Среди них человеческие черепные крышки, челюстные кости с неповрежденными зубами и многочисленные кости рук и ног.
По словам Элии Накоро, старшего археолога Музея Фиджи, на архипелаге было найдено всего два таких массовых захоронения, хотя останки были перезахоронены без анализа. Оба находились в непосредственной близости от холмовых фортов. Некоторые части скелета, добавил он, были найдены за пределами традиционных могил, что является частью практики окружения поселения костями, чтобы отпугнуть незваных гостей.
Учитывая, что Тавуни был занят только традиционными фиджийцами, Лаулау утверждает, что погибшие, вероятно, были побежденными воинами, съеденными теми, кого убили защитники крепости. «Они съели мясо и оставили кости, которые затем закопали в кучу», — говорит Лаулау, указывая на близлежащий монолитный камень на месте, которое, по местной традиции, было местом ритуальной казни заключенных. Археологические свидетельства из разделанных человеческих костей на цепи островов говорят о том, что эта практика была древней, хотя, вероятно, практиковалась только в строгих ритуальных условиях.
Однако Накоро считает, что кости, скорее всего, принадлежат тем, кто погиб во время эпидемии кори 1875 года, до того, как форт был сожжен. Патрик Нанн, археолог из австралийского Университета Саншайн-Кост, соглашается с ним. «Почти наверняка, это массовое захоронение 19 века , когда население Фиджи было уничтожено корью и гриппом, против которых у них не было естественного иммунитета», — говорит он. Дети были особенно уязвимы. Болезнь возникла более пяти тысяч лет назад от крупного рогатого скота в Месопотамии и не достигла южной части Тихого океана до прибытия европейцев. Люди умирали в таком большом количестве, что ослабленные выжившие с трудом могли бы их похоронить.
Накоро намерен отправить кости в лабораторию Нанна для изучения. Анализ должен предоставить важные данные о возрасте, поле и причине смерти жертв, а также подсказки о том, когда они умерли. Каннибализм будет очевиден, если исследователи обнаружат следы разделки на костях, в то время как болезнь может быть выявлена с помощью молекулярных исследований останков.