Подборка "Духоведение Рудольфа Штайнера".
Внутренняя связь между явлениями природы и ее существами. Лекция 6, 1923г. (Выдержки).
Человек, покидая Землю и проходя через врата смерти, утрачивает свою голову; она, так сказать, распыляется в космическом пространстве. После этого весь остальной его организм претерпевает метаморфозу (разумеется, в том, что относится к образующим его силам, а не к его субстанции); весь остальной человеческий организм преобразуется в будущую голову его следующего воплощения. Человек, который хочет снова найти путь к Земле, стремится сформировать свою будущую голову. И в действительности, голова — это часть эмбриона, развивающаяся в первую очередь в том виде, который уже предвещает будущее человеческое существо. Эта тенденция развоплощенной души к образованию головы тесно связана с процессами в мире крылатых — птиц и бабочек, и эти крылатые существа, собственно говоря, вызывают человека из его сверхчувственного существования и приводят его к существованию в чувственном мире.
После этого, в течение своей эмбриональной жизни, человек сначала получает хорошо организованную голову; позже, в теле матери, земные силы, так сказать, моделируют остальные органические системы, пищеварительный аппарат и так далее. Верхняя часть человеческого организма зависит от того, что является теплом и воздухом, в то время как его нижняя часть (присоединяющаяся к нему во время его эмбриональной жизни подобно тому, как она была присоединена к нему в процессе космической эволюции) зависит от водно-земного элемента. Этот водно-земной элемент, прежде чем внедриться в человека, должен быть обработан специальным образом; именно это и происходит в материнском организме. Когда этот элемент начинает автономно создавать формы, то из него рождаются низшие животные: амфибии, рептилии, позднее — рыбы и другие мало изменившиеся в процессе эволюции создания.
Рыбы предоставлены формообразующим силам, которые действуют на них извне, в то время как у человека они действуют изнутри. Рыба живет в воде, но вода — это не только соединение водорода с кислородом, как считают химики. Вода пронизана действующими в ней всевозможными космическими силами. Даже силы звезд нисходят в воду; ни одна рыба не смогла бы выжить, если бы вода представляла собой только соединение водорода с кислородом. Как бабочка чувствует себя световым существом, а птица — существом нагретого воздуха, так рыба чувствует себя существом из воды и земли. Что же касается самой воды — той, которую рыба всасывает в себя, — то у рыбы нет впечатления, что эта вода является главной составной частью ее существа.
У птицы есть ощущение, что воздух, который она вдыхает, — ее собственное существо. Этот воздух, проникающий в нее и распространяющийся по всему ее телу, — она сама. Рыба всасывает воду, но она не чувствует, что вода — это она сама. Рыба ощущает себя содержащей воду и окруженной водой. Она — вместилище, оболочка, блестящая чаша воды. Сама по себе вода для нее относительно чуждый элемент, который входит в нее и выходит, принося ей воздух, в котором она нуждается. Но и воздух ей тоже чужд. Вот ощущения, возникающие в физическом теле рыбы. Но у рыбы есть также эфирное и астральное тела. Если вода, содержащаяся в ней, остается частью необъятной водной стихии, то эфир — реальная среда, в которой рыба живет. Она не ощущает свою принадлежность астральному. По существу она эфирное животное. Физически она — сосуд, кубок с водой. Вода, находящаяся в рыбе, составляет одно целое со всеми водами Земли, ибо вода и влага распространены во всех частях земного шара, и именно в этой воде, в этой влаге рыба воспринимает эфир.
В земном мире рыбы немы. Но если бы рыба могла рассказать, что она чувствует, то сказала бы: "Я — чаша; эта чаша вмещает разлитый по всему земному шару водный элемент, носитель элемента эфирного. На самом деле я плаваю в эфире". Рыба сказала бы: "Вода — это только Майя, реальностью является эфир, в котором я плаваю". Рыба ощущает жизнь Земли как свою собственную жизнь. Именно в этом заключается ее особенность. Она принимает самое интимное участие во всех сезонных изменениях земной жизни. Летом она чувствует восхождение эфирных сил, а осенью их нисхождение. Она воспринимает эфир как составной элемент дыхания земного шара. Эфир воспринимается рыбой как дыхание Земли.
С амфибиями и рептилиями дело обстоит иначе. У них мало связи с эфирными элементами Космоса, они связаны, скорее, с астральным элементом. Рыба могла бы сказать: "Я — существо, ставшее земным, рожденное земноводным элементом, но моя истинная жизнь — это жизнь всего Земного шара, его космическое дыхание". Лягушка принадлежит к тому, что можно назвать астральным телом Земли, так же, как рыбы принадлежат к ее эфирному телу. У рыбы тоже есть астральность, но она у нее собственная, своя. У лягушки есть эфирное тело, которым она владеет и которое связано с ней гораздо сильнее, чем у рыбы, но астральное тело у нее как бы общее со всем мирозданием. И она принимает участие во всех больших астральных явлениях времен года, во всей той игре, которую ведет астральность Земли: в испарении воды, в ее конденсации в дождь и тому подобном.
В кругообороте поднимающейся и опускающейся воды живет астральная атмосфера Земли, ее астральность. Лягушки принимают участие в этой игре астральных сил, к видимым проявлениям которой принадлежат метеорологические явления. Это относится и к рептилиям, но в меньшей степени. Лягушка не может сказать, что она сама что-то чувствует; она просто является носителем чувствований Земли, которые варьируют в зависимости от сухой или дождливой погоды. Поэтому лягушки и устраивают концерты — более или менее гармоничные — при некоторых атмосферных условиях. Эти концерты — выражение переживаний лягушки в астральном теле Земли. Лягушка не квакает, если ее не побуждает к этому весь Космос; она сопереживает астральному Земли.
Возвратимся теперь к пищеварительному аппарату человека. Он формируется изнутри наружу. Для того, чтобы понять эти законы, надо внимательнее понаблюдать амфибий и рептилий, так как они проявляют внешним образом те силы, которые одушевляют человеческий пищеварительный аппарат. С помощью этих сил, служащих нам для пищеварения, природа создает змей, жаб, ящериц и лягушек. В природе нет ничего безобразного, просто надо все рассматривать объективно.
Если действительно хочешь понять, чем является толстая кишка в организме человека с ее силами испражнения, следует обратить внимание на жабу. Жаба получает извне приток таких же формообразующих сил, которые действуют в толстой кишке человека. Это описание не столь поэтично, как описание бабочки. Но мы обязаны с величайшим беспристрастием созерцать разнообразные проявления мировой жизни. Таким образом можно составить себе точное представление о том, как Земля разделяет жизнь Космоса. Вы видите то, что в своей совокупности составляет органы выделения Земли.
Экскременты Земли являются живыми существами: она выталкивает, например, жаб. Создавая жаб, Земля освобождается от элементов, которые не может использовать. Все это показывает нам, что внешний облик природы всегда и везде согласуется с ее внутренней реальностью. Можно достигнуть понимания всего внутреннего, заключенного в человеческом существе, изучая то, что живет вне его в Космосе. Все в человеке с головы до ног можно объяснить с помощью тех существ, которые, окружая его, населяют земной шар. Потому что человек и мироздание едины.
Внешнее существо человека у своих границ встречается с внутренним существом Космоса. В той точке, где наши чувства встречаются с мирозданием, происходит контакт между тем, что вместе с человеком излучается изнутри вовне, и тем, что вместе с Космосом концентрировалось извне вовнутрь. Именно в этом смысле человек является малым мирозданием: микрокосмом перед лицом Макрокосма. Он заключает в себе все чудеса и все тайны Макрокосма, но только в противоположном направлении развития.
Проследим линию эволюции, пройденную Землей: тепловая фаза, воздушная фаза, водяная фаза и земная, минеральная фаза. Человеческая голова принимала участие в прохождении всех этих фаз, и фаза минерализации проявила себя во внешней части черепа, в его костной части, которая деградировала, но в которой все же можно найти остатки былой жизнеспособности. Минеральный характер головы еще ярче выражается присутствием в ней органа — шишковидной железы. Расположенная по соседству с четверохолмием и зрительными буграми, она выделяет то, что называют "мозговым песком". Это песчинки лимонно-желтого цвета, которые накапливаются у одного из окончаний шишковидной железы.
Этот песок действительно является минеральным элементом человеческой головы. Когда этого песка недостает, то человек обречен стать идиотом, деградировать. У нормального человека шишковидная железа относительно большая, у идиота она размером с льняное семя и не выделяет песка. Именно в этом минеральном включении — в шишковидной железе — пребывает человеческий дух. Это значит, что живое не может непосредственно служить обиталищем духовного: духу необходимо неодушевленное тело, расположенное в центре человеческой головы, там оно имеет возможность пребывать в полной автономности…
Продолжение . . . Предыдущая стр.