Кто из нас не мечтал когда-то о славе? Вам 15 лет, вы стоите на пляже в Неаполе, а на вас самодельное платье из... розовой занавески. Да-да, занавески. Ваши туфли покрыты двойным слоем известки — чтобы скрыть трещины от внимательных глаз жюри. И все, о чем вы молитесь в этот момент — чтобы не пошел дождь.
Рожденная для невозможного
«Тот, кто не верит в невозможное, никогда не добьется успеха». Эта итальянская поговорка могла бы стать жизненным кредо маленькой девочки из бедного предместья Неаполя.
София появилась на свет 20 сентября 1934 года в госпитале для неимущих. Мать-одиночка, провинциальная актриса без ангажемента Ромильда Виллани, и отец Риккардо Шиколоне — инженер из аристократической римской семьи, который на тот момент был женат на другой женщине. Они не могли оформить брак из-за его семейного положения. Риккардо лишь периодически появлялся в жизни дочери и официально признал ее только когда Софии исполнилось пять лет. Откровенно говоря, не лучший старт для будущей кинозвезды, правда?
Но разве может что-то остановить человека, который с детства твердит: «Я буду великой звездой! Я хочу быть великой звездой! Я готова для этого очень много и упорно работать!»?
София жила в ветхой лачуге на берегу моря. Теснота. Бедность. Война. Бомбежки, от которых она пряталась, дрожа от страха. Казалось бы — никаких шансов. НИКАКИХ.
И все же... Из бутона распустился цветок.
Принцесса моря
Четверг, март 1949 года. Конкурс красоты «Королева моря и ее 12 принцесс» на пляже Неаполя.
София попала в число 12 «принцесс моря» из 234 претенденток. Неплохо? Для большинства — да. Для нее — катастрофа. «Какой позор! Одна из 12...» — так она думала тогда.
Ее мать, Ромильда, заметила перемены во внешности дочери и решила: пора в Рим! Пора осуществлять свои несбывшиеся мечты через дочь!
И вот София уже стоит у ворот легендарной студии «Cinecittà». Часами. Днями. В ожидании, когда кто-нибудь заметит ее…
А пока что — фотокомиксы (fotoromanzi). Это незатейливые истории, снабженные черно-белыми фотографиями. И нередко довольно фривольными. И бесконечные конкурсы красоты: «Мисс Оливковое масло экстра», «Мисс Фиат»... Все ради призов и возможности приобретать товары в кредит.
«Я могу сделать тебя звездой»
На одном из конкурсов «Мисс Италия» в жюри сидел немолодой, невысокий мужчина с внимательным взглядом — продюсер Карло Понти.
— Послушай, — сказал он, вручая Софии визитку, — я уже зажег немало звезд. Подумай, что я могу сделать для тебя лично.
Визит на следующий день в офис Понти убедил Софию в том, что этому господину можно верить. Его тут все называли «Доктор Понти».
Он предложил ей новое имя — «Софи Лорен». Звучало по-звездному!
И началось... Первая маленькая победа — роль в фильме-опере «Аида». София часами репетировала перед зеркалом, чтобы идеально синхронизировать артикуляцию с голосом певицы.
«Мне ничто не давалось легко, — напишет она позже в мемуарах. — Все мои достижения — результат напряженной работы. Но ничто так не радует, как достигнутая цель».
Рождение актрисы
Карло Понти привлек к формированию таланта Софи своего друга — гениального режиссера Витторио Де Сика. И произошло чудо...
Витторио интуитивно почувствовал: София сможет раскрыться только в народных персонажах. Торговка пиццей в фильме «Золото Неаполя» (1954) — вот ее стихия! Свободная, страстная, настоящая!
Критики хвалили ее за «взрывной неаполитанский темперамент». А еще — за особую походку и взгляд. За... фигуру. За объем талии и бюст.
София усмехалась: «Настанет время, когда меня будут хвалить за актерское мастерство, а не за физические данные».
И это время настало!
На пути к мировой славе
Красоту итальянки заметили за океаном. 1956 год — приглашение в фильм Стэнли Крамера «Гордость и страсть» с самими Фрэнком Синатрой и Кэри Грантом!
А контракт? 2 миллиона долларов за 3 года работы! «Святая Мария, ты слышишь это?!» — могла бы воскликнуть София, щипая себя, чтобы убедиться, что не спит.
К изумлению заокеанских коллег, София оказалась вовсе не беспечной, галдящей по любому поводу макаронницей. Она много и охотно работала. Была в меру начитана. Знала кто такие Стендаль и Толстой. И при этом была естественной и доброжелательной.
Но настоящий успех пришел с ролью в «Любви под вязами» (1958). Новая Англия, 1840 год. Старый хозяин привозит молодую жену Анну, в которую влюбляется его сын. Старик ждет первенца от нового брака, а дождется внука. Картина снята по пьесе Юджина О'Нила. Этот фильм еще шире раскрыл талант Софи Лорен, чья роль «расчетливой обольстительницы» надолго запомнилась зрителям.
В 1957 году Карло Понти и Софи Лорен поженились в Мексике. Свидетелями были только игуаны и кактусы — в Италии Понти не смог бы получить развод.
Возвращение и триумф
1959 год — возвращение в Италию уже МИРОВОЙ звездой.
В 1960-м Витторио Де Сика предложил актрисе роль в драме «Чочара» по мотивам романа Альберто Моравиа.
— Тебе придется нелегко. Надо быть убедительной в роли женщины, которая на десять лет старше тебя. Надо перестать думать о том, как ты выглядишь, — предупредил режиссер.
По сюжету героиня бежит из Рима в родное селение, спасаясь от войны. Готовясь к роли, София вспоминала свой детский страх бомбежек...
После выхода фильма ее назвали второй актрисой Италии после Анны Маньяни. Но София хотела быть ПЕРВОЙ!
Терпение, София, терпение...
После «Чочары» даже Джина Лоллобриджида перестала быть ей соперницей. Награды посыпались одна за другой, включая «Оскар» за лучшую женскую роль!
Великие работы
Вы видели комедию в эпизодах «Вчера, сегодня, завтра»?
В первой новелле София играет вечно беременную контрабандистку Аделину. Во второй новелле полную ее противоположность, пресыщенную светскую эгоистку Анну и... третью героиню из новеллы о любви и грехах.
А одна из самых интересных ролей актрисы в фильме «Брак по-итальянски» — история Филумены Мартурано — особенно близка Софии. Ее мать когда-то тоже использовала всевозможные хитрости, чтобы заставить отца признать дочь. Сцена «воскресения» Филумены из мертвых — ничто по сравнению с маневрами матери самой Софии! О своих же собственных стратегических экспериментов с мужем и продюсером в одном лице, София обычно не распространялась. Понти исполнял все мечты Софии. Начиная с ее желания иметь много-много туфель (в ее коллекции было 500 пар), и заканчивая дворцом XVII века с предметами обихода королевских особ и водопроводными кранами из чистого золота. И главное он обеспечивал ей не только главные роли, но и первоклассных партнеров.
А ее дуэт с Марчелло Мастроянни? Критики называли их «последней великой парой мирового кино». В СССР их особенно любили. Помните мелодраму «Подсолнухи» (1970), режиссера Витторио Де Сика, частично снятую в Советском Союзе? История молодой итальянской пары, разлученной войной, тронула сердца по обе стороны «железного занавеса».
Черный день и новая жизнь
13 ноября 1974 года стало черным днем для Софии — умер Витторио Де Сика, ее наставник и друг.
Образовавшуюся пустоту пытались заполнить другие режиссеры, но... это было уже не то.
— Эдуардо Де Филиппо хочет ставить «Филумену Мартурано» на Бродвее! Это приключение, которое может нас омолодить! Давай, давай займемся театром для разнообразия! — звонил Мастроянни.
Марчелло даже не понял, что допустил бестактность.
— Я и так молода! — ответила ему София, оглядывая свое по-прежнему безупречное тело в зеркале. — Для этого театр мне не нужен.
В 1991 году София получила второго «Оскара» за вклад в мировое киноискусство. Ее признали «сокровищем мирового кинематографа». София восприняла это спокойно.
— Это там, за океаном я сокровище. А дома я хозяйка и мать. И эта роль мне никогда не надоест. А главная награда в моей жизни — мои сыновья, Карло и Эдоардо.
20 сентября 2024 года легенде итальянского и мирового кино исполнилось 90 лет.
Девочка из бедного предместья Неаполя. Красавица с самодельным платьем из розовой занавески. Звезда, получившая «Оскар». Легенда, доказавшая, что талант и труд побеждают любые обстоятельства.
«Одна из 12? Какая разница!» — теперь она может так сказать.
Главное — быть единственной, земной, неповторимой, узнаваемой.
Софи Лорен.
А вы все еще сомневаетесь, что невозможное возможно?