Инга Лозовая, эксперт Академии «Меганом», артистка цирка, режиссёр-постановщик, старший преподаватель дисциплины «Режиссура» Института современного искусства, преподаватель Института бизнеса и дизайна, наставник студии творческого развития «Поколение Оперение».
Вместе с экспертом Академия «Меганом» разобралась, что включает в себя визуальный язык, как он работает в разных жанрах, и что нужно знать продюсеру, чтобы говорить на нём с режиссёром, сценографом и художником.
Что такое визуальный язык?
Визуальный язык — это система выразительных средств, через которую проект доносит свою идею до зрителя. Это не просто «оформление» — это смысл, переведённый в образы.
Зачем продюсеру знать визуальный язык?
Потому что продюсер:
- управляет творческой и технической командой
- участвует в формировании концепции проекта
- обеспечивает целостность идеи на всех уровнях
Если продюсер не разбирается в визуальном коде, он не может защитить или доработать проект - он простой передатчик. А должен быть — соавтор.
Театр — с чего начинается визуальный язык?
В театре первична драматургия. От неё отталкивается всё: образы, атмосфера, форма.
Виды театрального искусства:
- драматический
- музыкальный (опера, оперетта)
- балет
- кукольный
- пластический
Основные жанры:
- драма
- трагедия
- комедия
Продюсеру нужно уметь отличать жанр и вид театра — это влияет на визуальный код
Цирк — другая логика визуального языка
В цирке первична жанровая определённость и манеж. В отличие от театра, в цирке визуальный язык строится вокруг:
- номера
- жанра (акробатика, клоунада, эквилибр, иллюзия)
- зрелищности и физики
Здесь важны образные решения и драматизация трюка. Замысел режиссёра формируется под жанры, а не наоборот.
А что такое эстрада?
Эстрада — это сценическая форма, построенная на номерах, объединенных темой, ведущим или общей драматургией.
Что включает эстрада:
- концерты
- юмористические программы
- музыкальные шоу
Визуальный язык здесь строится на стилистике, узнаваемости, работе с образом артиста. Для продюсера важно понимать законы номерного построения
Уличное искусство
Оно включает уличные спектакли, фестивали, парады, массовые праздники. Здесь всё зависит от пространства и вовлечённости зрителя.
Режиссёр работает с:
- ритуалом
- символом
- архетипом
Продюсеру важно уметь организовать событие в живом, нестабильном пространстве — с визуальной доминантой
Что должен знать продюсер?
Минимум знаний для продюсера:
- виды театрального искусства и их логику
- основы визуального анализа
- что первично в каждом жанре
- как выстраивается работа с режиссёром и сценографом
Понимание визуального языка — это основа профессии. Не просто быть художником, а видеть, говорить, интерпретировать и управлять. Визуальный язык — это ваша навигация.
Знать визуальный язык — значит:
- мыслить проектами
- управлять эстетикой
- быть на одной волне с креативной командой
- понимать, какой проект «про что» — с первой сцены
Погружайтесь, изучайте, анализируйте!
Академия творческих индустрий «Меганом» — это новая концепция образовательной среды для молодых представителей культуры, искусства и творческих индустрий, которая стала ядром арт-кластера «Таврида.АРТ» и одной из ведущих площадок России по созданию проектов в сфере креативных индустрий.
Круглогодичный образовательный центр позволяет молодым профи получить профессиональное образование под кураторством признанных лидеров направлений и принять участие в интерактивных проектах, подготовленных в сотрудничестве с ведущими институциями и корпоративными партнерами.
А еще можете почитать:
- Интервью с директором Театра имени Вахтангова о том, как создают современные театральные постановки
- Подборка из 8 книг для развития визуального мышления