СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Сущность малого бизнеса
Глава 2. Тенденции, влияющие на развитие малого бизнеса
Глава 3. Организационные формы малого бизнеса
Глава 4. Инфраструктура малого бизнеса
Глава 5. Преимущества и недостатки малого бизнеса
Глава 6. Роль государства в развитии малого бизнеса
Глава 7. Проблемы малого бизнеса в России
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.
Цель работы – изучение темы малый бизнес и его роль в экономике как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Раскрыть сущность малого бизнеса;
2. Определить тенденции, влияющие на развитие малого бизнеса: структурные сдвиги, технический прогресс, демографический фактор;
3. Определить организационные формы малого бизнеса;
4. Определить инфраструктуру малого бизнеса;
5. Выявить преимущества и недостатки малого бизнеса;
6. Обозначить роль государства в развитии малого бизнеса.
7. Выявить проблемы малого бизнеса в России.
Работа состоит из введения, глав основной части, заключения, списка литературы
Рассматривая далее в работе эти вопросы, я использовала литературу таких авторов как Е.Ф. Борисов, М. Масленников, В.В. Виноградов и др.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
Малое предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает: «быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активной части населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов». [VII, с. 23]
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, п сущность этого понятия.
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:
- количество занятых работников до 50 чел.;
- годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
- сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.
К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:
- количество занятых работников от 50 до 250 чел.;
- годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;
- сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.
Рассмотрим как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:
1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;
2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;
3. средняя численность занятых до 50 чел.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.
В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
- наименьшие – 1 – 24 занятых;
- малые – 25 – 99 занятых;
- промежуточные – 100 – 499 занятых;
- крупные – 500 – 999 занятых;
- крупнейшие – 1000 и более занятых.
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 24 июля 2007 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ.
Согласно ст. 4 Федерального Закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Роль малого бизнеса в экономике определяется тем, что, во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Малый бизнес во всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют научно-технический прогресс (НТП), выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1. Структурные сдвиги
Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие структурные сдвиги:
§ скачок в развитии инфраструктуры и средств связи;
§ повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
§ уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
§ решение вопроса безработицы с помощью открытия малых фирм;
§ в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
§ большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
§ расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.
2. Технический прогресс
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений, и все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
3. Демографический фактор. «Экономика» и «экономические» реформы – эти слова превращаются в пустой звук, если не приложены к народонаселению страны. В самом деле, люди – это и работники, и покупатели. Между тем, демографический кризис превратился в мощную тенденцию на ближайшие десятилетия. Что это принесет отечественному предпринимательству? Самые тревожные вопросы возникают первыми. Хватит ли в стране рабочих рук и голов? Сможет ли экономика выдержать бремя содержания все возрастающей доли стариков-пенсионеров? Таким, образом, малый бизнес испытывает мощное влияние демографического фактора.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
По мере усложнения хозяйственной деятельности становятся более трудными задачи управления предприятием. В связи с этим повышается значение деятельности предпринимателя. Предприниматель - это человек (или группа людей), который берет на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.
В зависимости от масштабов хозяйственной деятельности предпринимательство подразделяется на два вида: индивидуальное и коллективное (инициативным делом руководит какой-то коллектив, например члены товарищества, акционеры). При этом предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие. Важно различать предпринимательство по характеру деятельности юридических лиц. В связи с этим созданные в нашей стране юридические лица подразделяются на два типа:
1) коммерческие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий;
2) некоммерческие организации, которые не получают прибыль в качестве основной цели деятельности. Они создаются в виде потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для предпринимателя важна свобода его хозяйственной деятельности. Это свобода использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, оставшейся после уплаты напоров, и решать иные производственные задачи.
Предпринимательская деятельность осуществляется в строго определенных законом организационно-правовых формах. Система, порядок образования и правовой статус коммерческих организаций закрепляются Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и специальным законодательством, которое принято и будет еще приниматься в развитие норм Конституции РФ и ГК РФ.
Современное российское предпринимательство позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предпринимательской является деятельность:
· самостоятельная;
· осуществляемая на свой риск;
· направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательской деятельностью можно заниматься с образованием юридического лица – особого субъекта гражданского права. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Законом предусмотрено, что индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься лишь после регистрации себя в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, а в необходимых случаях без лицензии, граждане могут быть привлечены к административной или даже к уголовной ответственности.
Особенности правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно ст. 23 ГК РФ к индивидуальной предпринимательской деятельности применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если только иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Одни и те же нормы регулируют отношения как между коммерческими организациями, так и между гражданскими предпринимателями или с их участием. Данное обстоятельство придает большую строгость регулируемым отношениям.
В качестве мер ответственности, которые могут быть применены к предпринимателю, следует указать, что он прежде всего обязан за счет своего имущества возместить партнеру убытки, включая упущенную выгоду, а также уплатить неустойку, если она была предусмотрена законом или договором.
Особенностью индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что все споры подлежат рассмотрению в арбитражных судах. Это могут быть споры, связанные с неисполнением обязательств; об изменении или расторжении договоров; споры по поводу права собственности на имущество; отказ в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или уклонение от такой регистрации.
Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает свою силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Основания и порядок признания предпринимателя банкротом определены в Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» согласно ст. 1 и 3 указанного Закона дело о несостоятельности рассматривается в арбитражном суде при наличии двух следующих условий:
· предприниматель задолжал своим кредиторам на общую сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда;
· предприниматель не способен выполнить требования кредиторов о возврате долга в течение трех месяцев со дня наступления сроков исполнения обязательства.
Арбитражный суд, признав предпринимателя банкротом, принимает решение об удовлетворении требований кредиторов за счет имущества предпринимателя.
Индивидуальная предпринимательская деятельность имеет ограниченную практику и короткий период действия. Многие проблемы, связанные с применением законодательства в отношении предпринимателей, приходится решать впервые.
Хозяйственные товарищества признаются гражданским законодательством как отдельные разновидности субъектов предпринимательских отношений и имеют свои юридические и организационные признаки, которые отличают их от хозяйственных обществ.
В соответствии с законодательством РФ могут образовываться два вида товариществ:
Полное товарищество – коммерческая организация, участники которого несут ответственность по его обязательствам своим имуществом (ст. 69 ГК РФ). Полное товарищество – это одновременно хозяйственное товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Из этого следует, что такое товарищество является договорным объединением, поскольку оно создается и осуществляет деятельность на основе учредительного договора, который подписывается всеми участниками товарищества. При регистрации полного товарищества предъявление в регистрационную палату Устава не требуется, так как данный документ не предусмотрен действующим законодательством для коммерческих организаций данного типа.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это смешанный вид коммерческой организации. В нем наряду с полными товарищами есть один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов) (ст. 82 ГК РФ).
Полные товарищи отвечают по обязательствам своим имуществом, а коммандитисты рискуют только своими вкладами.
Основной документ, который регулирует отношения в товариществе, - это учредительный договор. В законодательстве указывается, что учредительный договор подписывается только полными товарищами, поэтому они и управляют делами товарищества.
Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли в размерах, определяемых учредительными документами.
Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может быть учреждено одним или несколькими лицами. В законодательстве оговаривается предельный количественный состав учредителей, превышение которого влечет обязанность преобразования его в акционерное общество либо ликвидацию, если вопрос его преобразования не решается в течение года. Общество не может быть учреждено хозяйственным обществом, состоящим из одного лица.
Общество с дополнительной ответственностью. Это коммерческая организация, участники которой, в отличие от общества с ограниченной ответственностью, солидарно несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.
Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. АО может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и ГК РФ.
В соответствии с законодательством акционерное общество может быть открытым и закрытым, что должно отражаться в уставе АО и фирменном наименовании.
ГЛАВА 4. ИНФРАСТРУКТУРА МАЛОГО БИЗНЕСА
«Особенности малого предпринимательства связаны с масштабами малых предприятий, формами индивидуального предпринимательства, видами собственности, отраслевыми особенностями и численностью работников» [III, с. 66]. Такие отличия состоят в следующих характерных признаках:
1. Законодательно установлены предельные уровни малых и средних предприятий.
2. Различают две основные формы индивидуального предпринимательства:
а) индивидуальная трудовая деятельность, основанная на собственном труде предпринимателя и членов его семьи;
б) индивидуальное (семейное) частное предприятие, работающее с привлечением наемных работников.
3. Мелкое предпринимательство основывается на частной и семейной (общей совместной) собственности.
4. Для малого предпринимательства характерно очень неравномерное распределение по отраслям экономики. Так, в 2004 г. наибольший удельный вес малые предприятия занимали в российской торговле (46%), промышленности (13%) и строительстве (13%). Всего в этих трех отраслях - 72%, в сельском хозяйстве - только 2%.
5. Каждое малое предприятие отличается небольшим размером (по численности работающих). Так, в 2004 г. средняя численность работавших в расчете на одно малое предприятие в России составила по всем отраслям 11 человек, в промышленности и строительстве – 14, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 13, науке н научном обслуживании – 10, а в торговле н общественном питании - 7 человек.
Обращает на себя внимание несомненно недостаточное развитие малого предпринимательства в нашей стране. Так, в 2002 г. в России насчитывалось всего 882 тыс. малых предприятий. В том же году в США действовало свыше 6 млн предприятий с численностью занятых менее 20 человек, а в Италии - более 4 млн таких предприятий.
Недостаточность развития малого предпринимательства в нашей стране неблагоприятно сказывается на экономических результатах их деятельности.
ГЛАВА 5. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
«Малые реки, притоки, ручьи дают жизнь большим рекам. Усыхание малых рек приводит к обмелению больших. Гармония малого и большого - суть не только естественных, природных процессов, но и экономических». [V] Почему в развитых странах высока доля малого бизнеса? Потому что крупный бизнес вырос естественно на базе малого бизнеса. Конкурентный механизм вел к укрупнению предприятий, чтобы создавать массовое производство, иметь средства на создание новых технологий, обновление оборудования и создаваемой с его помощью продукции.
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Каковы же эти достоинства? Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.
Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.
ГЛАВА 6. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов ее реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов (таблица 1).
Таблица 1
Основные проблемы частного предпринимательства в России
Порядок значимости по мере упоминания
Основные проблемы
1
Налоги
2
Законодательство
3
Инфляция
4
Экономическая ситуация в целом
5
Поставки, дефицит
6
Трудности получения и высокая ставка за кредит
7
Неплатежеспособность партнёров, клиентов
8
Несовершенство банковской системы
9
Политическая ситуация
10
Бюрократия
11
Действия правительства, властей, банков; коррупция, взятки
12
Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов
13
Недостаток информации, культуры, опыта
14
Кадровые проблемы
15
Рэкет
16
Отрицательное отношение к предпринимателям
Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.
Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:
- Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
- Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
- Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
- Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс. долл. и 10 млн. долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.
Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.
Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия. Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.
Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.
Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. Федерального Закона РФ от 06.12.2007 №333-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
- Федеральный Закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ в ред. Федерального Закона РФ от 18.10.2007 №230-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
***
- Борисов Е.Ф. Экономика: учеб. – М.: Проспект. – 2009 – 320 с.
- Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юристъ. –2001–320 с.
- Жириновский В. Бизнес не бывает малым//Парламентская газета. 15 июня 2007 года
- Курс экономической теории: учебник – Киров: АСА. – 2000 – 752 с.
- Масленников М. Правовое регулирование малого бизнеса в России// Экономика и жизнь. – 2001 - №5 – с.23 - 26
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М. – 1999 – 456 с.
- Соколов Б.И. Экономика: учеб. пособие. – М.: Экономистъ. – 2006 – 560 с.
- Экономика: учебник/ Под ред. А.С. Булатова – М.: Экономистъ. – 2004 – 896 с.