Найти в Дзене
Имерлин - это Анна

Как мыслит великий стратег Алексей Пастухов

Алексей Пастухов - антрополог, стратег, основатель ICS Consulting. Условные рамки делового этикета. Анна Имерлишвили: Деловой этикет — это такое обозначение «свой, не свой». Давайте поясним, что такое деловой этикет, корпоративная культура? Алексей Пастухов: Я не выделял бы отдельно деловой этикет, как самостоятельное направление. Это определенная часть корпоративной культуры. Это такое уважительное племенное поведение... нормы такого поведения во многом достаточно условные. Алексей привел в качестве примера исторический эпизод с визитом Юрия Гагарина к тогда еще молодой и юной королевой Елизаветой. Он приехал в военной парадной форме и прямым текстом через переводчика сказал, что «Ваше Величество, я профессиональный летчик, простой человек, поэтому я, к сожалению, могу допустить ошибки. Вы меня простите, если я тот или иной предмет сервировки праздничного стола буду использовать неправильно». Соответственно, ответ был вполне себе королевский: «я сама забываю о том, как это все использ
Алексей Пастухов и Анна Имерлишвили. Съемки программы "Имерлин - это Анна"
Алексей Пастухов и Анна Имерлишвили. Съемки программы "Имерлин - это Анна"

Алексей Пастухов - антрополог, стратег, основатель ICS Consulting.

Условные рамки делового этикета.

Анна Имерлишвили: Деловой этикет — это такое обозначение «свой, не свой». Давайте поясним, что такое деловой этикет, корпоративная культура?

Алексей Пастухов: Я не выделял бы отдельно деловой этикет, как самостоятельное направление. Это определенная часть корпоративной культуры.

Это такое уважительное племенное поведение... нормы такого поведения во многом достаточно условные.

Алексей привел в качестве примера исторический эпизод с визитом Юрия Гагарина к тогда еще молодой и юной королевой Елизаветой. Он приехал в военной парадной форме и прямым текстом через переводчика сказал, что «Ваше Величество, я профессиональный летчик, простой человек, поэтому я, к сожалению, могу допустить ошибки. Вы меня простите, если я тот или иной предмет сервировки праздничного стола буду использовать неправильно». Соответственно, ответ был вполне себе королевский: «я сама забываю о том, как это все используется и как применяется, даже для меня это слишком сложно. Поэтому предлагаем забыть о формальностях и общаться открыто, по-человечески, не обращая внимания на условности официального приема».

Это очень достойный пример того, какие есть правила и границы, и как эти границы легко двигаются, если вы знаете, как, соблюдая уважение к другой стране, достичь того результата, который вас интересует.

Анна: Уровень деловой культуры не зависит или зависит от количества денег?

Алексей: Вопрос в степени регулирования, степени формализации, зрелости для выработки собственных решений и традиций. Это зависит от истории, от силы лидера, от энергии микросоциума, но это никак не зависит от вашего дохода.

Анна Имерлишвили
Анна Имерлишвили

ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ СМОТРИТЕ НА КАНАЛЕ RUTUBE / VK / YOUTUBE

Люди и ресурс.

Анна: В чем заключается культурный код России? Что составляет культурный код русского человека?

Алексей: Вообще, это очень тонкий вопрос... Мы дополняем наше историческое видение какими-то новыми фактами, информацией, оценками. И мы достраиваем свою идентичность. Доосознаём нашу роль.

Исторически давайте вспомним:

Кто такой был русский? Русским считался тот, кто присягал Государю Императору и ему служил. Дальше вопрос национальной принадлежности, этнической принадлежности вероисповедания, он был сугубо вторичен. То есть вопрос, какому царю служишь. Мы многонациональная страна, которая подвержена была историческим влияниям очень разных культур, которые дали неповторимый сплав, который мы имеем. Поэтому основа русского культурного кода – русский язык. Основа русского языка – русская литература, русская словесность. Поэтому все, что можно вычитать про наш культурный код, вы можете вычитать в русской литературе XIX века.

Что нас держит всех вместе? Держит всех вместе язык, литература и общие ценности.

Разговор зашел о формировании страны через разные национальности: Россия исторически отличается по методу формирования от США, то есть США - это историческая поселенческая колония. Россия никуда не переезжала.

Анна: К нам переезжали. я переехала.

Алексей Пастухов: Тут мы упрёмся в очень тонкие материи. А где наши границы? Вы переместились внутри одного культурного пространства. А вот это культурное пространство и есть национальные границы. И особенности русского культурного пространства означают, что через русский язык оно абсорбирует и принимает в себя всех.

Алексей привел пример иностранцев, которые приехали из Азии, из Юго-Восточной Азии, из Африки, из Анголы, из Арабского мира, из Сирии или Алжира, из Латинской Америки, из Уругвая, Кубы, Венесуэлы, Колумбии. И, через русский язык и русскую культуру, остались здесь, создали семьи. И они могут говорить с акцентом, но это абсолютно русские люди по менталитету. Они едят нашу еду, смотрят на Новый год «Москва слезам не верит», даже находясь в Колумбии. Обожают русских женщин. Пьют водку, заедают холодцом, читают Маяковского. Таких людей много. Они тоже наш ресурс. И мы как общность, как бизнес, как страна не просто «можем», а мы обязаны этот ресурс «использовать»....для нашего экономического, делового развития, культурной экспансии.

Алексей Пастухов
Алексей Пастухов

Об исследовании Сбербанка.

Отличие поколений.

Анна: Недавно Сбербанк сделал исследование и вывел 30 фактов о современной молодежи. Я обратила внимание на пункт – «модно быть умным». И это не про чтение книг, скорее всего, и не про изучение классической литературы или кино. Что происходит с культурным кодом в современном исполнении? И куда всё это нас заведёт?

Алексей рассказал, что смена поколения – это этап неизбежного развития.

Что 20-летние отличаются от 30-летних даже на основе исторических событий, в которых они росли и развивались. «Они более реалистичны, чем поколение, которое им предшествовало

«...Те самые 30-летние, у которых ситуация была совершенно другая. Каждый год жизнь улучшалась. Каждый год можно было сделать что-то новое. Сегодня квартиру купили, на следующий год в Турцию съездили, через два года в Италию. У мира, кажется, нет границ, что есть некоторая иллюзия. И везде мы welcome, что тоже иллюзия. Поэтому отношение к жизни у этих поколений существенным образом различается». Молодые готовы работать, если им это интересно. Они очень динамичны с точки зрения принятия решений, могут принять решение в два дня, если вдруг возникла какая-то новая идея.»

Алексей в беседе сказал, что мы в этом возрасте действовали совсем не так.

«...Я, например, знал, что мне нужно обязательно закончить университет и терпел. Потом я также терпел, потому что решил идти в аспирантуру, значит, я обязан ее закончить, раз уж я туда пошел. Значит, надо довести до определенного результата».

Но есть общее у тех, кому 45, 50, 55, и тех, кому 18, 20, 25, потому что «...возможно, что они столкнутся с ухудшением уровня жизни собственного, с необходимостью преодолевать трудности без помощи родителей.»

Так же был затронут вопрос усидчивости и способности к долгой кропотливой работе современных молодых людей.

Алексей : У них есть интерес. Если им интересно, то будет усидчивость...

Им нужна совместная, в чем-то полудетская, а в чем-то наоборот вполне себе адекватная социальная активность. Она всем нужна.

Но просто отличие этих людей от предыдущих поколений в том, что они не готовы терпеть. Им нужен динамизм. Они не готовы терпеть неинтересную работу. Они её будут 10 раз менять и искать что-то для того, чтобы они были удовлетворены. Они не готовы тянуть с принятием тех или иных решений. Они не могут, например, смотреть долгие интервью. Зато они могут смотреть шортс. Самое главное, чтобы было ёмко и все слова были сказаны правильные, и чтобы в голову откладывалось. И они через такое клиповое короткое мышление, коротких клипов, коротких историй, вполне себе даже могут образовываться. Шортс может вполне себе быть гениальным произведением.

Анна: Даже у Платона Сократ жаловался на поколение молодых людей, какое поколение растет, и что с нами будет. И мы сейчас, наверное, в какой-то степени, задаемся теми же вопросами.

Алексей: Новое поколени очень работоспособно. Хорошо, что у них в меньшей степени проявляется влияние авторитетов, а в большей степени они сами пытаются собирать информацию об окружающем мире. Самое главное их ограничение, что они просто не очень образованные с точки зрения классического понимания образования. Им сложно приводить примеры из литературы, им сложно приводить примеры из классического, советского и зарубежного, российского кино. Но нам надо давать им примеры самим для того, чтобы они, почувствовали какую-то связь, увидели ту или иную архетипичную ситуацию, что-то осознали, поняли. Когда они чувствуют необходимость, они готовы эти все примеры воспринимать. Правда, желательно в чем-то изложении.

Алексей Пастухов
Алексей Пастухов

Племя как прототип корпоративной культуры.

о книге, которую читает прямо сейчас.

Алексей: Я читаю серию книг по корпоративной антропологии. Если мы возвращаемся к вопросу корпоративной культуры, это все-таки соотношение любого социума, корпорации с племенем.

Племя – это не обязательно родственные связи.

Да, возможно включиться в племя через родственников, через брак. А можно через определенный ритуал, т.е. подойти по определенным критериям.

Предположим, вы работаете на Philip Morris и курите сигареты другого производителя. Долго ли вы будете работать на Philip Morris если будете замечены сигаретами другого производителя? Это принадлежность. То есть последовательно вы отождествляете себя с брендом и с определенной социальной группой. Внутри нее формируются неформальные связи всегда. Соответственно, можно ли этим управлять? Безусловно, можно.

Но тем не менее, если у вас предприятие, оно живет с какого-то момента по своим законам. Потому что все личности и между ними возникли связи. Это нужно диагностировать. Определить тех, кто стал влиятельным человеком в этом племени. Понять, насколько это эффективно, насколько это опасно, насколько это безопасно. И дальше, собственно говоря, структурировать, распределять роли.

Когда «племя» эффективно? Когда захватывает новые территории. В нашем случае захватывает новые рынки. А повязывается ли при этом красный галстук или дается комсомольский значок, или бейсболка/ футболка с логотипом компании, или мы приходим на праздник/корпоратив все в белом, условно говоря, — это уже некие обрядовые вещи, которые приятны и дают людям ощущение общности. А без ощущения общности вы в ситуации жесткой конкуренции и необходимости развиваться, дело не сделаете».

Отличие европейского бизнеса от российского. Есть ли разница?

Алексей: На самом деле не сильно. Кроме одного большого фактора, это просто особенности национальной культуры, которая безусловно есть.

Анна Имерлишвили и Алексей Пастухов в корпоративной среде компании ICS Consulting на сьемках программы "Имерлин - это Анна"
Анна Имерлишвили и Алексей Пастухов в корпоративной среде компании ICS Consulting на сьемках программы "Имерлин - это Анна"

О компании McKinsey

Анна: Все же такие компании, как McKinsey, они же научили нас по-другому смотреть на некие процессы (Основанная в 1926 году McKinsey – наиболее престижная консалтинговая компания в мире согласно рейтингу VAULT.)

Алексей: McKinsey как раз очень хороший пример. Что такое McKinsey? McKinsey – это международная структура, имеющая очень жесткие внутренние правила. Ты работник компании, член компании, у тебя есть обязательства перед компанией. И у компании есть обязательства перед тобой. Соответственно, если ты выполняешь обязательные правила, демонстрируешь быстрый рост с той скоростью, с корой нужно компании, приносишь ей деньги, обеспечиваешь качество исполнения работы, пополняешь базу знаний, компания тебе дает что-то в ответ. McKinsey одна из лучших с точки зрения формализации корпоративной культуры компаний в мире. Сотрудник соотносит себя с именем компании. Поэтому это во многом практически советское предприятие. Завод наше всё.

Психология-мифология-философия-социология = корпоративная антропология

Анна: Невозможно быть консультантом, журналистом, пиар-специалистом, маркетологом, если ты не понимаешь основы психологии, мифологии, философии.

Алексей: Тире социологии и дальше все это вместе называется корпоративная антропология. Антропология говорит о ролях, о архетипах, о взаимодействии людей. Не о внутреннем мире каждого, а о взаимодействии людей в социуме. Какие в нем правила жизни, что в нем можно, что нельзя. И как он обеспечивает ту самую продуктивность? В бизнесе продуктивность выражается деньгами на счету.

Алескей о репутации: «Репутацию посчитать нельзя. Репутацию можно измерить с помощью общественной оценки».

Анна Имерлишвили
Анна Имерлишвили

Бизнес-потенциал России. Экспорт – это интересно!

Алексей: мы - страна с великой культурой, обладающей огромной территорией, но мы не являемся крупным рынком. Мы по численности населения сопоставимы с социалистической республикой Вьетнам, которая является такого же примерно размера рынком, как и Российская Федерация. Нас объективно мало. Мы должны работать, чтобы нас было больше. Но нас на сегодняшний момент всего лишь 150 миллионов человек. Но мы обладаем колоссальным потенциалом: образовательным, технологическим. Мы обладаем опытом работы в не очень комфортных средах, сохранять себя и достигать результата.

Что же такое «глобальный юг»?

Алексей: Ядром глобального юга является организация БРИКС. Это Латинская Америка, Африка, Большой и Ближний Восток, Китай, Индия и Юго- Восточная Азия. Мы для него привлекательны, они для нас, потому что это мировое большинство, это потребитель, страны, которые нуждаются в развитии и реконструкции, страны, которые нуждаются в технологиях, страны, которые нуждаются в опыте.

Но передача этого опыта, по словам Алексея Пастухова, должна происходить только на основе взаимного уважения. Потому что эти страны не хотят, чтобы с ними вели себя как «вайтмастер, белый хозяин». Эта форма поведения оскорбительна.

«Возможность работать там подразумевает то, что нужно понимать эти культуры, правила жизни, правила взаимодействия. Вы не просто человек, у которого на визитке что-то написано. Вы должны принять жизнь партнера целиком. Его детей, его друзей, его влечения, его кухню, его культуру. Обо всем этом вы должны иметь возможность разговаривать часами. То есть, как говорят в Юго-Восточной Азии, на бизнес-партнере надо жениться».

Мир существенно больше, чем Европа.

Анна: Индонезия к 2050 году войдет в четверку экономически развитых стран?

Алексей: Там растет существенное внутреннее потребление. Несмотря на расслоение и бедность, которые присутствуют до сих пор, это ресурсы, которыми обладает это и соседние государства. Мы видели рост Китая, но мы не обратили на экономический рост Вьетнама. Кто знает о том, что Вьетнам на сегодняшний момент является одним из ведущих производителей микроэлектроник?

Мы не знаем, что Малайзия владеет самостоятельным производством уже на сегодняшний момент, а не только контрактным производством от внешних крупных брендов. Мы мало знаем о машиностроении, о текстильной промышленности в этих государствах. Мы в достаточной мере за последние десятилетия, если не сказать шире, сформировались как достаточно Европоцентричная страна. А мир он существенно больше.

Алексей считает, что увядание западного рынка сочетается с ростом рынка восточного, что мировой центр переместился в Юго-Восточную Азию.

Кто последний в очереди в БРИКС?

Анна: Что такое БРИКС в контексте нашего разговора?

Алексей: БРИКС — это экономический союз? Нет. Общая валюта там возможна? Ну, теоретически, наверное, да, но сверх маловероятно. Является ли это каким-то военным союзом, обеспечивающим безопасность? Нет. Есть ли там общая культурная составляющая, религиозная составляющая? Нет. Есть ли там общая идеология? Нет. Тогда почему стоит очередь из стран, которые хотят туда войти? Зачем им это все нужно?

ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ СМОТРИТЕ НА КАНАЛЕ "ИМЕРЛИН-ЭТО АННА"

RUTUBE / VK / YOUTUBE