«Когда хорошее портится, оно становится особенно плохим». Аристотель.
«Люди всегда стремятся к благу, но не всегда знают, в чем оно». Ж.-Ж. Руссо.
Собственно диалог
Cтудент-третьекурсник С. зашел ко мне в кабинет, принёс требуемый документ. Редкий визитёр, редкий посетитель учебного учреждения, причём настолько, что успеваю забыть его … лицо. А оно становится от визита к визиту, буквально, всё брутальней и брутальней. Ну, думаю, надо какие-то проблемы заодно обсудить, чтобы обозначить, что его не забыли, заботятся о его становлении как будущего специалиста и патриота Родины.
Спрашиваю:
- У тебя какие задолженности имеются, академические задолженности?
Отвечает:
- Только Ваши.
Уязвленно вспоминаю и уточняю:
- То есть экзамены по двум моим курсам, курсовая работа и дифзачёт по учебной практике? Учебная практика, например, на днях завершилась! Три недели проходила. Ты был на ней? Что-то не припомню.
- Приходил разок.
- А ты разве можешь, не присутствуя на занятиях этой практики, составить отчет по своему индивидуальному заданию? Коль не сдал до сих пор, похоже что нет! Как быть дальше будем?
Студент С. с неким апломбом и оттенком злости:
- А Вы на принцип пошли что-ли?
- То есть? Поясни!
- Прессуете всех! Вам больше всех надо что-ли? Другие преподаватели так не делают, не требуют, как Вы, сдать сорок контрольных заданий! Вы в ВУЗе что-ли? (намекает на мою работу в ВУЗе в прошлом).
Я пытаюсь расставить точки над i:
- Ну, во-первых, в ВУЗе задания посложнее, ни чета вашим детским. Нормальный эксперт скажет, что и эти слабоваты для будущего техника-строителя. А во-вторых, что касается количества, не сорок, а меньше, и, вообще, вопрос о количестве не корректен, так как каждое задание мелкое, с горошину, а не с арбуз. И заданы они в течение шести месяцев учебного года по разным дисциплинам. Целых полгода, по ходу которого ты весьма редко появлялся, вообще не обозначал свою работу, а если и появлялся, то цель твоего явления была мало похожа на учебную. Явление Христа народу! Мол, радуйтесь, я здесь, хотя не знаю зачем. Я так понял тебя, что не надо требовать выполнения «сорока» заданий? Объясни, как надо! Может, убедишь в ином, и я так сделаю. Как другие преподаватели требуют? Объясни – я не знаю, объяснишь - буду знать! А может и поступать стану таким образом!
Студент С. ответствовал:
- Не требуют выполнения всех заданий! Так ... что-нибудь скажут!
- Так, то есть все задания не надо! А какая норма у других преподавателей? А то не зная нормы, я рискую постоянно сердить таких как ты!
Студент С. задумался как-то лукаво на пять секунд и изрёк:
- Ну-у-у процентов 30. (Хотя сам этот студент не выполнил и не сдал ни одного выполненного задания по двум моим спецкурсам!)
Я был озадачен:
- А остальные контрольные задания как-же? Они для кого? Огромное количество времени и усилий трачу, чтобы разъяснить какие-то процессы в специальности и соответствующие им задания. Это для себя что-ли? По программе надо. Для становления техника-строителя надо! Хотя бы на «удовлетворительно» надо. То есть другие преподаватели каким-то образом взвесив количественно твои старания на 30% от плана дают тебе карт-бланш! И ты свободен и успешен? Похоже я, всё равно, что-то не понимаю. Как можно в этом случае считать, что ты вообще учишься? При такой политике, действительно, можно не посещать – так заглядывать иногда на огонёк, чтоб не забыли! Ну ты кстати у меня и 30 процентов проигнорировал. Требования ста процентов такую апатию создают что-ли?!
Студент С. разочарованно:
- А ну Вас! Нет смысла с Вами разговаривать!
Студент С. встал и ушёл. Бросил вечно рефлексирующего преподавателя решать самому свою дилемму «Быть или не быть?», что, на мой взгляд, довольно жестоко! Вот оно воспитание! Нет, чтобы помочь не умереть в раздумьях!
Чуть позже
Я сидел, вспоминал, думал. Вспомнил тот случай, когда впервые с этим студентом «познакомился». Начавшийся учебный год уже перевалил через середину сентября. Студент С. ещё ни разу в техникум не заявился, 2-й курс, так сказать, не размочил. Пишу ему в чате «Ты где? Учиться, случайно, не собираешься?». Ответ уверенного в себе мачо: «Я ещё две недели буду на курорте!».
Не могу сказать, что студент С. сделал концептуальные открытия для меня. Пишу слово «студент» и испытываю дикое желание заменить его чем-то более подходящим. Скорей, мне лишний раз захотелось услышать от него изложение идеологии своей «учёбы» как от жертвы двойных стандартов. Причём, очевидно, жертвы здесь не только такие студенты, но и «другие» преподаватели, на которых сослался студент С.
Какие процессы происходили в стране, обществе, образовании?! В разговорах с каким-нибудь преподавателем или администратором как только коснешься этой темы услышишь тираду о том, что идеальное образование развалили, напридумали чёрт-те что, что студенты – это жертвы ЕГЭ, а нас, мол, поставили в какие-то ужасные морально-поведенческие условия, но мы вынуждены им следовать. Это хоть и гротескно, но отчасти верно! В подтверждение этого приведу для примера следующие факты, тянущие за собой ряд морально-этический вопросов.
Студент в «давние отсталые» времена получает несколько индивидуальных практических заданий (ИПЗ) по ходу изучения какого-либо курса. Выполняет, сдаёт, получает оценки, и, в конце концов, получает подтверждение того, что к сдаче теории допущен. Приходит на экзамен, сдаёт или не сдаёт, тогда пересдаёт; соответственно, успех или неуспех. В случае неуспеха в рамках какого-то разумного временного допуска со студентом расставались. Не помню давлений, не помню морально-нравственных угрызений. Кстати, никто не вспоминал раньше закон об образовании, как-то всё было естественно и логично, и без правовых коллизий. Это касается и ВУЗа, и техникума до объединения с ПТУ.
Студента в «нынешние прогрессивные» времена, даже если он не светил себя на занятиях и не имеет положительных оценок, нельзя не пустить на экзамен – мол, в законе, не указан такой момент, как не допуск на экзамен! Здрасьте, я ваша тётя!
Может показаться, что нормальность тут прослеживается, мол, если студент не учился, то и экзамен не сдаст! Большая наивность! Не тут-то было! Сам студент, нагуглит какую-нибудь дребедень и будет требовать до красноты в глазах, глазах своих и преподавателя, объяснений почему за его речь нельзя даже тройки поставить. Мол, он тут, пыхтя, уже десять минут на билет отвечает, читая свою дребедень с бумажки, работает, мол, невообразимым образом, уже это стоит большого вознаграждения! А если преподаватель слаб здоровьем, потеряв его на ниве образования? Это ещё один намёк на победителя. Но если преподаватель, пропустив по своему здоровью очередной удар, сумел устоять на этом рубеже, то впереди ещё один удар, административный! Они, администраторы, скажут примерно так: «Учите пока не научите!» или «Принимайте пока не примите!». Почему? Во-первых, «они же дети!», во-вторых, невообразимые рассуждения о том, чего «мы» можем, чего «мы» не можем, что «мы» по факту «социальный сейф», что, мол, довели образование в стране до такого безобразия, и нам некуда деваться, кроме как ... А короче, резюмируя, потому что требуют современные двойные стандарты! Поэтому идут на экзамены толпы уверенных в себе Митрофанушек! А дома на вопрос: «Сдал экзамен, сынок (или доченька)?», отвечают: «Конечно, мама (или папа)! Это же шарага!».
Устал от этой рефлексии! Что-то в висках застучало! Help Me!
Ещё позже
Дома. Уже ночь. Хватит уже думать! Спать, отдыхать надо ...
Вроде забытьё наступило. Что-то вижу. Стол, покрытый красным сукном. Горящие свечи. Люди за столом в средневековых тёмных одеждах, на головы накинуты капюшоны. Свечные огни своим колыханием создают от людей на стенах прыгающие тени. Зловещая картина! Я обессиленный валяюсь чуть поодаль от стола, сил подняться нет - палач уже поработал надо мной!
- Ты что наделал, отступник? - произнесла скрипучим голосом одна из персон за столом, - Мы тебе доверили самое дорогое, что только можно представить - ребёнка! Мы ждали, что дитё предстанет перед нами с ярким нимбом над головой! Воспитанным и образованным! А ты хочешь погубить его сорока заданиями! Закон об образовании не даёт тебе этого права, отступник!
Жажда жизни во мне ещё теплилась, я пытался оправдаться:
- Я хотел ... Я считал ... Меня так научили. Давно! Я иначе не умею ... Я не понимаю как 30 процентов ... Как потом быть образованным ... Это ж государство ... Как потом нимб получится ..., - меня не стали дальше слушать. Кто-то из инквизиторов показал палачу знак рукой и топор опустился на мою шею ...
Я вздрогнул и проснулся в холодном поту.
Эпилог
На работу я полетел как на крыльях! А чего? Казнь уже случилась! А до следующей я успею немного насладиться жизнью и принести пользу людям ... в рамках своей жизненной парадигмы!