В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге представлена крупнейшая в мире коллекция пасхальных яиц Фаберже. Помимо членов императорской семьи, уникальные шедевры с сюрпризами смогли приобрести и другие клиенты придворного ювелира — представители титулованной и промышленной элиты. Круг этих людей был очень узок. О некоторых из них пойдет речь в нашей статье.
Коллекция Варвары-Базановой Кельх
Семь пасхальных яиц работы прославленного царского ювелира получила купчиха Варвара Петровна Базанова, в замужестве Кельх — владелица золотопромышленных компаний, заводов, пароходных товариществ. В 1898–1904 годах по заказу ее супруга Александра Кельха мастера фирмы Фаберже исполняли роскошные пасхальные яйца, великолепием не уступавшие императорским, а размерами и пышностью иногда и превосходившие их. Первое и последнее из этих произведений находятся в коллекции Музея
Фаберже.
Пасхальное яйцо «Курочка»
Создавая пасхальные подарки для Кельх, Карл Густавович иногда повторял темы, сюжеты и композиции императорских произведений, а иногда и копировал изделия, созданные раньше для царской фамилии. Первое яйцо Варвары Кельх, как и первое яйцо императрицы Марии Федоровны, содержит внутри сюрприз — курочку.
Правда, яйцо, предназначенное для золотопромышленницы, гораздо крупнее императорского яйца и, в отличие от него, декорировано великолепной эмалью-гильоше рубинового цвета, а также пояском сверкающих алмазов. Под двумя наиболее крупными алмазами помещены живописный портрет и дата создания произведения. Что же касается внутренностей яйца, то они решены натуралистично: белок и желток изображены гладкой белой и матовой желтой эмалями. Находящаяся внутри курочка исполнена из чеканного золота и, в отличие от императорской, дополнительно декорирована тончайшими живописными эмалями. В нее вложен последний, самый драгоценный сюрприз — крошечный мольберт, окаймленный алмазами, со складными золотыми ножками и бриллиантовым сердцем с рубиновым пламенем. Под пластиной из горного хрусталя помещен портрет цесаревича Алексея, вставленный позже.
Пасхальное яйцо «Шантеклер»
Последнее яйцо Варвары Петровны, «Шантеклер», было выполнено в 1904 году. Как и одноименное императорское яйцо 1900 года, оно имеет часовой механизм, круглый циферблат и сюрприз в виде петушка, поднимающегося из-под ажурной решетки.
Покрытое яркой, интенсивной голубой королевской эмалью яйцо Кельх на несколько сантиметров выше императорского и выглядит более помпезным и броским, чем сдержанное по цвету яйцо Марии Федоровны. Петушок-сюрприз — гораздо крупнее и декорирован не крашеными перышками, как царский, а россыпью алмазов на фоне эмалированного золота.
В том же, 1904 году Варвара Петровна оставила семейное гнездо и навсегда уехала в Париж, взяв с собой пасхальные яйца и, возможно, другие ценности.
С пасхальными яйцами она рассталась в начале 1920-х годов. Тогда шесть из них оказались в руках парижского ювелира Моргана. Затем они попали к владельцу знаменитой антикварной галереи A la Vieille Russie, который в 1928 году продал их американскому коллекционеру. В результате собрание оказалось разрозненным, а в декоре яйца «Курочка» появились портреты царя и наследника престола вместо изображения супругов Кельх или их монограмм, которые, возможно, были там изначально.
Пасхальное яйцо герцогини Консуэло Мальборо
Обладательницей ювелирного пасхального яйца работы Фаберже стала и Консуэло Вандербильт, правнучка американского железнодорожного магната Корнелиуса Вандербильта и супруга английского герцога Чарльза Ричарда Джона СпенсераЧерчилля, 9-го герцога Мальборо.
В 1902 году она приехала в Санкт-Петербург и присутствовала на балу в Зимнем дворце. Великолепие русского двора, самого блистательного в Европе, поразило искушенную роскошью аристократку, о чем она написала в автобиографии:
«Императорская чета вошла в зал под торжественные звуки российского гимна. Шла целая процессия, в которой были великие князья в роскошной парадной форме, сверкающие драгоценностями очаровательные великие княгини и возвышенно прекрасные царь и царица, — бал превратился
в волшебную сказку».
Когда герцогиня вернулась в Англию, среди ее приобретений, сделанных в России, было изящное, покрытое нежнейшей розовой эмалью яйцо-часы со стрелкой-змеей, напоминающее яйцо 1895 года с насыщенной синей эмалью,
принадлежавшее императрице Марии Федоровне.
Яйцо герцогини Мальборо имеет вид многократно уменьшенной старинной французской вазы на постаменте и напоминает о безвозвратно утраченной поэзии галантного ХVIII столетия. Змея — эмблема постоянства и супружеской верности — не стала символом счастья Консуэло и ее супруга герцога Мальборо. Позже брак был расторгнут, а в 1926 году герцогиня продала
яйцо на благотворительном аукционе. Его приобрела польская певица Ганна Вальска, жена американского магната, а в 1965 году купил Малкольм Форбс, положивший тем самым начало своей знаменитой пасхальной коллекции.
Подписывайтесь на канал Музея Фаберже, чтобы не пропустить новые статьи о шедеврах русского ювелирного искусства!