Найти в Дзене
artGallery.ru

«Диего Веласкес: мастер портрета и истории испанского искусства»

Оглавление

6 июня 1599 года в Севилье родился человек, без которого Испания XVII века не выглядела бы столь блистательно. Диего Веласкес — не просто придворный живописец, но один из тех, кто сделал искусство эпохи барокко по-настоящему живым. Он был художником, которого боялись соперники, восхищались монархи и боготворили гении следующих эпох — от романтиков до сюрреалистов.

Автопортрет художника (фрагмент картины «Менины», 1656)
Автопортрет художника (фрагмент картины «Менины», 1656)

Первый в грубом жанре

Родился Веласкес в Севилье, в семье с португальскими корнями. Его путь начался не с золота дворцов, а с кухонного быта. Первыми его произведениями были бодегоны — жанровые сценки из харчевен и кухонь, где кипела простая жизнь: жареные яйца, чеснок, старые кувшины, латунные ступки — всё это художник писал с почти одухотворённой точностью.

Караваджо и тень

В творчестве юного Веласкеса явно ощущается влияние Караваджо. Мрачный колорит, контрасты света и тени, грубые сцены — всё это сближало испанца с итальянским мастером. Но Веласкес пошёл дальше. Он привнёс в свои картины испанскую сдержанность и почти научную точность — не только в формах, но и в психологии портретируемых.

Женитьба, учёба и первые шаги к двору

Учителем Веласкеса был Франсиско Пачеко, художник, теоретик и, как оказалось, будущий тесть. После шести лет обучения он женил Веласкеса на своей дочери Хуане. Через связи Пачеко молодой художник в 1623 году оказался в Мадриде — и вскоре попал прямо ко двору.

Там его заметил главный человек в стране после короля — граф Оливарес. Именно он представил Веласкеса монарху. Первая проба кисти в изображении Филиппа IV — и Веласкес получает звание придворного живописца. А позже — и ключи от мастерской в личных апартаментах короля.

Портрет папы Иннокентия X ок 1650. 141х119
Портрет папы Иннокентия X ок 1650. 141х119

Король и его художник

Отношения Веласкеса с Филиппом IV были особенными. Их связывали не только работа, но и редкое для той эпохи доверие. Мастер писал короля десятки раз — в самых разных позах, анфас и профиль, при оружии и в домашней обстановке. И не только его: жены, дети, придворные, шуты, карлики — всё ближайшее окружение монарха прошло через кисть художника.

В мастерской Веласкеса стояло специальное кресло, куда Филипп иногда садился, чтобы поразмышлять, глядя на незавершённые портреты. Это было нечто большее, чем рабочие отношения. Это была дружба.

Портрет короля Филиппа IV, Музей Прадо (Мадрид)
Портрет короля Филиппа IV, Музей Прадо (Мадрид)

Италия: цвета, Тициан и дипломатия

В 1629 году Веласкес отправился в Италию. Там его воспринимали больше как чиновника, чем художника — ведь он уже был камергером. Однако поездка изменила его стиль. Он восхищался Тицианом, и после возвращения в Мадрид в его палитре зазвучали яркие тона — жёлтые, голубые, светлые.

Он сказал: «Я — рекрут армии Тициана», и действительно, впитал ренессансную мощь, но сохранил собственную реалистичность.

«Водонос из Севильи», Музей Веллингтона, Лондон
«Водонос из Севильи», Музей Веллингтона, Лондон

Политика и кисть

Со временем Веласкес стал не просто придворным живописцем. Его карьера развивалась стремительно: он занял должности камергера, интенданта и даже обер-гофмаршала — высший ранг в придворной иерархии. Ни один художник в истории не достигал таких высот при дворе.

«Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид)
«Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид)

Бессмертные полотна

Среди его главных работ — «Менины», шедевр, где фигура короля не изображена напрямую, но отражается в зеркале. Это метафора эпохи, взгляда и власти. Картина считается вершиной барочной живописи и символом испанского искусства.

Менины. 1656 Холст, масло. 318 × 276 см Прадо, Мадрид
Менины. 1656 Холст, масло. 318 × 276 см Прадо, Мадрид

Другие знаменитые произведения: «Пряхи», «Венера перед зеркалом», «Завтрак», «Портрет инфанты Маргариты». Его работы вдохновляли Пикассо и Дали, романтиков и импрессионистов.

Венера с зеркалом. Между 1648 и 1651 Холст, масло. 122 × 177 см Лондонская Национальная галерея, Лондон
Венера с зеркалом. Между 1648 и 1651 Холст, масло. 122 × 177 см Лондонская Национальная галерея, Лондон
Пряхи. ок. 1657 Холст, Масло. 220 × 289 см Прадо, Мадрид
Пряхи. ок. 1657 Холст, Масло. 220 × 289 см Прадо, Мадрид
Портрет инфанты Маргариты в голубом платье 1659. 127х107
Портрет инфанты Маргариты в голубом платье 1659. 127х107

Последние годы

Веласкес умер в 1660 году, спустя всего две недели после свадьбы дочери Франсиски. Говорят, он выдохся, организовывая это пышное торжество. Но к тому времени он уже стал живой легендой — другом короля, художником века и символом испанского «золотого века» живописи.

Если вам интересна история великих художников — подписывайтесь на канал ❤️