Найти в Дзене

“Он все делает в PhotoMath” — и почему это должно нас насторожить

Недавно поймали на уроке ребенка, который фотографировал примеры и отправлял их в PhotoMath. Если не слышали, это такое приложение для телефона: наводишь камеру на пример, и тебе мгновенно дают ответ.

Есть, конечно, еще прекрасный ChatGPT: пишешь ему “реши уравнение…” или “реши задачу…” — и все, готово. Решено. Красиво. Но… что понял сам ребенок?

Так что, цифровые помощники — это плохо?

Совсем нет. Мы живем в цифровую эпоху, и умение пользоваться инструментами важно. Тем более технологии действительно экономят время

Но вопрос не в инструменте, а в цели.

Когда все делает нейросеть, ребенок не учится понимать, почему так, а не иначе. Не тренируется логика и умение проверять за собой. Исчезает привычка вдумчиво работать с задачей. Это вредит ребенку не только в моменте, но и в будущем: откуда здесь взяться критическому мышлению? Ведь если калькулятор или бот ошибется, то ребенок даже не заметит.

Потому что не умеет проверить.

-2

А как быть?

Думаем, что совсем запрещать не получится: ребенок, а уж тем более подросток, найдет лазейку. Но можно хотя бы внимательнее следить за тем, что происходит на занятиях, а еще не запрещать искусственный интеллект совсем, а учить пользоваться с умом. Объяснять, что нейросети тоже могут ошибаться, что не стоит всегда на них полагаться. Учить выполнять проверку. Объяснять, зачем мы занимаемся математикой — снова и снова, если придется.

Еще можно:

📌 Использовать PhotoMath для проверки задачи: сопоставлять свой ответ с ответом программы

📌 Просить объяснить, как рассуждала нейросеть

📌 Обсуждать, как можно сделать проверку

Учим не решать, а думать

Современные дети точно будут жить в мире нейросетей и автоматических решений, ничего тут не поделаешь. Но им по-прежнему придется анализировать, сомневаться, принимать решения. К сожалению, это не сделает за них ни один бот.

В общем, цифровизация — это супер.

Но если все делает программа, а ребенок даже не замечает ошибку — это не развитие.

Нам важно сохранить навык мышления. В мире, где все считают калькуляторы, думать — главная суперспособность.

💬 А вы сталкивались с тем, что ребенок просто «вводит в чат» вместо того, чтобы подумать? Как реагируете?