Недавно поймали на уроке ребенка, который фотографировал примеры и отправлял их в PhotoMath. Если не слышали, это такое приложение для телефона: наводишь камеру на пример, и тебе мгновенно дают ответ.
Есть, конечно, еще прекрасный ChatGPT: пишешь ему “реши уравнение…” или “реши задачу…” — и все, готово. Решено. Красиво. Но… что понял сам ребенок?
Так что, цифровые помощники — это плохо?
Совсем нет. Мы живем в цифровую эпоху, и умение пользоваться инструментами важно. Тем более технологии действительно экономят время
Но вопрос не в инструменте, а в цели.
Когда все делает нейросеть, ребенок не учится понимать, почему так, а не иначе. Не тренируется логика и умение проверять за собой. Исчезает привычка вдумчиво работать с задачей. Это вредит ребенку не только в моменте, но и в будущем: откуда здесь взяться критическому мышлению? Ведь если калькулятор или бот ошибется, то ребенок даже не заметит.
Потому что не умеет проверить.
А как быть?
Думаем, что совсем запрещать не получится: ребенок, а уж тем более подросток, найдет лазейку. Но можно хотя бы внимательнее следить за тем, что происходит на занятиях, а еще не запрещать искусственный интеллект совсем, а учить пользоваться с умом. Объяснять, что нейросети тоже могут ошибаться, что не стоит всегда на них полагаться. Учить выполнять проверку. Объяснять, зачем мы занимаемся математикой — снова и снова, если придется.
Еще можно:
📌 Использовать PhotoMath для проверки задачи: сопоставлять свой ответ с ответом программы
📌 Просить объяснить, как рассуждала нейросеть
📌 Обсуждать, как можно сделать проверку
Учим не решать, а думать
Современные дети точно будут жить в мире нейросетей и автоматических решений, ничего тут не поделаешь. Но им по-прежнему придется анализировать, сомневаться, принимать решения. К сожалению, это не сделает за них ни один бот.
В общем, цифровизация — это супер.
Но если все делает программа, а ребенок даже не замечает ошибку — это не развитие.
Нам важно сохранить навык мышления. В мире, где все считают калькуляторы, думать — главная суперспособность.
💬 А вы сталкивались с тем, что ребенок просто «вводит в чат» вместо того, чтобы подумать? Как реагируете?