Найти в Дзене
Просто о сложном

Двигатель Стирлинга

Оглавление

Двигатель Стирлинга – это силовой агре­гат внешнего сгорания. Это двигате­ль, работающий на нагретом газе. Принцип его кон­струкции заключается в том, что само по себе рабочее тело не сгорает, как рабочая смесь в поршневом двигателе. Здесь теп­ло к рабочему телу подводится снаружи, из теплообменника. Двигатель Стирлинга работает по прин­ципу замкнутой циркуляции, то есть рабочее тело остается в машине и поочередно подо­гревается и охлаждается в теплообменнике.

В начале 19-го столетия шотландец Роберт Стирлинг изобрел двигатель, работающий на нагретом газе. Он построил его в 1817 году, но не смог внедрить, из-за недостаточной проработанности конструкции и несовершен­ства термодинамических процессов.

В 1938 году голландская компания «Philips» обратилась к идее производства двигателя Стир­линга. В ходе разработок был создан двигатель, работающий на холодном газе. В конце 60-х годов прошлого века работу над двигателем Стирлинга продолжили ком­пании «MAN» и «Motorenwerke Mannheim».

Чертеж двигателя Стирлин­га

Чертеж двигателя Стирлин­га можно посмотреть на рисунке ниже. Здесь оба поршня связаны между собой ромбовидной пере­дачей. С помощью противовесов осущест­вляется полноценная балансировка. Охла­дитель работает с посредством циркуляции охлаждающей жидкости. В регенераторе, который состоит из стальных пакетов, ра­бочее тело, в данном случае гелий, подогревается от 70 °С до 600 °С, а на обратном пути охлаждается до 70 °С. Отработавшие газы, исходящие из камеры сгорания, от­дают тепло рабочему телу в подогревателе. Они покидают подогреватель с температу­рой приблизительно 700 °С и подогревают в подогревателе воздух, необходимый для сгорания. При температуре около 250 °С отработавшие газы выталкиваются наружу. Буферная полость имеет уплотнители в ме­стах стыковки с корпусом, поэтому не теря­ется гелий, который служит рабочим телом, так как способствует хорошему теплообме­ну. Поршни работают в цилиндре без смаз­ки и оснащены поршневыми кольцами из тефлона.

-2

Цикл двигателя Стирлинга

Цикл двигателя Стирлинга изображен на рисунке ниже. Вид кри­вых обусловлен не периодическим движе­нием поршня и особенностями изотермиче­ского подведения и отвода тепла. Регулировка мощности двигателя Стир­линга осуществляется путем изменения мас­сы гелия и мощности горелки. Таким обра­зом, например, при уменьшении мощности горелки одновременно сокращаются мощ­ность двигателя и масса гелия. Вследствие этого в области частичных нагрузок уровень температуры становится высоким, а терми­ческий коэффициент полезного действия остается практически постоянным.

-3

Общий КПД двигателя Стирлинга составляет око­ло 35%. Удельная масса двигателя и частота вращения приводного вала имеют прибли­зительно те же значения, что и в дизельном двигателе.

Кривая крутящего момента указывает на благоприятное для работы транспортного средства протекание с максимальными зна­чениями момента при очень низкой частоте вращения приводного вала. Двигатель Стир­линга запускается с помощью электрическо­го стартера, после чего поджигается горелка.

Двигатель Стирлинга работает достаточно тихо. С помощью внешнего сгорания можно легко удер­живать токсичность отработавших газов ниже установленных предельных значений. Двига­тель Стирлинга может использовать любое топливо для обеспечения работы горелки.