Замполита ММГ-7 к-на Рассказова Владимира Анектовича мы уважали, но и побаивались. Он уже был в Афгане, опытный офицер, хорошо себя показал и в двухмесячном рейде. По его малоподвижному лицу трудно было понять его состояние, доволен он или нет. Более выразительными были его глаза. Ну и голос. Разговаривал он негромко, спокойно, но, когда отчитывал кого-то за провинность, его звучный, командный голос гремел по всей базе. Наш комбат, к примеру, командовал гораздо тише, как-то интеллигентно. Да он и был – военный интеллигент, никогда никого не оскорбил и совсем не ругался матом. Даже в бою…
…Это было уже после двухмесячного рейда, днём. Я, со своими бойцами - наводчиком Ильдаром Гарайшиным и установщиком Мишей Пуцко, дежурил на огневой. Всё было спокойно, тихая и солнечная погода, наши огневики занимались обслуживанием миномётов в окопах. И в этот момент в районе землянок застав ММГ раздался сердитый голос к-на Рассказова, распекающего кого-то. Это прозвучало недобро, как разрыв духовской артмины или выстрела из РПГ. Через минуту влетело дневальным другой заставы, за окурки у землянки, причём замполит распалялся всё больше и больше. Куда он пойдёт дальше?
Судя по звуку очередного разноса, замполит двигается в нашу сторону. На огневой все притихли, насторожено выглядывая из-за бруствера - в воздухе запахло опасностью огрести люлей от грозного начальства. Вот Рассказов показался на дорожке, что проходила недалеко от нашей огневой. И выражение лица не предвещало ничего хорошего каждому, кто попадётся на пути. Причём замполит не крутил головой, высматривая непорядок, он и так всё видел и замечал.
С к-ном Рассказовым я уже был хорошо знаком, он не раз видел меня в деле и относился ко мне уважительно, но уж очень сердитым он был сейчас. Может пронесёт мимо?..
Нет, не пронесло, он свернул с дорожки и направился к нам. Быстро поправляю автомат на плече, сержантскую сумку и каску, которую я всегда носил на бекрень. Расчёт сочувственно смотрит на меня, как на смертника.
- Кто старший? – Рассказов остановился в нескольких метрах от огневой позиции.
Резкий выдох, и быстро поднимаюсь из окопа, через аппарель, подхожу и представляюсь.
- А, это ты – узнал меня, взгляд смягчился. – Слушай, а на какую минимальную дистанцию можно выстрелить из миномёта?
Я, конечно, про себя удивился – к чему бы это, но ответил быстро. Рассказов внимательно выслушал, задал ещё пару вопросов по этой теме, и я вижу, что это ему действительно интересно.
- А я вот читал в журнале… - продолжил разговор замполит. Краем глаза замечаю выглядывающие с опаской из-за бруствера головы своих товарищей и продолжаю беседовать. Ожидаемого разноса всё нет…
Так за разговором прошло минут пять. Заканчивая, Рассказов спросил, кивнув на нашу огневую – «У тебя всё в порядке?» И, услышав моё «Так точно!», проследовал дальше.
Вернулся к расчёту, а там уже собрались почти все огневики, вот меня и спрашивают, о чём, мол, мы так долго говорили. Я и говорю – о миномётах. Мне не поверили, а я, сам удивляясь, подтверждаю – «Точно - о миномётах!».
Тут Саша Давыдов – наводчик 6-го расчёта, и сказал: – «Вы так хорошо разговаривали - значит, точно ты у него в любимчиках...».
Может быть и так. Но свою проверку он мне сделал.
Это было на боевом выезде, весной 86-го. Рассказов - командир группы, я был старшим от минбата - микрокомбатом, как называл эту должность ЗНЗ по п/ч капитан МОРГУНОВ В. Н. Кстати сказать, замполит Рассказов в свою боевую группу всегда брал только проверенных, опытных бойцов, которым он доверял. Мы это ценили.
Так вот. Боевая группа занимала круговую оборону на одной из сопок. Рассказов, во время обхода, подошёл к нашей огневой позиции.
Посмотрел, как мы расположились, и спрашивает:
- «Как ты думаешь, какая дальность до вот этой сопки?» – показывает рукой. – «Я думаю, километра три».
И что-то промелькнуло такое в глазах….
Большая, высокая сопка, зелёная от травы- весна! И больше на ней ничего нет, ни кустика, ни дикой козы, ничего, что могло бы помочь в определении дальности. И дальномера нет, на выезды его брали не часто. Тут только свой глазомер поможет. А за время пребывания в Афгане (уже более 8-ми месяцев) глазомер выработался хороший, поэтому я и возразил:
- Что вы, тащ капитан, дальность всего 1200 метров.
- Давай проверим – предложил замполит.
Я уже шагнул к своему полковому миномёту, но Рассказов остановил:
- Давай с этого – показал на батальонный (БМ-37). После двухмесячного рейда на боевые выезды стали обязательно брать хотя бы один полковой миномёт, как и в этот раз. Один ПМ-43 (120 мм.), один БМ-37 (82 мм.).
Второй расчёт навел миномёт на цель, я спросил Рассказова:
- Так какая ваша дальность?
- Давай попробуем 2000 метров.
Выстрел, слабый звук разрыва – перелёт.
- 1500 метров – говорит замполит.
Выстрел, звук разрыва громче, но снова перелёт.
- Давай теперь ты – предлагает Рассказов.
Командую прицел на 1100 метров. Выстрел, разрыв на склоне, недолёт до вершины сопки метров 70.
- Дальность 1170 метров – докладываю замполиту. – Перейти на поражение?
- Не нужно – кивнул Рассказов, улыбнулся и пожал мне руку – Ты был прав!
И пошел к своей «Чайке».
Ребята меня поздравляют, мол, меряю дальность точнее капитана Рассказова, на что отвечаю, что ничего особенного, я же - артиллерист, но всё же не покидает мысль, что что-то тут не так…
И тут я понял, что промелькнуло в глазах Рассказова – хитринка. Проверял меня замполит. Ведь у него же была генштабовская карта этого района и дальность до сопки он по ней определил заранее…
Когда он стал ездить командиром боевой группы, он всегда брал меня старшим от батареи...)))
Недавно снова общался с ним по телефону - долгих Вам лет, командир!