Вчера выдающемуся актеру советского кино Льву Прыгунову исполнилось 85 лет. Эта значимая дата вновь привлекла внимание к его откровениям, которые остаются малоизвестными широкой публике. Лев Георгиевич всегда был противоречивой фигурой — и за это ему пришлось заплатить высокую цену. Почему его непреклонный характер стал преградой на пути к Голливуду? Что стоит за его неприязнью к Олегу Табакову? И какие причины скрываются за его резкими высказываниями о Валентине Малявиной, которую он называет "одержимой сексом" и "виновной в убийстве"? Обо всем этом и многом другом — в нашей статье.
### От биолога к актеру
Путь Льва Прыгунова к славе нельзя назвать обычным. Он родился в Алма-Ате в семье преподавателя и ученого-биолога. Когда ему было десять, его отец трагически погиб в горах, что оказало значительное влияние на характер мальчика.
Детство Льва прошло на фоне природы, где он много времени проводил в горах, научился стрелять, ориентироваться на местности и различать птиц по звукам. Именно тогда он начал мечтать стать биологом, как его отец.
"Каждое утро я вставал в шесть и отправлялся в горы. Мы с друзьями могли узнать любую птицу за километр — по голосу или полету," — вспоминает Прыгунов.
После школы он поступил на биологический факультет и успешно завершил два курса. Однако встреча с группой студентов-филологов изменила его жизнь. Под их влиянием он увлекся литературой и театром, и вскоре решил сменить профессию. Он переехал в Ленинград, чтобы начать карьеру актёра.
### Бунтарь по натуре
Судьба Льва Прыгунова могла сложиться иначе, если бы не его взрывной характер. Одним из самых значительных событий в его карьере стала съемка в советско-итальянском фильме "Они шли на Восток" в 1964 году. В возрасте 25 лет он стал участником скандала из-за своей принципиальной позиции.
На съемках в Полтаве иностранных актеров кормили в отдельном вагоне-ресторане, а советским коллегам предоставляли простую еду в общей столовой.
— Я не сдержался, — рассказывает Прыгунов. — Швырнул миску с щами на землю и закатил истерику, высказывая всё, что думаю о такой "равноправной" дружбе. После этого я зашел в вагон к итальянцам и заявил, что буду есть только с ними.
Этот поступок дорого ему обошелся: руководство "Мосфильма" надолго закрыло для него двери в кино. Тем не менее, другие режиссеры не побоялись работать с талантливым, хоть и неудобным, актёром, и он продолжал сниматься, оставаясь верным своим принципам.
### Голливуд мимо
После успешной роли итальянского солдата Баццоки Лев Прыгунов привлек внимание европейских и американских продюсеров. Его харизма и актерская пластика выделяли его среди коллег.
Начали поступать заманчивые предложения: его звали сыграть Тристана в Италии, в Дании ему предложили главную роль в фильме "Красная мантия", а Голливуд видел его в роли Петра Великого. Однако все эти предложения были отвергнуты советскими властями без объяснений.
— Итальянцы были готовы заплатить 150 тысяч долларов, но им просто отказали, — вспоминает актер. — В итоге роли, предназначенные мне, сыграли другие. Наверное, в Госкино испугались, что я не вернусь в СССР.
Особенно болезненно для Прыгунова было то, что в датском фильме его место занял Олег Видов — это воспринималось как следствие его непреклонного характера и протестной выходки на съемках в Полтаве.
### Закулисные интриги
Разговор о театральной карьере вызывает у Льва Прыгунова горечь. Особенно его огорчает история с театром "Современник". Олег Ефремов хотел видеть его в труппе, но Прыгунову это не удалось — не без участия Олега Табакова.
— Табаков вел подковерную кампанию против меня. Он настраивал коллег, чтобы "завалить" мой просмотр. В итоге меня даже не выпустили на сцену — организовали просмотр в коридоре, — с обидой вспоминает Прыгунов.
Годы спустя Табаков сам подтвердил эти слова, заявив на встрече со студентами, что приложил максимум усилий, чтобы Прыгунов не попал в труппу.
### Противоречия и споры
Лев Прыгунов никогда не стеснялся в выражениях, особенно когда речь шла о коллегах. Его резкие высказывания о Валентине Малявиной, с которой он работал на съемках "Утренние поезда" и "Тоннель", до сих пор вызывают споры.
— Валя была одержима сексом, — откровенничает актер. — Она познакомила меня с Сашей Кайдановским, и он рассказывал, что у них были постоянные скандалы.
Прыгунов не ограничивается только личными наблюдениями. Он считает, что трагическая смерть мужа Малявиной, актера Станислава Жданько, была убийством, а не самоубийством, как указано в следственном деле.
### Личная жизнь и испытания
Личная жизнь Льва Прыгунова полна трагедий. В 1977 году его первая супруга, Элеонора, погибла в автокатастрофе, что стало для него тяжелым ударом. Чтобы отвлечься, он погрузился в работу, но это стоило ему времени с сыном Романом, который вырос в интернате.
— Я почти не бывал дома. Рома воспитывался вдали от меня, — говорит он.
Вторую любовь Лев встретил только в 1983 году — это была Ольга, на 16 лет младше его. Их союз стал крепким и долгим.
### Многогранный талант
Лев Прыгунов известен как актер, но он также является профессиональным художником и поэтом. Его увлечение живописью началось в 70-х, и с тех пор он создал множество картин, которые находятся в коллекциях по всему миру.
— В живописи я тоже профи, — говорит он. — Она мне ближе, чем кино. Там я абсолютно свободен.
Кроме того, Прыгунов увлекается изучением языков. Он начал учить английский, чтобы читать западную литературу, а позже освоил румынский и итальянский. Его стремление к знаниям и культуре — это способ быть чуть свободнее в мире.
### Размышления о жизни
В свои 85 лет Лев Прыгунов говорит о жизни и смерти без страха. Он считает, что смерть — это естественная часть пути.
— Я отношусь к жизни и смерти спокойно. Это две стороны одной монеты, — утверждает он. — Смерть — единственное, в чем человек может быть абсолютно уверен.
С возрастом приходит не усталость, а освобождение. Прыгунов верит, что все, что накоплено за жизнь, нужно использовать, а не жалеть о прошлом.
Таков Лев Прыгунов — человек с насыщенной биографией, полной драм и побед, остающийся верным себе. Его можно как восхищаться, так и критиковать, но игнорировать его невозможно.