Сумерки, лес... У костра возле палаток сидят бородатые мужчины в вязаных свитерах и женщины в лыжных шапочках. Под аккомпанемент слегка расстроенной гитары все хором поют…
Музыкальный видеоблог "Спасибо, послушаю"
Генезис этого явления давний, ветвистый и местами паутинный:
- Сокольство Фридриха Тырша и Индржиха Фюгнера, Австро-Венгрия, 1862
- Вандерфогель Германа Гоффмана и Карла Фишера, Германия, 1896 г., и его ветви: натуристы, ролевики (пираты, казаки, индейцы и проч.)
- Пионеринг (Вудкрафт) Сетона Томпсона, Америка, 1900
- Скаутинг Роберта Баден-Пауэлла, Англия, 1904
- Тремпинг (дикие скауты, Вандр, Чундр), Чехословакия, 1918
- Пионерия (красные скауты, спартаковцы), РСФСР, 1922
- Коммунарство Игоря Иванова, СССР, 1958
- Каравелла Владислава Крапивина, СССР, 1961
- КСП Игоря Каримова, Аркадия Гербовицкого и Олега Чумаченко, СССР, 1967,
- ...и далее — советские хиппи, рокеры, сквоттеры, ролевики...
Возможно, какое-то из заметных движений я упустил. С удовольствием расширю этот список с помощью читателей.
Общее у всех движений — свобода выхода просвещенной молодежи за пределы семьи, школы и города, способствовавшая созданию Intentional community (идейных общин) со своей субкультурой: спортивной, ролевой, музыкальной.
Периодом возникновения условий для распространения Intentional community, можно, вероятно, считать центрально-европейскую "Весну народов" 19 века, открывшую для свободного доступа населения значительные пространства частного землевладения и признавшую определенные права молодёжи на самостоятельность. Эта смена социокультурных парадигм в жизни Европы подробно и эмоционально описана Стефаном Цвейгом в книге "Вчерашний мир. Воспоминания европейца".
«…Государство использовало школу как орудие для поддержания своего авторитета. Нас прежде всего надо было воспитать так, чтобы всё существующее мы почитали совершенным, мнение учителя – непогрешимым, слово отца – неоспоримым, государственные институты – идеальными и бессмертными. Второй основной принцип той педагогики, который действовал и в семье, был направлен на то, чтобы молодым людям жилось бы не слишком сладко. Прежде чем получить какие-нибудь права, они должны были осознать, что у них есть обязанности, и прежде всего обязанность беспрекословно повиноваться.<…> Ни в школе, ни в семье, ни в сфере эроса молодежи никогда не давали свободы и счастья, которых требует этот возраст...».
«...Не только города, но и люди становились красивее и здоровее – благодаря спорту, лучшему питанию, сокращению рабочего дня и углубившейся связи с природой. Зима перестала быть тоскливым временем, которое убивают, скучая за карточным столом в трактире или томясь в душных комнатах; иные открыли для себя зиму в горах – вино профильтрованного солнца, нектар для легких, радостно бегущую по жилам кровь. А горы, озера, море стали уже не такими далекими, как когда-то. Велосипед, автомобиль, электрифицированные дороги сократили расстояния и дали миру новое ощущение пространства.
По воскресеньям тысячи и десятки тысяч людей устремлялись на лыжах и санях со снежных круч; повсюду возникали бассейны и дворцы спорта. В бассейнах как раз и можно было наглядно изучать перемены; если в годы моей молодости по-настоящему статный человек бросался в глаза на фоне толстых загривков, отвислых животов и впалых ребер, то теперь, следуя античным образцам, соревновались между собой гибкие, распрямленные спортом тела.
По воскресеньям уже никто, кроме последних бедняков, не оставался дома; все молодые люди путешествовали, взбирались на скалы или участвовали в состязаниях во всевозможных видах спорта». (Стефан Цвейг, "Вчерашний мир. Воспоминания европейца", 1941)
В какие-то исторические моменты государственные институты, осознавая силу того или иного молодёжного движения, ограничивали его, или, возглавив, уводили в свои политические, идеологические русла. Так, например, перенятое английским генералом Баден-Пауэллом свободное движение Пионеринг (Вудкрафт), было милитаризировано, поставлено под контроль т.н. «наставников» и распространено по всей Европе под названием Скаутинг. Томпсон, учение которого Пауэл поначалу пропагандировал, вступил с ним в конфликт, обвинив в плагиате и искажении идеи. Однако до судебного разбирательства дело не дошло.
Чехословацкий Тремпинг, уводя под свои знамена скаутов, сокольцев, свободную молодёжь, а также и представителей старших поколений, знаменовал возврат к свободе Вандерфогеля и Вудкрафта. О чём свидетельствует альтернативное название движения — Вандр и вестерновый антураж выходов на природу. Первые участники движения, прежде чем окончательно назваться Тремпами в честь бродяг Дикого Запада, перебирали также названия "Вудкрафт", "Дикий скаутинг", "Чундр" (пивной бродяга, от немецкого tschundern, бродить).
В нацистской германии часть вандерфогелевцев была рекрутирована в ряды Гитлерюгенда, а часть ушла в антифашистское подполье, сохранив общинную целостность. Как, например ветвь Вандерфогеля «Пираты Эдельвейса».
Аналогичные перехваты и уходы движений из-под опеки происходили и в СССР. Классический Скаутинг трансформировался в Пионерию. От неё, в свою очередь, «на свободу» устремлялись Коммунары и Каравелла.
Говорить об исключительности российского общественно-музыкального движения, которое у нас принято называть то «авторской песней», то "КСП", в таком историческом контексте и с таким количеством его черт, общих с другими движениями, было бы, наверное, большим национальным самомнением. Тем более, что в СССР лишь в конце 50-х окончательно сложились условия для распространения стихийных Intentional community, когда весь их европейский опыт был уже готов для осознанного или бессознательного перенятия.
Больше всего песенной субкультуры было в Вандерфогеле, Тремпинге и КСП, но в той или иной мере песня как часть субкультуры присутствовала во всех движениях.
Более всего ролевиков вышло из Вандерфогеля (известно 16 общин). В Тремпинге изначально присутствовал вестерновый ироничнно-ролевой элемент, но с 2001 года становится заметно внешнее навязывание движению милитаристского стиля. Погуляли — и хватит, Баден-Пауэлл вздремнул ненадолго. Критики этих перемен в чешском обществе не слышно, но и былой популярности движения не наблюдается.
Песенная субкультура движений основывалась на национальных музыкальных жанрах и поэзии, за исключением Тремпинга. Её основа — американское кантри. Собственные, а также другие национальные традиции великого перекрестка музыкальных культур — Чехии, наследницы Австро-Венгрии — в Тремпинге присутствуют в меньшей мере. Более того, уже давно "чешское кантри", оторвавшись от общинных корней, стало популярным эстрадным жанром в стране и имеет своих многолетних "звезд".
В СССР по свидетельству Игоря Каримова "бардовская" активность начала нарастать с 1959 года. В Москве молодежное стихийное движение, очагами которого становились культурные (не только песенные, но и театральные, КВН-ные, хоровые, многопрофильные) сообщества студентов МИФИ, МЭИ, МГУ, МГПИ, МИХМ, МАИ, МИГаИК, ФИЗТЕХ и др., приобрело определенные границы и название к 1967 году и после череды запретов и разрешений было окончательно легализовано в виде "клуба по интересам" в 1975-м. Никаких альтернативных Комсомолу и Пионерии движений правительство допустить не могло. С 1974 года московский Клуб Самодеятельной Песни курировался Комсомолом и во многом им материально обеспечивался — в соответствии с принципом «не можешь противостоять — возглавь!» При этом внешне участие Комсомола в жизни КСПешной общины благодаря дипломатии Каримова, Гербовицкого и других активистов движения не замечалось. Подробная история московского клуба изложена в книге И.Каримова "История московского КСП".
Но если говорить о песенно-музыкальной активности советской молодёжи в расширенных жанровых рамках, то первым, конечно, нужно упомянуть ЛЭТИ, Ленинградский Электро-Технический Институт, прозванный в народе Эстрадно-Танцевальным. Его творческое сообщество заявило о себе на всю страну постановкой ревю "Весна в ЛЭТИ" в мае 1953 года. Позднее выходцы из него широко разошлись по всей советской эстрадно-театральной культуре и во многом определили её стиль и дух в 60-70 г.г.
Одновременно с московской клубной жизнью продолжалась жизнь множества поющих общин по всей стране.
Конечно, все вышеупомянутые культурные "сосуды" были сообщающимися.
Общественное движение КСП рассматривать в полном единстве с жанром авторской (поэтической, студенческой, туристской и т.д.) нельзя, т.к. значительная, если не большая, часть популярных песен, входивших в культурный обиход этого Intentional community, рождалась за его пределами. Творчество Лепского, Аграновича, Охрименко, Анчарова, Окуджавы, Галича, Новеллы Матвеевой, Высоцкого, Бачурина, Старчика, Качана и др. формировалось индивидуально, вне "общины", хотя и в контакте с ней. А творчество Кима, Никитиных, Берковского, выйдя за её границы, заняло свое особое место в кинотеатральной сфере.
Берясь рассуждать сегодня об авторской песне, мы должны осознавать и учитывать социально-художественную двойственность этого феномена.
● ● ●
Будто уловив самую суть открывшейся людям 19-20 вв. идеи счастливого и независимого существования в единодушных сообществах Курт Воннегут в романе «Колыбель для кошки» изложил эту идею в универсальных понятиях игровой религии Боконона:
- Карасс — группа, часть человечества, выполняющая божью волю, не ведая, что творит.
- Вампитер — ось всякого карасса. Ею может служить что угодно – дерево, камень, животное, идея, книга, мелодия, святой Грааль.
- Канкан — предмет или явление, приводящее в карас.
- Вин-дит — внезапный толчок по направлению к боконизму.
- Синуусики — незримые ниточки связей между членами одного карасса.
- Боко-мару — боконистский ритуал, обмен познанием. Суть ритуала заключается в соприкосновении пятками ног чистых и ухоженных, от которого люди чувствуют взаимную любовь.
- Гранфаллон — ложный карасс. Например, партия, корпорация.
Некоторые изречения Боконона:
- «О господи! Как же уродливы все города!» (в оригинале — city, мегаполисы)
- «Предложение неожиданных путешествий есть урок танцев, преподанный богом»
- «Не обращай внимания на Кесаря. Кесарь не имеет ни малейшего понятия о том, что на самом деле происходит вокруг».
В 1972 году Чикагский университет, признав роман «Колыбель для кошки» магистерской диссертацией своего недоучившегося студента, присудил ему учёную степень магистра антропологии.
Понятное дело, книга захватила умы просвещенной молодёжи и полнила словарь не одной идейной общины.
"Great Reset" (Глобальная Перезагрузка)
"...Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!..".
В 21 веке с целью "перевода человечества на новые принципы существования", исключающие любую самодеятельность, был запущен глобальный проект другого "магистра антропологии"...
Забавно, что таракана в Германии называют "Schwaben", а в Чехии "Šváb"...