Мария Фёдоровна Романова, супруга Павла I, разительно отличалась от своих предшественниц.
Она целиком посвятила себя семье и мужу, избегая дворцовых интриг и любовных увлечений.
Однако жизнь этой женщины, которую современники считали воплощением идеальной жены и матери, была далеко не безоблачной.
ЖИЗНЬ В ПРУССИИ
София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская родилась 14 (25) октября 1759 года в Штеттинском замке – в том же месте, где когда-то появилась на свет её будущая свекровь, Екатерина Великая. Её отец, принц Фридрих Евгений Вюртембергский служил при прусском короле и занимал должность коменданта Штеттина.
В отличие от Екатерины Второй, которая в детстве проводила время с мальчиками, демонстрировала острый ум и честолюбие, София-Доротея больше соответствовала общепринятым представлениям о женской роли того времени. С ранних лет София-Доротея усвоила, что истинное предназначение женщины – рождение и воспитание детей, забота о муже, а также разумное и бережное ведение домашнего хозяйства.
Воспитанная в соответствии с этими принципами, София-Доротея была обручена с принцем Людвигом Гессенским, и между ними уже существовала помолвка. Но ход событий внесла свои коррективы.
СМЕРТЬ ПЕРВОЙ ЖЕНЫ
15 апреля 1776 года в Петербурге, при родах, скончалась первая жена наследника престола Павла Петровича, Наталья Алексеевна, в девичестве Вильгемина Гессенская – родная сестра жениха Софии-Доротеи. Павла потрясла смерть супруги, но императрицу Екатерину Великую больше всего беспокоило отсутствие наследника. Она была полна решимости решить эту проблему и вновь приступила к поиску невесты. София-Доротея и раньше рассматривалась как одна из возможных кандидаток, однако в момент первоначального выбора ей было всего 13 лет, и она не могла быстро подарить наследника. Поэтому от её кандидатуры тогда отказались. После смерти Натальи Алексеевны Екатерина вновь обратила внимание на Софию-Доротею, которой к тому времени исполнилось 17 лет, и решила, что теперь девушка достаточно зрелая, чтобы стать женой Павла.
ЗАПАСНАЯ НЕВЕСТА
Павел был поражен красотой девушки и сразу же в неё влюбился: "Я нашёл свою невесту такову, какову только желать мысленно себе мог: недурна собою, велика, стройна, застенчива, отвечает умно и расторопно. Что же касается до сердца ея, то имеет она его весьма чувствительное и нежное. Весьма проста в обращении, любит быть дома и упражняться чтением или музыкою"
Но помолвка с Людвигом Гессенским препятствовала браку с наследником русского престола. В ситуацию вмешался король Пруссии Фридрих II, который видел в этом союзе политическую выгоду. Людвигу вежливо отказали, а первую встречу Павла с новой невестой организовал лично Фридрих II в Берлине.
Влюбившийся с первого взгляда Павел слегка преувеличил, назвав невесту «стройной». Современники отмечали, что статная блондинка с юных лет имела склонность к полноте. И ещё один любопытный факт – София-Доротея была выше наследника российского престола. Ей удавалось оставаться в тени своего супруга, что очень понравилось Павлу, уставшему от властного влияния матери. София-Доротея, с детства усвоившая, что послушание – залог женского благополучия, приняла смену жениха с удивительной лёгкостью.
Уже через несколько дней после помолвки с Павлом она делилась с подругами, что любит его всем сердцем. Она умела поддерживать беседу на интересующие мужа темы, для чего активно пополняла свои знания. Чтобы написать Павлу первое письмо на русском языке, ей потребовалась всего неделя изучения нового языка.
ПЛОДОВИТАЯ ЖЕНА
Вскоре София-Доротея переехала в Россию, приняла православие под именем Марии Фёдоровны и была официально обвенчана с Павлом Петровичем. Екатерина Великая была чрезвычайно довольна невесткой – покорной, уважительной и послушной. А главное, в декабре 1777 года Мария Фёдоровна, к великой радости императрицы, родила сына Александра. В русских царских семьях было принято иметь много детей, но ни одна из русских императриц не отличалась такой плодовитостью, как Мария Фёдоровна.
В период с апреля 1779 по январь 1798 года Мария Фёдоровна родила десять детей: Константина, Александру, Елену, Марию, Екатерину, Ольгу, Анну, Николая и Михаила.
К сожалению, из-за высокой детской смертности, характерной для того времени, до взрослого возраста дожили лишь девять её детей – трагически рано скончалась Ольга.
Несмотря на частые беременности, Мария Фёдоровна успешно управляла домашним хозяйством и принимала участие в светской жизни. В придворных интригах она не играла значительной роли, что было связано с охлаждением отношений между Павлом и его матерью, Екатериной II. Подобно тому, как Екатерина в своё время забрала сына у своей невестки, императрица отобрала у Марии Фёдоровны двоих старших сыновей, Александра и Константина, видя в них инструмент для реализации собственных политических замыслов.
Мария Фёдоровна, придерживаясь принципов, усвоенных в юности, не оспаривала волю императрицы. Ни идеальная роль жены, ни показная покорность не принесли ей мира в отношениях с мужем.
ОПАЛА ИМПЕРАТРИЦЫ
После рождения младшего сына Михаила, акушер императрицы, Иосиф Моренгейм, предупредил о риске для жизни Марии Фёдоровны при дальнейших родах. Однако Павел, несмотря на двадцатилетнюю супружескую жизнь, не утратил влечения к жене, и подобное ограничение вызвало его резкое недовольство, что обернулось фактической опалой для императрицы.
Император же искал утешение в компании фаворитки Анны Лопухиной. В этот период Мария Фёдоровна сосредоточилась на благотворительности. С восшествием Павла на престол она была назначена главной начальницей над воспитательными домами, и подошла к этой новой роли с большой ответственностью, учитывая свой опыт многодетной матери. Благодаря её усилиям работа этих учреждений была значительно улучшена.
В ходе изучения деятельности воспитательных домов Мария Фёдоровна обнаружила тревожно высокую смертность младенцев, что было связано с отсутствием ограничений по количеству детей, проживающих в одном учреждении. По её инициативе были введены соответствующие нормативы. Детей, не нуждающихся в постоянном уходе, стали отдавать в казённые деревни крестьянам для воспитания, приучая их к сельскому труду – мальчиков до восемнадцати лет, девочек до пятнадцати. Самых слабых и нуждающихся в постоянном присмотре детей оставляли в воспитательных домах.
Помимо заботы о детях-сиротах, Мария Фёдоровна активно занималась вопросами женского образования в России. Благодаря её поддержке и участию, в период правления Александра I были основаны женские учебные заведения в Петербурге, Москве, Харькове, Симбирске и других городах.
УБИЙСТВО МУЖА
Трагическим событием в жизни императрицы стало убийство мужа, императора Павла I, в ночь на 12 марта 1801 года. Несмотря на сложные личные отношения и преследования, которые Павел оказывал её старшим сыновьям, Мария Фёдоровна не желала ему смерти.
Однако в ту же ночь в ней неожиданно проснулись политические амбиции. К удивлению заговорщиков, она потребовала провозгласить себя правящей монархиней, отказываясь подчиняться сыну, Александру, и создавая ему крайне неловкое положение.
Заговорщики были вынуждены прибегнуть к более жёстким мерам, не пропуская её к телу убитого мужа.
Зубов крикнул: «Вытащите отсюда эту бабу!». На претензии Марии Фёдоровны на власть один из заговорщиков заявил: «Мадам, не играйте комедию».
В конце концов, Мария Фёдоровна смирилась со своей судьбой. Она пережила двадцатипятилетнее правление Александра I, не оставившего после себя наследников, восстание декабристов и восшествие на престол Николая I.
Приглашаю всех на наш телеграм канал @shorikitravel, посвященной истории нашей страны и уникальным местам, которые можно посетить, и прикоснуться самим к истории.
Присоединяйтесь к нам, будет интересно и без суровой цензуры Дзена