Найти в Дзене
kot v sapogah

ВИА – ДЕТИ КОМПРОМИССА-2

Пишет Кошка В Сапогах Советское изобретение Интересно, откуда взялось название, объединившее в целый жанр очень разных исполнителей? На сайте «Вокально-Инструментальная Эра» историки советской музыки утверждают, что первым ВИА был эстрадный ансамбль «Гуниб» под управлением композитора Мурада Кажлаева, организованный в 1965 году в Дагестанской филармонии. Основную часть репертуара составляли произведения художественного руководителя ансамбля, а также популярные народные мелодии и современные шлягеры. В 1965 году «Гуниб» записывал пластинку-миньон на фирме «Мелодия», но его музыка была совсем не похожа на ту, что звучала в ее стенах раньше. Обычно джаз аккомпанировал солисту, в «Гунибе» же пели все члены ансамбля, пробовавшие себя в джазовом многоголосье. «Скорее всего, термин ВИА возник при подготовке пластинки, и его авторы – кто-то из редакторов "Мелодии", – пишет историк эстрады Валерий Колпаков. – Надо было каким-то образом позиционировать новый коллектив, который и пел и играл. Так

Пишет Кошка В Сапогах

Советское изобретение

Интересно, откуда взялось название, объединившее в целый жанр очень разных исполнителей? На сайте «Вокально-Инструментальная Эра» историки советской музыки утверждают, что первым ВИА был эстрадный ансамбль «Гуниб» под управлением композитора Мурада Кажлаева, организованный в 1965 году в Дагестанской филармонии. Основную часть репертуара составляли произведения художественного руководителя ансамбля, а также популярные народные мелодии и современные шлягеры. В 1965 году «Гуниб» записывал пластинку-миньон на фирме «Мелодия», но его музыка была совсем не похожа на ту, что звучала в ее стенах раньше. Обычно джаз аккомпанировал солисту, в «Гунибе» же пели все члены ансамбля, пробовавшие себя в джазовом многоголосье.

«Скорее всего, термин ВИА возник при подготовке пластинки, и его авторы – кто-то из редакторов "Мелодии", – пишет историк эстрады Валерий Колпаков. – Надо было каким-то образом позиционировать новый коллектив, который и пел и играл. Таким образом, складывается довольно красивая история: жанр ВИА – это продукт деятельности фирмы "Мелодия", и в этом случае у него имеются довольно четкие границы. Все началось в 1965 году с пластинки «ВИА "Гуниб"», а закончилось в 1988 году пластинкой «ВИА "Вайрас"».

Это опровергает домыслы о появления этого термина из недр идеологического отдела ЦК КПСС. Оказывается, появился он из недр джаза и первоначально принадлежал ансамблю, сильно не похожему на те группы, которые через 5-10 лет завоюют слушателей в СССР и станут олицетворением аббревиатуры ВИА».

До середины 1960-х годов в СССР были ансамбли вокальные, где участники только пели а капелла или в сопровождении какого-либо инструментального коллектива, и инструментальные, исполняющие музыку без вокала. ВИА же сочетали инструментал и вокал. Но тогда выходит, что любая группа музыкантов, от «Битлз» и «Роллинг стоунз» до «Ласкового мая», где одновременно есть инструменталисты и вокалисты, является вокально-инструментальным ансамблем?

ВИА – изобретение чисто советское, и искать точные зарубежные аналоги этого названия бесполезно. «Веселые ребята» и всевозможные «гитары» исполняли на 90% песни советских композиторов, в отличие от рок-групп, которые пели свои песни, сочиненные фронтменом или кем-то из музыкантов. ПоэтомуВИА легче контролировались идеологическими надзорными органами.

Все песни, исполнявшиеся в СССР, подлежали предварительной цензуре, программы концертных выступлений утверждались отдельно от текстов музыкальных произведений. Позже, в 1983 году, Министерство культуры СССР приняло инструкцию, согласно которой все профессиональные и любительские музыканты обязаны были 80% концертного репертуара составлять только из песен, написанных членами Союза композиторов СССР.

А рок-музыка попала под запрет, ведь она «гуляла сама по себе», словно киплинговская кошка, и ушла в подполье на долгие годы. ВИА и рок-группы существовали параллельно, и многие будущие рок-музыканты начинали в ВИА, или, напротив, действующие уходили в ВИА из своих групп, чтобы элементарно зарабатывать деньги. А иногда и прощались со статусом независимых бунтарей и всем составом поступали на работу в филармонии. В подполье, как известно, много не заработаешь.

Обратимся к воспоминаниям человека с интереснейшей судьбой – врача-рентгенолога больницы №11 г. Хабаровска, начальника медицинской службы на подводной лодке и впоследствии мемуариста Александра Щербакова:

«ВИА – это профессиональные музыкальные коллективы, имевшие официальное разрешение на осуществление концертной деятельности. Конечно же, их существование было возможно только в строгих идеологических рамках: музыканты и певцы не могли выступать в вызывающих, броских сценических костюмах; им не позволялось иметь кричащие прически, макияж и аксессуары; не поощрялись танцы и передвижения по сцене во время исполнения; совершенно исключалась какая-либо атрибутика, которая могла иметь хоть отдаленный намек на западную рок-музыку и ее исполнителей. Однако многие из них были настолько популярны, что выступая на гастролях даже в самых маленьких городках, могли давать по несколько концертов в день и каждый раз собирать полный зал.

Например, ВИА "Поющие гитары" (рук. Анатолий Васильев). Коллектив отличался не только тем, что единственный в своей среде использовал электрогитары и электроорган, но и своеобразной музыкой, которая завораживала и надолго привлекала внимание своих слушателей. Начиная с 1966 года ансамбль начинает свою официальную деятельность в рамках Ленконцерта, практикуя некоторую театрализацию своих номеров и используя непривычную для того времени свободную расстановку исполнителей на сцене.

ВИА «Поющие гитары»
ВИА «Поющие гитары»

Пришедший в группу как певец Юрий Антонов ярко проявил себя и в качестве композитора, чьи песни очень быстро обрели популярность всесоюзного масштаба. А однажды "Поющие гитары" решились на эксперимент – постановку рок-оперы А. Журбина "Орфей и Эвридика". Опера была признана отличным спектаклем, но, к сожалению, изменение направления деятельности ансамбля привело к его распаду и уходу всех музыкантов».

Унесенные ветром

Направленность ВИА менялась: во второй половине 70-х они подпали под идеологические тиски, и лирика и романтика в репертуаре постепенно стали уступать место бодрым, маршевым песням о комсомоле и БАМе.

Особенно в этом преуспели "Самоцветы" (рук. Ю.Маликов). Коллектив образовался в 1971 году, и практически сразу, с рождения, егосопровождал неизменный успех: практически каждая песня становилась шлягером. В 1975 году часть участников группы покинула "Самоцветы" и создала свой коллектив ("ВИА "Пламя"), в результате чего коллективу пришлось не только изменить состав, но и обновить репертуар.

ВИА «Самоцветы»
ВИА «Самоцветы»

Ансамбль записывал до сотни новых песен за год и вплоть до начала 90-х годов собирал полные залы. Самые запоминающиеся песни ВИА "Самоцветы": "Увезу тебя я в тундру", "Мой адрес – Советский Союз", "Не повторяется такое никогда", "Все, что в жизни есть у меня", "У нас, молодых", "Вся жизнь впереди», «Строим БАМ» и т. д. Музыканты отличались высочайшим уровнем исполнения, а какие композиторы и поэты работали с ними! Н. Богословский, М. Фрадкин, С. Туликов, Э.Ханок, Д. Тухманов, И. Шаферан, Р. Рождественский, Евг. Долматовский... А что уж говорить о красавце-солисте Валентине Дьяконове, блондине с несколько плакатной внешностью, похожем немного на актера Олега Видова. Как в него влюблялись девчонки...

ВИА продержались на советской эстраде почти до самой перестройки и распада СССР. А потом случилось непоправимое: пришло новое поколение, которое нуждалось в другой музыке. Русский рок покинул свои подвалы и обрушился, подобно мощному свежему порыву ветра, на концертные площадки страны.

Рок-группы срывали цепи компромиссов, сбивали запретительные замки, сносили идеологические преграды. И им уже не нужны были никакие половинчатые названия и эвфемизмы, они несли свое честное слово слушателям, готовым ловить каждое слово правды. Сметенные этим потоком, люди в одинаковых костюмах с блестками, приученные стоять на сцене, как истуканы, постепенно уходили в тень... Но это уже совсем другая история.