Найти в Дзене
Плетунья

«Солнце» советского кино: как Фрунзик Мкртчян пытался спасти семью от безумия

В истории советского кинематографа есть особенные актеры, чья харизма и талант затмевают любые недостатки внешности. Одним из таких был Фрунзик Мкртчян – всенародный любимец, чье имя стало синонимом искренней улыбки и неподдельного обаяния. Судьба этого удивительного человека началась в 1930 году в армянском городе Гюмри (тогда – Александрополь). Будущий актер появился на свет в семье беженцев, спасшихся от турецкого геноцида. Его родители, встретившиеся в детском доме, подарили жизнь не только Фрунзику, но и его брату Альберту, а также сестрам Рузанне и Кларе. Интересно, что при рождении его нарекли Фрунзе – в честь известного красного командира. Однако в семье и среди друзей его знали как Мгера – “солнечного”, что удивительно точно отражало его натуру. Материнская любовь к старшему сыну была безграничной, и она старалась компенсировать ему все насмешки сверстников из-за его неброской внешности. Театральная страсть проснулась в нем еще в школьные годы. После окончания учебы он не сра

В истории советского кинематографа есть особенные актеры, чья харизма и талант затмевают любые недостатки внешности. Одним из таких был Фрунзик Мкртчян – всенародный любимец, чье имя стало синонимом искренней улыбки и неподдельного обаяния.

Судьба этого удивительного человека началась в 1930 году в армянском городе Гюмри (тогда – Александрополь). Будущий актер появился на свет в семье беженцев, спасшихся от турецкого геноцида. Его родители, встретившиеся в детском доме, подарили жизнь не только Фрунзику, но и его брату Альберту, а также сестрам Рузанне и Кларе.

Интересно, что при рождении его нарекли Фрунзе – в честь известного красного командира. Однако в семье и среди друзей его знали как Мгера – “солнечного”, что удивительно точно отражало его натуру. Материнская любовь к старшему сыну была безграничной, и она старалась компенсировать ему все насмешки сверстников из-за его неброской внешности.

Театральная страсть проснулась в нем еще в школьные годы. После окончания учебы он не сразу попал в профессиональный театр – пришлось работать, но тяга к сцене была настолько сильной, что он совмещал труд с занятиями в театральном кружке. Уже в 1947 году он стал частью труппы местного драматического театра.

Путь к успеху был долгим и тернистым. После окончания Ереванского театрально-художественного института в 1956 году Мкртчян начал служить в театре Сандукяна и дебютировал в кино. Однако первый опыт оказался неудачным – фильм “Озеро Севан” вышел без его эпизодов.

Кинематограф долго не раскрывал свои объятия молодому актеру. Лишь в 1960 году он получил заметную роль музыканта Арсена в “Парни музкоманды”. Настоящий прорыв произошел в 1965 году, когда Георгий Данелия пригласил его в картину “33”. Увы, и этот фильм постигла участь многих талантливых работ – его не пропустили на экраны.

Всесоюзная слава пришла к Мкртчану в 1966 году. Два фильма – “Кавказская пленница” и “Айболит-66” – сделали его имя узнаваемым в каждом доме. Но судьба готовила ему новое испытание – серьезная болезнь жены Донары Пилосян заставила актера взять перерыв в карьере.

Первый брак с сокурсницей Кнарой продлился всего год. Второй раз он женился на 18-летней красавице Донаре, несмотря на предостережения друзей о её непростом характере. Разница в возрасте – 12 лет – не помешала созданию семьи, в которой родилась дочь Нунэ.

-2

Супруга мечтала о ролях в кино наравне с мужем, и именно её можно увидеть в эпизодах “Кавказской пленницы” – в образах жены шофера Саахова и тети Нины. Однако семейная драма только набирала обороты.

Рождение сына Вазгена не принесло ожидаемого умиротворения. Вскоре выяснилось, что у Донары серьезное психическое заболевание. Фрунзик, взявший на себя заботу о двухлетнем сыне и 12-летней дочери Нунэ, начал искать утешение в алкоголе.

“Мир полон бездарностей, потому что они не пьют, а занимаются карьерой”, – с горькой иронией говорил он режиссерам.

Тем не менее, актер продолжал блистать на экране – “Мимино”, “Солдат и слон”, “Суета сует” стали жемчужинами его творчества. В 1984 году он получил звание Народного артиста СССР, но это уже не могло скрасить семейной трагедии.

Лечение во Франции не помогло – болезнь Донары прогрессировала, она оказалась в клинике, где уже не узнавала окружающих. В отчаянии Мкртчян вступил в третий брак с Тамарой Оганесян, дочерью председателя Союза писателей Армении, но и эти отношения оказались недолговечными.

-3

Судьба преподнесла новый удар – то же заболевание обнаружилось у сына Вазгена. Мать и сын оказались в одной клинике, встречаясь, но не узнавая друг друга. Нунэ, уехавшая в Аргентину, не смогла простить отцу третий брак и прервала с ним общение – еще один сокрушительный удар для артиста.

После распада СССР Мкртчян отошел от театральной и кинематографической деятельности. Создал в Ереване собственный театр, носящий теперь его имя, работал режиссером. Но жизнь постепенно утрачивала краски – он одиноко бродил по городу, потеряв интерес к окружающему миру.

29 декабря 1993 года великий артист ушел из жизни во сне. Его похоронили 31 декабря в Пантеоне выдающихся деятелей армянской культуры. Донара скончалась в клинике Севана в 2011 году, Вазген – в 2003-м, Нунэ – от онкологии в 1999-м.

Единственной, кто продолжил род Мкртчяна, стала Нунэ. В 1984 году у нее родилась дочь Ирен (Гаянэ), ныне живущая в Аргентине.

-4

За пределами съемочной площадки судьба оказалась безжалостной к человеку, чье лицо всегда озаряла лучезарная улыбка. Он не жаловался, не показывал боль, продолжая дарить зрителям радость, даже когда его собственное сердце было разбито.