Приветствую вас, дорогие подписчики и гости моего канала:) Автор не ушел в запой глубокий творческий кризис, как могло показаться, а пребывал в поиске и переосмыслении. И под такое философское настроение насмотрелся фильмов ужасов. Но не про кровавое месиво, убивцев в масках и ползающих по потолку демонов.
В фильмах из моей подборки присутствуют потусторонние силы. Но они лишь отражение реальности героев: душевных и физических травм, тяжелых потрясений, трагических потерь, да и просто психических расстройств в анамнезе, чего уж там. Борьба и переживания на фоне красивых пейзажей, интерьеров и милых мелочей. Оттого трагичнее ситуации.
Посмотрев постхоррор "Сестры" Тимура Бекмамбетова, я искала что-то похожее по настроению. Жизненное, неторопливое повествование о буднях главной героини, переживающей личную драму. И вдруг начинает происходить нечто странное и пугающее. Вдобавок к ее и так не особо просветному бытию.
Кто-то назовет фильм "Сестры" и не ужасами вовсе, как и все ниже предложенные. По сравнению с "Пилой" и "Оменом" возможно, вкус на страшилки тоже у всех разный. Кто-то смотрит хоррор ради адреналина, а кто-то находит в них отражение собственного душевного состояния. Подчеркну, что это фильмы-настроения. В них есть меланхолия и эстетика. Иногда смешные моменты (простите за черный юмор). А порой и настоящий кошмар.
Но порой кошмары имеют банальную подоплеку, главные герои далеко не ангелы, а из увиденного можно сделать вполне рациональные выводы.
"Род мужской"
Главная героиня приехала в глухую деревушку. После самоубийства мужа она решила пожить в тишине и покое дома со старинной обстановкой, гуляя на природе. Но тяжелые воспоминания омрачали отпуск, а странный разговор с местным пастором отнюдь не принес облегчения.
"Что для вас важнее — утешение или истина?"
Фильм Алекса Гарленда наполнен аллегориями и глубоким смыслом. Даже переполнен и слишком глубок. И рассчитан на западную аудиторию с запудренными повестками мозгами. Этот фильм посвящен феминизму и домашнему насилию. Да, вот так, в одном флаконе. Получилось отвратительно, но совсем не страшно, а местами смешно.
Открывает фильм сюрреалистическая сцена: женщина попивает кофе, задумчиво глядя в окно. И тут снаружи пролетает нигер мужчина афроамериканской национальности, выпучив глаза и размахивая руками. Быстро так пролетает. Вниз. Понятно, что человек упал, разбился. Ничего смешного. Но это так комично выглядело...)
После динамичной преамбулы узнаем историю героини, чье кофепитие так неожиданно прервали. Она хотела развестись с мужем, тираном и манипулятором. Муж грозил, что покончит жизнь самоубийством. Однажды их ссора закончилась рукоприкладством. Героиня категорически встала с пола и заявила, что ей плевать, пусть хоть с крыши сиганет. Все, развод. И выставила благоверного из квартиры. Да, он чернокожий. И это он летел вниз, пока героиня попивала кофий в отходняке.
Сильная и независимая дама поехала в глухие ебеня места прятаться от трагедии и чувства вины. Но злокозненный муж и совесть достал ее и там. Не считая похотливого пастора, деревенского дурачка и сумасшедшего эксгибициониста. Триумфальное появление последнего за окном гостиной — еще одна сцена, когда трудно сдержать смех. В общем отдых в тишине и покое превратился в театрик абсурда, венец которому — финал. Замороченная придурками героиня, не разбирающая где сон, а где явь, наконец оказывается с почившим мужем один на один и спрашивает: "Ну и чего ж тебе от меня надо?" А он устало отвечает: "Любви".
Авторы фильма рассуждают на уже вечную тему кто на самом деле жертва, а кто тиран. Меня картина скорее насмешила, чем напугала. Зато ебеня пейзаж действительно живописный.
А вывод такой: нечего переться в английскую деревню в поисках душевного покоя. Там полно сумасшедших еще со времен "Убийств в Мидсоммере".
"Джезабель"
По воле обстоятельств главная героиня вернулась в родной городок, где прошло ее детство и школьные годы. Джезабель и ее жених попали в страшную автокатастрофу. Парень погиб, а у девушки отнялись ноги. Врачи дали хороший прогноз, но пока Джезабель может передвигаться только в инвалидном кресле. О ней некому позаботиться кроме отца, отношения с которым давно прервались.
Угрюмый и крепко подбухивающий батя все-таки пришел на помощь дочери и забрал ее к себе. В стенах старого дома воскресла давняя трагедия. Мать Джезабель умерла от рака, когда та была совсем маленькой. Под кроватью в спальне девушка нашла видеокассету. Это оказалось послание, которое мать записала для взрослой дочери. И не просто послание, а предсказание на картах Таро.
Родной городок Джезабель находится у реки, противоположный берег которой зарос манграми. Режиссер Кевин Гротерт выхватывает красивые кадры природы и быта, формируя собственный стиль. Также фильм наполнен колоритом вуду. Вера в темную магию жива и в век смартфонов.
"Мы отбросим на тебя тень, что будет сродни погибели"
Джезабель оказалась оплетена проклятьем мстительных колдунов. Ни имя, ни жизнь ей не принадлежит. Милый фильм с расследованием тайны прошлого и коварной развязкой. Чувство справедливости требует сиквел с алаверды. Но...
Бывает, что человеку чертовски не повезло в жизни. И ничего с этим не сделаешь.
"Видения"
Главная героиня с мужем переезжает на виноградную ферму. Она беременна и в целом счастлива. Еще год назад девушка страдала от депрессии после автокатастрофы. Ее машина столкнулась с автомобилем, в котором ехала семья. Их маленький ребенок погиб. В сюжете подчеркивается, что авария — не на совести героини. И все-таки ее чувство вины патологически разрослось до галлюцинаций. Только лекарства и беременность вернули девушке радость жизни. Но в связи с интересным положением прием психотропных лекарств пришлось прервать.
С первых дней после переезда на ферму у главной героини начинаются ночные кошмары и дневные видения. Работники виноградника жалеют хозяина, у которого чокнутая жена. Занятия йогой в райцентре ей не помогают. Муж не верит, что в доме должно произойти что-то ужасное и настаивает на возвращении к лекарствам. Подруга по йоге советует слать мужа подальше. Ребенок важнее. И только дама дегустатор вин, по совместительству медиум тоже чувствует влияние потусторонних сил. Но...
"Это другое... Это ты".
Принадлежность фильма к творчеству Кевина Гротерта выдают те же эстетичные кадры и локации. Картина похожа на "Джезабель": героиня опять рыжеволосая, ее жизнь тоже изменила автокатастрофа, в доме происходят пугающие вещи. Правда, выглядит девушка гламурно. Не скажешь, что сильно переживает: устраивает светский ужин, катается на велике, подглядывает за местными наркодилерами. А муж у нее крутой. Он не был глух к переживаниям героини, как кажется на первый взгляд, а старался решить проблему. Просто по-мужски. Четко и рационально. И в финале практически воскрес, чтобы прийти на помощь.
Вывод? Работать надо, а не таблетки глотать и по йогам шляться. И меньше доверять левым бабам случайным знакомым.
"Пастушья кукла"
В далеком 1975 году в глухой альпийской деревушке произошел неописуемый случай: монах повесился на колокольне. Ну повесился, бывает. Схоронили и пошли по домам. Но вдруг на улице появилась чумазая, полуголая, завернутая в одеяло девушка. Под осуждающими взглядами она упала в обморок. Но местный полицейский Рольф подхватил незнакомку и унес в участок прочь от людского порицания. Оказалось, что девушка немая и не может рассказать, что с ней случилось. При этом пастор убежден, что заблудшая странница — демон. И откровенно хочет ее убить.
... А несколькими днями ранее на близлежащую ферму в горах приехал волонтер из города. Фермер принял гостя. Ведь кроме слегка полоумного племянника Альберта ему некому помочь. После трудов праведных благодушный хозяин угостил приезжего абсентом собственного приготовления. Настойка получилась о-очень крепкая. Посиделка на свежем воздухе плавно перетекла в пьяный угар, в котором из глубин испитого разума фермера всплыла легенда.
"Три пастуха в Альпах, потерянные, одинокие... Используя метлу, солому, создали женщину своей мечты. Дьявол сжалился над ними. И оживил ее. Так появилась Зеннентунче".
Фильм оказался, мягко говоря, не таким, как я ожидала 0_0 Впрочем, это швейцарский ужастик. Хоррор с элементами порно. В каком-то смысле боди-хоррор :) Эротический кошмар. Куда там вашей "Субстанции". Рядом не корячилась. В общем не для семейного просмотра. Если только у вас не шведская семья. Впрочем, романтическая линия с Рольфом и девушкой очень милая. А вот на абсент лучше не налегать.
"Реинкарнация"
Переходим к серьезной теме. В первой части фильма главная героиня Энни прямо признается — ее отец и брат страдали шизофренией. У нее самой МДП и лунатизм. Как-то раз женщина во сне чуть не сожгла себя и детей. Мать Энни увлекалась ритуалами и спиритизмом, состояла в эзотерическом обществе. Брат обвинял родительницу в том, что она хочет подсадить в его тело какую-то сущность.
Энни вышла замуж, с возрастом отдалилась от матери. Занималась творчеством — изготавливала макеты домиков, с фигурками и миниатюрной мебелью, готовилась к персональной выставке. Кажется, Энни не особо расстроилась, когда матушка почила. Женщина ограничилась скудной речью на похоронах, сказала, что мать была замкнутой и порой агрессивной. Но в душе Энни чувствовала необъяснимую вину. Рассказать об этом она смогла лишь на собрании людей, потерявших близких, так как сомневалась, что семья ее поймет.
Муж знал, какой может быть Энни в "плохие периоды". Со старшим сыном-подростком у женщины начались ссоры. Позже она признает, что не хотела его рожать. Мать заставила. Ее смерть была не сильным, но первым потрясением, пошатнувшим душевное равновесие главной героини. И намного сильнее ее потрясла внезапная смерть дочери.
Тринадцатилетняя Чарли была откровенно некрасивой и пугающе странной девочкой, с рождения привязанной к бабушке. Мать Энни души не чаяла во внучке и постоянно держала маленькой на руках. Главная героиня и хотела бы оградить Чарли от бабушки-эзотерички, но ничего не могла поделать.
Дочь росла отчужденной от сверстников, мастерила жутковатые куклы из подручных и природных материалов, рисовала загадочные картинки в альбоме. Однажды, тайком от всех, девочка отрезала ножницами голову у мертвой птицы. Энни понимала, что Чарли явно не от мира сего. Но все же дочь была для нее отдушиной. Как же было тяжело осознать, что дочь умерла. Причем нелепо и ужасно.
Женщина просто орала от горя и боли сутки напролет. Теперь жизнь Энни и ее семьи превратится в ад. Особенно после знакомства с Джоанной из общества анонимных скорбящих. Новая подруга научила Энни, как вызвать дух Чарли.
Ключ к пониманию фильма — рассказ главной героини о своих психических расстройствах. В США с XIX века популярны медиумы, спиритизм и различные секты. Люди с неуравновешенной психикой — любимые объекты сектантов. Если помнить об этом, то эпизоды фильма с явлением потусторонней силы обретают иной, понятный смысл.
«…В конце концов, ты поймешь, что страдания были не напрасны. Наша жертва померкнет на фоне нашей награды…»
Сильное потрясение из-за смерти дочери — спусковой крючок для болезни Энни. Симптомы изображены очень реалистично: отчуждение от родных, вспышки ярости, агрессия, манипуляция. Энни в гневе разрушает все свои макеты из-за того, что звонок соболезнующего агента из галереи напомнил ей об утрате. Женщина исступленно орет на сына, вместо того, чтобы обнять и сказать, что любит его. Только ее боль имеет значение. И Энни ничего не стоит тут же целовать сына, обнимать, шептать извинения, лишь бы только он встал ночью с постели и сделал то, что она просит. То, что безумно необходимо лично ей. Женщина становится одержимой воскрешением Чарли и не понимает, насколько шокирует своим поведением сына.
-Мам, мне страшно. Кажется меня преследует враждебный дух.
-Почему ты решил, что он враждебный?
Что непонятно в этой истории, так это зачем муж Энни женился на психически больной женщине? Такая большая любовь? Под гнетом скорби, устав от выходок жены, он сам уже запивает успокоительное вином. Фильм наглядно показывает, что бывает, если строить семью с человеком, у которого анамнез богат психическими болезнями. Да, и что скипидар — опасная штука.
"Женщина в окне"
Анна Фокс вот уже восемь месяцев не выходит из дома. После автокатастрофы у нее развилась агорафобия — боязнь большого пространства. Всякая попытка выйти на улицу заканчивается обмороком. Психотерапевт посещает Анну на дому. Забавно, что она сама по профессии психолог, только детский.
Страх главной героини перед улицей настолько силен, что ей прописали медикаментозную терапию. Анна глотает таблетки и при этом не ограничивает себя в алкоголе. Что еще делать дни и ночи напролет одной в квартире, как не хлестать винишко, смотреть черно-белые фильмы и... следить за соседями.
- Скажи, чтобы я вышла.
- Пусть сегодня будет тот самый день, когда ты выйдешь на улицу.
Однажды Анна увидела, как в окне дома напротив свершилось преступление. Но кто поверит сумасшедшей алкоголичке? Особенно, если соседи утверждают, что ничего не произошло.
С удовольствием посмотрела игру очаровательной в своей простоте Эми Адамс. Джулианна Мур блистательно исполнила яркую эпизодическую роль. Второстепенную роль сыграл Уайатт Рассел, сын Курта Рассела. Хоть его персонаж скорее отрицательный, но в душе неплохой парень.
Фильм не совсем относится к ужасам, больше к триллеру. Здесь есть неожиданное объяснение истинной причины, по которой Анна заперла себя в четырех стенах. Есть и крутой поворот, объясняющий что же она видела в окне напротив. И почему ей грозит новая катастрофа. Скажу, что у этого фильма, в отличие от всех перечисленных (кроме "Видения"), счастливый для героини финал. Но таблетки, вино и замкнутое пространство — так себе лечение. Сидеть и ждать, когда же тебе захочется выйти из дома... Кому-то явно нужен был волшебный пинок. И он случился.
"Незваные"
Главную героиню тоже зовут Анна. Пятнадцатилетняя девочка попала в психиатрическую клинику после того, как стала свидетельницей гибели матери. Мать тяжело болела, проводила дни лежа в гостевом домике. И однажды вечером, когда Анна возвращалась с вечеринки, домик взорвался.
Странно, но девочке не удается вспомнить подробности происшествия. Однако доктор сообщил, что она может вернуться домой. Анна счастлива вновь увидеть отца и сестру Алекс. Только присутствие молодой мачехи омрачает радость. Когда-то Рейчел нанялась сиделкой, чтобы ухаживать за матерью девочек. А потом постепенно стала хозяйкой в доме. Сестры подозревают, что мачеха не та, за кого себя выдает, и причастна к гибели матери. И подтверждение тому — кошмарные видения Анны.
В фильме красивые локации, навевающие мсыли о летнем отдыхе. История кажется детской. Сестры-тинейджеры ведут расследование. В начале закрадывается кое-какое сомнение. Но нет, дальнейшие события вроде бы рассеивают сомнения. И только кровавый финал раскрывает, что в действительности происходило в гостевом домике тогда, и что — после возвращения Анны из клиники. Мне только название не понятно, кто в фильме незваные.
...И на последок бонус! Без особой эстетики кадров, но один из самых страшных ужасов, если не самый страшный, от которого чуть не поседел Стивен Кинг, а он-то немного разбирается в страшилках...
"Ведьма из Блэр"
Студентка режиссерского факультета Хезер задумала снять для дипломной работы документальный фильм о старинной легенде. В начале XX века близ городка Блэр (ныне Беркитсвилль) происходили загадочные ритуальные убийства. Местные жители винили во всем ведьму, но увидеть ее никому не удавалось. Только одна женщина по имени Мэри однажды повстречалась с таинственным существом, полностью покрытым шерстью.
Вдохновленная жуткой историей, Хезер раздобыла карту местности и пригласила двух парней, Майка и Джоша, помочь со съемкой и звукозаписью. Девушке удалось взять интервью у жителей городка, узнать подробности легенды и прочие местные пугалки.
- Вы верите в колдовство?
- Нет.
- Нет?!
- Нет. Не верю.
- Вы верующий?
- Да.
- Понятно...
Отметив удачный съемочный день в мотеле виски и пивом, троица отправилась на следующее утро в лес, по следам деяний ведьмы. Сверяясь с картой, они добрались до Гробовой скалы, где были когда-то обнаружены жертвы ритуального убийства.
Хезер записала видео и повела парней обратно, сверяясь с картой. Выйти до темна на шоссе к покинутой ими машине не удалось. Пришлось заночевать посреди леса в палатке. Праведный студенческий сон тревожили непонятные звуки из чащи, будто чья-то поступь. Утром студенты обнаружили три горки из камней вокруг палатки. С еще большим рвением они пустились в обратный путь. Вот только лес все не кончался и вновь близился вечер. Хезер убедила парней, что знает куда идти. Но проведя еще одну ночь в страхе, ребята начали понимать, что из лесу они вряд ли выберутся...
Звучит пугающе, но ничего ужасного я в этом фильме не увидела. Звуки плохо слышно. Что было в свертке из кучки, который развернула Хезер, не разглядеть, пришлось читать содержание. Начало фильма — милая дружеская поездка, даже душевно посмотреть. А в целом — печальная демонстрация, что бывает с заблудившимися туристами.
Хотелось, чтобы супердевушка Джоша спустилась с поискового вертолета и всех спасла. "Я же говорил, она поднимет кипиш!" Но у авторов фильма был другой замысел. Актеры снимались под своими именами и это был для них самих захватывающий квест, с тайными подсказками режиссеров, кто что должен делать в определенный момент.
В общем, не знаю, что так напугало Стивена Кинга. Разве только он боится потеряться в лесу.
Поделитесь в комментариях, смотрите ли вы фильмы ужасов? Какие фильмы больше всего напугали лично вас, а в каких вы вообще не поняли, где бояться? А может самый страшный хоррор — это новости по телевизору? :)