Ford Mustang – автомобиль, безусловно, культовый для всей мировой автоиндустрии, но если рассматривать модель с несущимся на всех парах жеребцом на радиаторной решетке исключительно в рамках Нового Света, то это в принципе один из столпов, символов и идолов заокеанской автомобильной мысли, развитие которой легко можно отследить по развитию культового пони сквозь года из поколения в поколение, коих на данный момент выпущено было уже семь. И если взглянуть на историю Mustang ретроспективно из дня сегодняшнего, то меньше всего вопросов вызывает, разумеется, каноничное первое поколение, стартовавшее в 1964 с половиной модельном году, и поколение за номером пять (оно же S197), которое, собственно, является современным переосмыслением дизайна из 60-х.
Вице-президент Ford Motor Company Джей Кэррол Мейс назвал это ретро-футуризмом и попал в яблочко, потому что точнее описать прочтение идей сорокалетней давности в 2005-м было сложно. Сюда, конечно же, в рамках вторичного рынка США, можно добавить и третью генерацию, более известную как Fox Body. Так как стоят они в Штатах чуть дороже пары ящиков Бадвайзера, а доступность тюнинг-компонентов позволяет строить на их базе машины, способные преодолевать четверть мили за 9 секунд с бюджетом тысяч в десять долларов, и примеров тому масса.
Сегодня же речь пойдет о шестом поколении с индексом S550. Его публика встретила далеко не так восторженно, как предшественника. Автомобиль называли «Mondeo-coupe», ругали за совершенно неамериканскую 2,3-литровую турбо-четверку EcoBoost, а экстерьер определяли не иначе, как невыразительным и лишенным всякой индивидуальности. Уже позже выяснилось, что рулится «Mondeo-coupe» на совершенно ином уровне в сравнении с S197, а в 2020-м вышла версия Shelby GT500 с рекордным по отдаче для модели двигателем Predator V8 мощностью аж в 760 лошадей. Стоило все это в базе уже ощутимо дороже двух ящиков пивка для рэднека, но все равно дешевле, чем просто набор опций включающий в себя расширенную отделку карбоном и уникальный цвет для какой-нибудь современной Ламбы.
Разработка преемника для возрождаемой в новом поколении классики стартовала в 2009 году под руководством главного инженера Дейва Перисака и главного дизайнера Джоела Пьясковски, а вот непосредственным автором дизайна для S550 стал Кемаль Курич, родом из Сараево, впервые устроившийся в Ford в 2004 году. Сегодня, кстати говоря, Курич занимает пост директора подразделения Ford Global Design.
Презентация модели состоялась на автошоу в Детройте в январе 2014 года. Четыре года команда потратила далеко не впустую, поскольку во многом S550 оказался революционным в рамках модели, как с точки зрения техники, так и с точки зрения совершенно нового дизайнерского языка. Несмотря на критические оценки в прессе и среди поклонников модели, новый Мустанг сохранил многие фамильные черты от трапециевидной решетки радиатора до задних фонарей, состоящих из трех отдельных элементов, и обводов кузова, которые стали куда более выразительными, акцентированными и объемными. Что же касается шуточек на тему Mondeo-купе, то всех обладателей обостренного чувства юмора стоит отослать к четвертому поколению Мустанга, с его биодизайном и невнятными V8, которые по мощности были в большинстве своем значительно слабее всеми ненавистного EcoBoost, мощность которого, кстати говоря, в 2015 модельном году, составила 310 лошадей, подкрепленных моментом в 407 Ньютон-метров.
Но вернемся к истории Мустанга… в 2014-м году на заводе во Флэт Роке, что в штате Мичиган, в который дополнительно инвестировали свыше полумиллиарда долларов, началось производство Mustang S550 2015 модельного года в двух традиционных кузовах: кабриолет и фастбэк-купе. Год спустя клиентам начали отгружать и праворульные версии, впервые в истории модели.
И пятое поколение, и шестое поколения базировались на платформе D2C, но есть один важный нюанс. Если в пятом старый добрый задний неразрезной мост артикулировался посредством трех рычагов и тяги Панара, то в шестом уже была применена независимая задняя подвеска, а спереди остался все тот же Макферсон, колесная база, однако, изменений не претерпела. Думается, что объяснять людям, хотя бы мало-мальски знакомым с устройством автомобиля, преимущества независимой задней подвески в сравнении с неразрезным мостом в контексте спортивного купе/кабриолета не требуется. Разумеется, это при условии, что машина будет жить не только на дрэг-стрипе, где этот самый неразрезной мост – как раз то, что доктор прописал. К слову, многие решения по задней подвеске были обкатаны еще на стыке 90х и нулевых на SVT Mustang Cobra.
Интересно, что после изучения и тест-драйва нового S550, журнал Esquire написал “У этой модели наконец-то появилась независимая задняя подвеска — событие столь же революционное для Ford, как завершение программы космических шаттлов для NASA. Функциональный, доступный, стильный, наконец-то качественно собранный — и действительно, действительно быстрый. Он сохранил душу, которая сделала его легендой. Таких автомобилей больше нет!”. В общем, испытателям из знаменитого мужского журнала так понравился новый Мустанг, что они присудили ему титул Лучший Автомобиль 2015 года.
Нельзя упустить из виду еще один важный момент – фордовским инженерам в очередной раз удалось сделать несущий кузов Мустанга жестче, сохранив при этом массу на том же уровне – от 1550 до 1850 кг в зависимости от комплектации, в том числе за счет применения более продвинутых сталей и алюминия, из которого были выполнены передние крылья и капот. В современном мире, когда европейские седаны и купе с каждым рестайлингом тяжелеют килограммов на 100 – это достижение сложно недооценить.
Естественно, обновилась и линейка силовых установок. На выбор покупателя предлагались три двигателя: базовый 3,7-литровый Cyclone V6 мощностью в 300 л.с., и средним заявленным расходом топлива в 10,7 литра на 100 километров; тот самый 310-сильный EcoBoost, расходующий в среднем 9 литров на сотню; и традиционный пятилитровый верхневальный Coyote V8 с отдачей в 435 сил и заявленным комбинированным расходом в 12,4 литра на сто километров пробега. В качестве трансмиссии изначально предлагались на выбор шестиступенчатые автомат или механика. Позже появился 10-ступенчатый автомат и 7-ступенчатый робот с двумя сцеплениями. Мустанг с 8 цилиндрами делал 60 миль/ч за 4,6 секунды, а потолок скорости был искусственно ограничен на отметке 250 км/ч.
Что касается интерьера и списка дополнительных опций, рассказывать тут особо не о чем, ведь Мустанг вполне соответствовал конкурентам из возрожденного сегмента поникаров, и в целом по оснащению американская машина отвечала всем требованиям к современным эпохе автомобилям.
Кстати, в последнем для S550, 2023 году, модель предлагалась в восьми комплектациях. Базовая, с мотором EcoBoost, в Штатах продавалась от 27 тысяч долларов а вот топовая Mach 1, стоила от 55 тысяч. Также предлагался электрический кроссовер Mustang Mach-E, который сам по себе в зависимости от комплектации стоил от 40 до 60 тысяч долларов. Стильно, модно, молодёжно, как будто бы экологически безопасно, и разумеется достаточно быстро – все это про Mach-E, но за электрички вам объяснят где ни будь в другом месте, а АвтоТРЕНДЫ – это все таки про V8 (в основном), а посему сразу перейдем к бензиновым мустанговским спецверсиям, ведь маслкарами называли во все времена именно их.
В 2015 году вышла модификация Shelby GT 350. Атмосферный Voodoo V8 с плоским коленвалом и четырьмя клапанами на цилиндр выдавал 526 лошадей при 7500 об/мин, а 582 Нм крутящего момента на задние колеса передавались посредством ручной шестиступенчатой коробки Tremec TR-3160, оптимизированной для трекового использования. Машина заметно схуднула за счет того, что под нож полетели все излишества, такие как задние сиденья, к примеру. Капот и передние крылья были выполнены из стеклопластика, боковые стекла из плексигласа. Благодаря этому, удалось сэкономить 0,3 секунды на разгоне до 60 миль/ч, а максималка подросла до 277 км/ч.
Вам может нравиться Mustang, возможно, вашей душе куда милее Dodge Challenger, но суть остается неизменной – 500 сил на ручке с полноценной заводской гарантией середине 2010-х годов вы могли получить в только в Штатах. Разумеется, в 2016 году немецкая Porsche выкатила для всех адептов третьей педали модель 911R, которая разошлась тиражом в 991 экземпляр, и просили за нее больше, чем за три фордовских 350 GT. Да, наверное, сравнивать эти автомобили не совсем корректно, но Ford предоставлял своим клиентам за 50 с небольшим тысяч долларов честный атмосферный табун в 500 с лишним голов на механике в 2016, а маркетологи из Цуффенхаузена уже лет 10 гребут с наивных адептов старой школы деньги экскаватором, анонсируя чуть ли не каждый год «теперь точно-точно последнюю 911 с ручной коробкой», причём за шестизначные суммы в евро.
В 2020 году компания Ford вывела на рынок самый мощный серийный Mustang из когда-либо существовавших - Shelby GT 500. С получившего в итоге наименование Predator, то есть Хищник, двигателя объемом в 5,2 литра, при помощи приводного нагнетателя Eaton, удалось снять 760 лошадиных сил. Объем же самого аксессуара, ответственного за наддув, составил 2,65 литра, т.е. меньше всего лишь на банку колы, нежели весь двигатель V6, устанавливавшийся в Mercedes-Benz C43 AMG в том же году. При этом американские инженеры избрали самый неэффективный способ наддува – нагнетатель типа Roots. Зачем? Да вы просто послушайте, как надрывно он воет после 4000 об/мин, и все тут же встанет на свои места.
Да, применение турбин дает больший приход мощности и момента при прочих равных, вот только, как в том анекдоте, Мустанг всегда был не только про «ехать», но еще и про «шашечки», которые во многом и формируют радость от обладания именно этой машиной и служат бронебойной мотивацией пройти мимо новой BMW M4, получив на 200 лошадей больше и гораздо меньше спорного дизайна за те же деньги, т.е. примерно за $90 000 в ценах 2022 года. Ах да, динамика: 3,3 секунды до 60 миль/ч и потолок скорости в 290 км/ч. Стоит признать, конечно, что мопаровский Demon был еще быстрее, но это был зверь совсем другой породы.
К сожалению, с тиражом в 672 677 реализованных экземпляров с 2015 по 2023 модельный год, S550 стал наименее успешным поколением с точки зрения продаж, но это никак не отменяет того факта, что Мустанг является самым продаваемым спорткаром в мире, ведь 8 августа 2018 года с конвейера завода Флэт Рок скатился 10-миллионный экземпляр модели с момента начала её производства в 64-м.
Да, непрекращающаяся кроссоверная лихорадка заставляет покупателей обращать все меньше и меньше внимания на спортивные двухдверные автомобили. И в 2024 году года её жертвами пали Dodge Challenger и Chevrolet Camaro, возможно навсегда отправившиеся на заслуженную пенсию. Но для Голубого Овала 2024 год ознаменовался выпуском нового, седьмого поколения Мустанга. А значит, история легендарного поникара из Мичигана все еще продолжается, и при этом, несмотря ни на что, официальные лица Ford Motor Company клятвенно обещают сохранить двигатели V8 в своей будущей продуктовой линейке.