Найти в Дзене
Живопись

Картина «Триумф победившей Родины» Михаила Хмелько: история, сюжет и значение

«Триумф победившей Родины» — это ясные образы и рельефные идеи. Этика живописи, резонирующая с народной памятью и усиленная логикой плаката. Монументальное произведение искусства, ставшее частью культурного кода великой страны. Говорить об этой работе непросто. Всё равно что гулять по звонко натянутому канату истины. Слева — пропасть пафоса, справа — бездна архивных фактов. Нельзя свернуть, нельзя оступиться. Слишком дорога каждому верному сердцу Великая Победа, воплощённая на этом полотне. Она не терпит славословий. Но прошелестеть сухими музейными справками и тем ограничиться мы также не вправе. Что же, вперёд так вперёд! И да поможет нам чувство меры и равновесия. Итак. Созданная в 1949 году картина запечатлела ключевой момент нашей истории — Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Выполненная в технике масляной живописи, она является поистине масштабным творением. Как в смысле размаха авторского замысла, так и в плане размеров холста (практически т
Оглавление

Введение

«Триумф победившей Родины» — это ясные образы и рельефные идеи. Этика живописи, резонирующая с народной памятью и усиленная логикой плаката. Монументальное произведение искусства, ставшее частью культурного кода великой страны. Говорить об этой работе непросто. Всё равно что гулять по звонко натянутому канату истины. Слева — пропасть пафоса, справа — бездна архивных фактов. Нельзя свернуть, нельзя оступиться. Слишком дорога каждому верному сердцу Великая Победа, воплощённая на этом полотне. Она не терпит славословий. Но прошелестеть сухими музейными справками и тем ограничиться мы также не вправе. Что же, вперёд так вперёд! И да поможет нам чувство меры и равновесия.

Хмелько Михаил Иванович, «Триумф победившей Родины», 1949, холст, масло, 289 × 559 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Хмелько Михаил Иванович, «Триумф победившей Родины», 1949, холст, масло, 289 × 559 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

История создания картины

Итак. Созданная в 1949 году картина запечатлела ключевой момент нашей истории — Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Выполненная в технике масляной живописи, она является поистине масштабным творением. Как в смысле размаха авторского замысла, так и в плане размеров холста (практически три на пять метров). Иначе и быть не могло. Грандиозность свершения, которому посвящалась работа, определило тон живописного произведения. Громкий, открытый, торжественный. Мы победили! А значит, у нас впереди — бесконечное светлое будущее. Осталось лишь бросить последние флаги со свастиками, волчьими крюками, зигзагообразными рунами и прочей фашистской символикой к подножью Мавзолея. И зло уже никогда не вернётся! Не правда ли, дорогие потомки?

Контекст послевоенного времени

«Триумф победившей Родины» киевлянина Михаила Ивановича Хмелько закрепил за ним звание одного из ведущих художников Страны Советов. Страны, которая только-только вернулась с войны, потеряв миллионы лучших своих сыновей и дочерей. Вся в бинтах и в орденах. Со слезами боли и радости вперемешку; с лёгким сердцем, но в пепел сожжённой душой. Вернулась, чтобы жить, любить, созидать. Чтобы помнить. Так какую, скажите, картину её коллективному «я» желалось повесить на самое видное место? Конечно же, самую нужную. Самую главную. О великой Победе. Символика бесчеловечной орды, брошенная к ногам победителей, оказалась лучшим её воплощением. Точкой над всеми возможными «и». Работа «Триумф победившей Родины» выразила эту идею нагляднее тысячи строф, заголовков, лозунгов, символов.

Сюжет и композиция полотна

Но всё же: отчего среди великого множества замечательных картин, посвящённых триумфу Красной армии, именно это полотно обрело статус культового? Стало образцом для подражания, объектом тщательного анализа, подлинным феноменом? Полагаем, для ответа на этот вопрос нужно выйти за рамки простого перечисления художественных достоинств работы Михаила Ивановича Хмелько. Без обращения к метафизике здесь явно не обойтись.

Изображение Парада Победы 24 июня 1945 года

Первый парад Победы вернул Красной площади её вековечную роль: являясь символом государственной мощи, быть также храмом под открытым небом. Сердцем страны. К примеру: парад 7 ноября 1941 года имел своей целью вселить отвагу в сердца красноармейцев и продемонстрировать союзникам уверенность в собственных силах перед лицом тяжелейшего кризиса. В основе дерзкого замысла лежал сугубо практический смысл.

Символика

Действо 24 июня 1945 года фактически являлось самоценным явлением. Сбывшейся мечтой миллионов. Практически актом искусства. Знамёна и штандарты поверженного европейского фашизма обрели вид низложенных идолов. Лидеры страны советов на трибунах Мавзолея — апостолов сугубо материалистической, но всё же самой настоящей веры наших дедушек и бабушек в лучшее завтра. А герои-орденоносцы, которым выпала честь завершать тот парад, — стали архангелами нового мира.

Великая Отечественная война с самого первого дня была истинно народной. Полагаем, с этим никто не станет спорить. Но истинно священной она стала 24 июня 1945 года. Поскольку ей требовался безусловный ритуал завершения. Тот самый триумф, что был вынесен Михаилом Ивановичем в название его полотна. И советский народ получил свой триумф, святой и правый. «Не ради славы, ради жизни на Земле».

Художественные особенности и стиль

Воспроизводя тот великий миг, художник Хмелько действовал со сноровкой, сделавшей бы честь лучшим режиссёрам современности. Действие становится первичным, пространство — вторичным. И несущим сугубо вспомогательные функции. Каждый воин, каждый человек на картине — «в фокусе», в образе, на своём месте. Да, именно так всё обстояло и в отрепетированной действительности парада, но архивные кадры (даже «раскрашенные») не в силах передать всю красоту момента. Хмелько же эффектно подчёркивает гармонию «воинского балета» при помощи света и цвета. Мизансцена выходит в хорошем смысле театральной. Впрочем, объёмную выразительность изображаемого действа художник справедливо счёл куда меньшим грехом, нежели отсутствие акцентов и тем более «смазанность» движений.

Центральные фигуры

Более того: мастер не особенно стремился к портретному сходству, превращая лица героев полотна в архетипические маски. Что явно намекает зрителю: персоналии здесь вторичны. Первичен сам священный акт победы добра над злом. Вся логика происходящего сводится именно к этой мысли. Недаром маршалы решительно «сдвинуты» от центра композиции, а многие эксперты полагают главным актором полотна того солдата, что бросает нацистский штандарт к подножию Мавзолея. Соглашаться с ними или нет — оставляем на Ваше усмотрение, уважаемый читатель.

Художественные приемы и детали​

А ещё в ходе работы над этой картиной Михаил Иванович решился на весьма рискованный шаг. Он использовал социалистический реализм как метод, как язык живописи. Истинный же стиль его работы... Как бы его поточнее обозначить? Политическая поэма? Монументальная лирика? Такие черты соцреализма, как типизация и идеологичность, безусловно, присутствуют на полотне, но мы просим Вас, дорогой читатель, обратить внимание на плотность цвета и ритмическую чёткость доминант. Это же настоящее художественное конструирование реальности!

Непринцев Юрий Михайлович, «Отдых после боя», 1955, холст, масло, 192 × 300 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Непринцев Юрий Михайлович, «Отдых после боя», 1955, холст, масло, 192 × 300 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сравнение с другими произведениями военной тематики​

Почти дизайн в его современном социокультурном понимании. Что-то сходное есть в ряде полотен замечательного художника Непринцева. Картина стилистически отчётливо перекликается с лучшим творением Петра Александровича Кривоногова «Победа» (за которую мастер получил Сталинскую премию второй степени), но в данном конкретном случае Михаил Иванович Хмелько заходит ещё дальше. Быль и явь, солдатская правда и сухой язык документалистики становятся малы и тесны для его замыслов. Перед нами не будни войны и даже не её финальный аккорд. Мы видим подлинный катарсис, освобождение от всяческих противоречий, действие без противодействия. Элегию Победы. Художник дарит нам миг, в который советский человек, совершивший величайший подвиг в истории человечества, готов пожинать плоды своих ратных трудов.

Кривоногов Пётр Александрович, «Победа», 1948, холст, масло, Центральный музей Вооружённых сил, Москва
Кривоногов Пётр Александрович, «Победа», 1948, холст, масло, Центральный музей Вооружённых сил, Москва

Путь художника Михаила Хмелько

Как мы уже упоминали выше, Михаил Иванович Хмелько родился в Киеве в 1919 году. Там же закончил один из лучших в стране художественных институтов. Уже в 30-е годы наш герой стал известен как мастер жанровой сцены и батальной живописи. Во время войны трудился на идеологическом фронте: писал агитационные работы, портреты боевых командиров, создавал зарисовки из жизни бойцов Красной Армии. «Триумф победившей Родины» стал вершиной его творческого пути, вобрав в себя лучшие черты авторского почерка: внимание к деталям, выраженную декоративность, размах композиции и неукоснительное следование общему замыслу работы.

Получение Сталинской премии​

В 1950 году за создание «Триумфа победившей Родины» художник получил Сталинскую премию. Во время отбора полотен Иосиф Виссарионович, как и многие тысячи людей до и после него, надолго задержался перед картиной Хмелько. Затем, по завершении знакомства с экспозицией, вернулся к её созерцанию и настоял на том, чтобы написавший её художник непременно был удостоен первой награды. Что характерно: в числе награждённых тогда же деятелей культуры были Шостакович, Сергеев-Ценский и многие другие, чьи имена до сих пор на слуху у знатоков отечественного искусства.

Соцреализм и патетика

Как видите, уважаемый читатель, изрядно забытый сегодня художник Хмелько в тот исторический момент был звездой первой величины. Среди корифеев отечественного искусствоведения ходит легенда о том, что после упомянутого награждения «сталинский» стиль живописи художники стали именовать не иначе как «триумфальным».

Восприятие и критика

Реакция современников и критиков

Официальная критика рукоплескала творению нашего героя. Называла «новой иконой», славила образ народа-победителя. Но что гораздо ценнее — обычные зрители, многим из которых довелось проливать свою и чужую кровь на той страшной войне, буквально замирали перед его полотном, не в силах оторвать восхищенный взгляд...

Современное значение и наследие

«Триумф...» стал «метой». Идеалом, образцом, готовым рецептом успеха. Марширующие бойцы, фигуры на Мавзолее, светлеющие небеса над Красной площадью, знамёна... Многие пытались повторить успех Хмелько, вторя его находкам, но — увы. Подражателям всегда чего-то не хватало. Иногда — таланта. Иногда — искренности.

Влияние на современное искусство и культуру

Знаем: многие профессионалы любят покритиковать эту картину за, по их мнению, излишний пафос. А она знай себе «работает». Что на уровне живописного послания, что на уровне плакатного дизайна, что в плоскости исторического контекста. Храня связь поколений. Оберегая нашу и Вашу Победу. И это замечательно!

Место хранения и выставки

Жаль, что сегодня его легендарное творение, хранящееся в Государственной Третьяковской галерее, извлекают из запасников весьма нечасто. Отрадно, что в канун празднования Победы в Великой Отечественной войне это может случится вновь!

Автор: Лёля Городная