Год назад перед поездкой в Венецию читала об этом городе самую разную литетаратуру. Если говорить о документальных книгах, больше всего понравилась работа Питера Акройда "Венеция. Прекрасный город".
Венеция получила своё название лишь к 13-му веку. Хотя как город возникла за несколько столетий до того. Но и до возникновения города эти территории не были полностью необитаемыми.
Жители из близлежащих поселений: Падуи, Вероны и др. - убегали на острова, чтобы переждать нашествие гуннов. Гунны грабили и уходили восвояси. Люди могли вернуться домой, но некоторые оставались. Они становились мореходами или добывали в лагуне соль, которая дорого стоила в те времена.
Вслед за гуннами пришли ломбардцы. В отличие от прежних захватчиков они не собирались уходить. И жителям близлежащих окрестностей пришлось переселиться на земли будущей Венеции окончательно. Правда земель там было немного, всё больше болота.
Венеция состоит из 118 островов соединённых между собой. На каждом островке управляла своя община, например рыбаков или кораблестроителей. Они селились вокруг церкви перед которой располагалось небольшое поле с колодцем. Жили первые поселенцы в деревянных домах с камышовыми крышами.
Венецианцы платили дань и Византии, и королю франков, находясь таким образом под покровительством католического Запада и православного Востока. Это давало возможность свободно передвигаться и торговать. Так Венеция превратилась в город купцов.
Здесь были районы с названиями: На Болоте, В Зарослях, В Водорослях. По улицам бродили свиньи, а пастбища и сады чередовались с церквями и домами. Горожане ездили верхом по главной улице, вдоль каналов росли деревья. Острова соединяли плоские мосты без ступеней.
Венецию идеализируют, не смотря на самые неприглядные исторические факты. Венецианцы придумали множество легенд о создании своего города, но все они, как и сам город, не имеют основания. Венеция возникла на море, что само по себе чудо, и стала городом чудес.
Всю историю своего существования венецианцы боролись с морем. От столетия к столетию, а последнее время уже от десятилетия к десятилетию наводнений становится всё больше. В 20-х годах прошлого века их насчитывалось 385, а в 90-х уже 2464.
До середины 19-го века венецианцы были островитянами. Это означало быть независимыми, но в то же время быть одинокими. Венеция постоянно привлекала внимание жителей материка и из-за этого чувствовала себя уязвимой. При этом она пережила все войны обрушивавшиеся на Италию, начиная с 11-го века. Не будь город окружён водой, его разрушили бы много веков назад.
Итальянцы долгое время не воспринимали Венецию как часть своего мира. Она казалась им чуждой. Впрочем венецианцы отвечали взаимностью.
Город, построенный изгнанниками, спустя столетия стал городом для беженцев всех мастей.
Как отмечали и путешественники, и сами венецианцы: в Венеции “большинство людей иностранцы”. Поэты называли этот город прибежищем для всех, кто подвергся гонениям. Сюда уезжало множество свергнутых правителей. Так в 1737 году здесь жило аж пять изгнанных монархов одновременно.
Кроме того в Венецию съезжались авантюристы и шарлатаны всех мастей. В конце 19-го - начале 20-го веков она стала особенно привлекательна для гомосексуалистов.
Первые гетто тоже возникли в Венеции. Приписывали к кварталам не только евреев, но и немцев, и турков.
Места за стеной было мало. Дома росли в высоту, всё больше напоминая каменные утёсы. На ночь мост поднимался и люди оказывались заперты на острове. У ворот стояли стражники. Окна обязательно выходили во внутренние дворики. Евреям не пристало глазеть на христианские святыни. Им дозволялось заниматься только медициной или ростовщичеством.
Евреи носили знак отличия: сначала жёлтый круг на груди, потом красную шляпу. Сексуальная близость между евреями и христианам была под запретом. Если еврея заставали с христианкой, его кастрировали. Но внутри гетто многие евреи жили как истинные венецианцы, настолько, что раввины порицали их за это.
И, не смотря ни на что, в Венеции были более терпимы к евреям, чем в любой другой части Европы. Испанские и португальские евреи нашли в венецианском гетто желанный покой. Оно стало своего рода центром иудейской культуры и духовности. Некоторые венецианцы ходили в синагоги, чтобы послушать особо одарённых раввинов. Раввины тоже ходили на проповеди в христианские церкви.
У венецианцев и евреев было много общего. Они были связаны гораздо теснее, чем желали признать.
До 14-го века одним из основных звуков в городе был стук копыт и лошадиное ржание. Но уже в начале 17-го века английский путешественник писал, что за всё время пребывания в Венеции встретил только одну лошадь. А к концу 19-го века венецианцы выстраивались в очередь, чтобы посмотреть хотя бы на чучело лошади.
Та же история с садами. В 16-м веке в Венеции насчитывалось пятьсот садов, в середине двадцатого всего шестьдесят. Венецианцы очень любят цветы, но ещё больше они любят мрамор. Этот город построен из кирпича, но облицован мрамором.
Почти все камни в Венеции привозные. Часть зданий выстроена из древнеримских храмов и византийских гробниц. В соборе Святого Марка более 50 видов камня. Рильке называл Венецию каменной сказкой. Паоло Барбаро писал, что почти всё, что ты видишь в Венеции, доставлено откуда-то ещё. То ли импорт, то ли контрабанда, а то и вовсе награбленное.
Кварталы здесь называют сестьерами, потому что в исторической части их шесть, а не четыре, как в обычных городах, заложенных на пересечении двух главных дорог.
Генри Джеймс писал, что Венеция похожа на квартиру с множеством коридоров и гостиных. Здесь без конца перемещаешься внутри и ни разу толком не выходишь наружу.
Иностранцев дурно отзывающихся о Венеции изгоняли из Сеньории. В рассекреченных документах венецианского дипломата можно прочесть: “Выплатить синьору такому-то сумму в 50 скудо за убийство синьора такого-то, который нелестно отзывался о республике Венеции”.
Венецианцы были мастерами интриг. Неписанное правило гласило, что можно быть бесчестными ради чести Венеции. Послам требовалась вся имеющаяся у них хитрость и терпение, чтобы добиться от дожа хоть чего-нибудь. Дож всегда отвечал туманно, ему попросту было запрещено давать конкретные ответы.
Шпионы заполоняли город. Шпионили куртизанки. Шпионили гондольеры. Шпионили инквизиторы. Одни шпионы шпионили за другими, а за ними, в свою очередь, велись слежка и наблюдение.
Львиные пасти, расположенные по всему городу, служили почтовыми ящиками для доносов. Обвинитель должен был подписать донос. Анонимные обвинения сжигались, если только речь не шла о безопасности государства.
Венецианские архивы - вторые по величине в мире. Догадываетесь, чьи архивы их превосходили?
Это далеко не всё, а лишь малая часть того, о чём пишет Акройд. Прекрасная книга! Рекомендую всем интересующимся.
Спасибо за внимание! Буду рада вашим лайкам и комментариям.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить другие статьи: о фильмах, книгах и разных исторических персонажах.