Побывав в Таиланде, я был поражён доступностью автомобилей. На мотор-шоу в Паттайе мой взгляд привлёк Ford Ranger — современный пикап в достойной комплектации, с мощным мотором и всеми новыми опциями. Цена? От 924 000 бат. В пересчёте на рубли — около 2,5 миллионов. А теперь сравните: в России Ford Ranger стоит от 3,2 миллионов рублей, а за более-менее приличную комплектацию просят уже 3,9 миллионов. И это — не предел.
Я не сторонник лозунгов «всё плохо», но когда вижу, что за УАЗ Патриот просят 1,9 миллиона рублей, а за Lada Granta — миллион, становится не по себе. Что такого изменилось в этих автомобилях за последние годы, чтобы их стоимость выросла в 2, а то и в 3 раза? Ничего. Те же кузова, те же двигатели, та же базовая безопасность.
Сравнение цен
Ford Ranger (Таиланд):
- Double Cab XLS 2.0L Turbo 6AT — 924,000 бат (≈2,5 млн руб.)
- Wildtrak 3.0L V6 Turbo 4WD 10AT — 1,534,000 бат (≈3,8 млн руб.)
Ford Ranger (Россия):
- XLT 4WD 2024 — от 3,277,670 руб.
- LARIAT 4WD 2024 — от 3,901,830 руб.
Российские автомобили:
- УАЗ Патриот — от 1,680,000 до 1,960,000 руб.
- Lada Vesta — от 1,639,900 руб.
- Lada Granta — от 746,400 до 1,330,000 руб.
Почему так?
- Импортные пошлины и налоги — высокая налоговая нагрузка делает любые иномарки дорогими.
- Санкции — уход западных брендов с рынка сократил конкуренцию, а значит, и стимул держать цены в рамках.
- Инфляция и курс рубля — девальвация неизбежно влияет на импортные составляющие.
- Кредитная политика — автокредиты стали менее доступными, а переплата по процентам делает автомобиль ещё менее «по карману».
- Отсутствие конкуренции — даже отечественные бренды чувствуют себя монополистами и без зазрения совести поднимают цены.
Разница в доходах
Средняя зарплата по России — 50–60 тысяч рублей. Условный Ford за 3,5 миллиона — это 5 лет без еды. В Таиланде же при схожем уровне жизни, автомобили, особенно в сегменте пикапов, стоят дешевле и объективно доступнее.
Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?
- Снижение налоговой нагрузки на автомобили
- Уменьшение или отмена утилизационного сбора и таможенных пошлин на иномарки, особенно с заводской сборкой в РФ.
- Пересмотр НДС для автомобилей эконом-класса.
- Государственные стимулы для автопроизводителей
- Поддержка заводов с локальной сборкой, но с обязательством удерживать цены и повышать качество.
- Субсидии на производство электромобилей и гибридов, чтобы стимулировать инновации.
- Поддержка конкуренции
- Упрощение сертификации для ввоза автомобилей из других стран, включая Китай, Южную Корею, Турцию.
- Прекращение протекционизма в пользу одной-двух компаний (АвтоВАЗ, УАЗ и пр.).
- Развитие программ доступного автокредитования
- Ставки по автокредитам должны быть ниже инфляции — это реально с господдержкой.
- Возвращение программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» с понятными и прозрачными условиями.
- Публичный контроль над ценообразованием
- Введение механизма общественного мониторинга стоимости автомобилей и расчётов себестоимости.
- Раскрытие производителями структуры цены: сколько уходит на маркетинг, сколько на производство, сколько — на налоги.
- Создание независимой экспертной оценки автомобилей
- Оценка реального качества, безопасности и стоимости производства — чтобы обосновать, стоит ли машина тех денег, что за неё просят.
Вывод
Я не говорю, что в Таиланде автомобили «дешёвые». Но в России они необоснованно дорогие. За что мы платим такие деньги? За пластик, скрипучую сборку, устаревшие технологии?
Россияне заслуживают качественные и доступные автомобили. Автомобили, которые не будут роскошью, а станут нормальным средством передвижения для семьи, дачи, работы и жизни.
Если государство и общество не начнут менять правила игры, мы продолжим покупать «воздух в железе» за миллионы. Решения есть: от налоговой реформы до развития конкуренции. Осталось лишь захотеть жить по-человечески — с доступными, надёжными и честно оценёнными автомобилями.
Сегодня автомобиль в России — это не средство передвижения, а способ почувствовать безысходность. И это надо менять.