Найти в Дзене
Летописец Спасск

Спасская школа - интернат, реализованная мечта Н.С. Хрущева

Спасская гимназия, Спасский детский сад № 1, улица Советская, дом 131. Мы часто называем эти здания одним словом «интернат», для многих за этим словом уже ничего не стоит. Мы и раньше - то имели лишь общее представление об этом уникальном социуме. А теперь он и вовсе ушел в прошлое. Идея создания школ – интернатов целиком и полностью принадлежала Н.С. Хрущеву. Он мечтал создать школу нового типа, способную «духовно подготовить человека для нового коммунистического общества» и вплотную стал этим заниматься с 1956 года. Участие родителей в содержании детей в школах-интернатах предусматривалось по следующей схеме. «Все трудящиеся делились на три категории: низкооплачиваемые, которые не смогут принимать участия в содержании своих детей в интернате; среднеоплачиваемые, которые смогут вносить какую-то часть платы, и небольшая категория высокооплачиваемых, которая будет оплачивать государству 100% за содержание своих детей в школах-интернатах. Население СССР, особенно его беднейшие слои, отне

Спасская гимназия, Спасский детский сад № 1, улица Советская, дом 131. Мы часто называем эти здания одним словом «интернат», для многих за этим словом уже ничего не стоит. Мы и раньше - то имели лишь общее представление об этом уникальном социуме. А теперь он и вовсе ушел в прошлое.

Идея создания школ – интернатов целиком и полностью принадлежала Н.С. Хрущеву. Он мечтал создать школу нового типа, способную «духовно подготовить человека для нового коммунистического общества» и вплотную стал этим заниматься с 1956 года. Участие родителей в содержании детей в школах-интернатах предусматривалось по следующей схеме. «Все трудящиеся делились на три категории: низкооплачиваемые, которые не смогут принимать участия в содержании своих детей в интернате; среднеоплачиваемые, которые смогут вносить какую-то часть платы, и небольшая категория высокооплачиваемых, которая будет оплачивать государству 100% за содержание своих детей в школах-интернатах.

Население СССР, особенно его беднейшие слои, отнеслось к созданию школ – интернатов весьма положительно, многие восприняли это нововведение как своеобразную форму социальной помощи наименее обеспеченным гражданам. Однако планам Никиты Сергеевича не суждено было сбыться, потому что они изначально были утопическими и не нашли поддержки у руководителей разных уровней. Главная причина состояла в том, что деньги на строительство общежитий и учебных корпусов брались из средств, выделяемых государством на жилищное строительство и строительство учреждений просвещения. Проверки 1959 – 1960 годов вскрыли огромное количество недостатков, начиная от условий обучения и содержания воспитанников и заканчивая фактами применения антипедагогических мер воздействия на учащихся. Многие недостатки объяснялись ошибками в подборе руководящих и педагогических кадров. Положение о школе -интернате требовало, чтобы учителей и воспитателей отбирали из числа лучших. А по факту в интернаты набирали тех, кто по разным причинам оказался без работы. По результатам проверки партийной комиссии всем инстанциям были сделаны серьёзные внушения. Никита Сергеевич не думал отступать, наоборот, согласно принятым планам число воспитанников к 1965 году должно было увеличиться до 2.5 миллионов против 430 тысяч в 1959 году.

В Спасске решения партии и правительства выполнялись, как положено. Сначала был создан интернат в селе Федотьево, в старом здании бывшего помещичьего дома (не путать с вспомогательной школой, которая была организована в этом же здании гораздо позже). Заведующим Спасским РОНО в те годы была Котова Мария Фроловна, умный и талантливый административный работник.

Мария Фроловна Котова
Мария Фроловна Котова

К подбору кадров она отнеслась очень ответственно, как того требовало Положение о школах-интернатах. Директором интерната был назначен Николай Дмитриевич Вострухин, тщательно был подобран коллектив педагогов. Но помещения не могли соответствовать современным требованиям, и началось строительство школы - интерната в Спасске. В 1962 году ее директором был назначен инспектор Спасского РОНО с директорским стажем Валентин Иванович Карпиков. В его задачи входило завершить строительство, завезти оборудование, составить финансовую смету и т.п., то есть подготовить школу к открытию. К февралю 1963г. интернат смог принять своих первых воспитанников, которые были переведены вместе с педагогами из закрывшейся Федотьевской школы - интерната. В.И. Карпиков отказался от директорской должности в пользу Н. Д. Вострухина, став его заместителем по учебно - воспитательной работе. Теперь они уже вдвоем продолжили работу по обустройству школы. Несмотря на то, что учреждение работало, строительные работы продолжались. Занятия проходили в спальном корпусе, и только 1964-1965 учебный год начался в новом учебном корпусе, где были оборудованы современные кабинеты: биологии, химии и физики. С 1966 года в каждом классе появляются фильмоскопы, эпидиаскопы и даже телевизоры и магнитофоны. А в начале 70-х создается собственный радиоузел. Далеко не каждая областная школа могла похвастаться этим, поэтому на базе школы часто проводились областные управленческие семинары. В школе был современный спортзал, первый в городе, а также хорошо оборудованные мастерские для уроков труда. В спортзал долгое время ходили заниматься студенты педучилища, пока у них не построили свой.

А в октябре 1964 года Н.С. Хрущев ушел в отставку, многие интернаты закрылись сразу, для многих этот процесс растянулся на несколько лет, при этом менялся и статус. Спасская школа - интернат не сдавала своих позиций несколько десятилетий, в первую очередь, благодаря своим директорам и руководителям районного отдела образования (с 1965 года преемником Марии Фроловны стал Леонович Эдуард Александрович).

Первые годы интернат принимал учащихся из сел района и из многодетных семей. Надежда К. (Ламзова) пришла сюда в первый класс в 1966 году вслед за своим братом Иваном. Так как они из многодетной семьи, то пребывание в интернате было для них бесплатным. Их родителей привлекало в интернате также эстетическое воспитание школьников. Карпиков В. И. организовал здесь духовой оркестр, которым руководил Новоселов Владимир Николаевич. Преподаватель педучилища Гурычева Валентина Николаевна взяла на себя руководство оркестром народных инструментов и хором. Сама Надежда с первого класса занималась в хоре и до сих пор помнит все песни детства. С Екатериной Федоровной Малаховой они ездили на многочисленные смотры, а однажды даже в Молдавию на фестиваль детских хоровых коллективов СССР. Старший брат Надежды Иван благодаря школьному оркестру связал свою жизнь с музыкой. Закончив школу - интернат, он поступил в Рязанское музыкальное училище, потом закончил с отличием Горьковскую консерваторию и сейчас работает в Самаре педагогом духовых инструментов.

Ламзов Иван Федорович, выпускник Спасской школы-интерната
Ламзов Иван Федорович, выпускник Спасской школы-интерната

Надежда с гордостью рассказывает про своего брата, что за хорошую учебу его наградили поездкой в Артек. И это не было исключительным случаем, воспитанников часто поощряли за достижения, поэтому в Артек и Орленок каждый год кто-нибудь отправлялся.

-4

Надежда вспоминает, что сначала ей, 7-летнему ребенку, привыкшему к свободной жизни в деревне, было трудно привыкнуть к новым порядкам: везде ходили строем, одеваться нужно было быстро, и никто не помогал. Самое нелюбимое – заправлять кровать. Дисциплина была строгая, но системы наказаний не было, ругали, разъясняли, но не оскорбляли. «Всё было как-то по-доброму,» - говорит она.

На тот момент в школе уже был небольшой сад и футбольная площадка, раздолье для подви́жных игр. Провести время в библиотеке тоже было любимым занятием воспитанников. Библиотекарь Лилия Александровна Зеленина умела подобрать для каждого книжку, в читальном зале тоже было очень комфортно. В апреле начинали готовиться к первомайской демонстрации: изготавливали искусственные цветы и готовили букеты из березовых веточек. В Клубе интернациональной дружбы (КИД) школьники переписывались со сверстниками из разных республик и из других социалистических стран. Другими словами, в интернате был свой Дом пионеров, в котором было даже больше кружков, чем в городском. За территорию школы детей не пускали, но по заявлению родителей все же допускались исключения, Наде, например, разрешено было ходить в городскую музыкальную школу.

***

Другая выпускница интерната, тоже Надежда (Гуреева), успела закончить начальную школу в своей деревне, а ее младшая сестра отучилась только один год, и школу закрыли. «А куда нам было идти? - размышляет Надежда, - На квартиру в Спасске? Для этого мы были еще очень малы». Родители приняли решение определить детей в школу-интернат. Это было в 1970 году. Так как семья полная, оба родителя работали в колхозе, их отнесли к среднеоплачиваемой категории с оплатой 42 руб. в месяц за двоих детей. Сюда входило полное содержание ребенка: не только проживание и питание, но и одежда. На тот момент это были немалые деньги, поэтому, несмотря на явные преимущества перед проживанием на квартире, многие родители выбирали второй вариант.

«У нас было 2 корпуса, - рассказывает Надежда, - учебный и спальный. Здания соединялись галереей, к которой была пристроена столовая, нас всегда очень вкусно и разнообразно кормили. Каждый день давали ложку рыбьего жира. В интернате было подсобное хозяйство, где на мясо выращивали свиней. Работали там чаще всего жители соседнего села Гавриловское. Был также учебно-опытный участок, на котором ученики выращивали овощи для столовой, тем самым проходили летнюю практику, сельхозработы входили также в программу уроков труда.

В спальном корпусе был медпункт и изолятор, куда клали больных с заразными заболеваниями (корь, ветрянка…). Школьная медсестра Данилкина Зинаида Ивановна постоянно осматривала детей, особенно когда они возвращались после каникул.

В школе – интернате был прекрасный педагогический коллектив во главе с Вострухиным Николаем Дмитриевичем. Это был настоящий Макаренко, он как отец со всеми поговорит, посоветует, успокоит.

Николай Дмитриевич Вострухин, руководил школой –интернатом в течение 20-и лет.
Николай Дмитриевич Вострухин, руководил школой –интернатом в течение 20-и лет.

Когда приезжали родители, чтобы забрать своих детей на каникулы, он обязывал поваров накормить их и напоить чаем. На праздник 1 Мая мы нарядной колонной шли на площадь Ленина на демонстрацию. Наши букеты были произведением декоративного искусства. Николай Дмитриевич всегда шел впереди колонны, высокий, статный, энергичный. Для нас он был как генерал. За ним шел школьный духовой оркестр, потом учителя, дети. Все было очень торжественно, и мы гордились собой и своей школой.

У меня были очень хорошие воспитатели: Гераськина Татьяна Дмитриевна и Матулина Валентина Васильевна, они работали по сменам: день с утра, день с обеда. Воспитатели сопровождали нас в течение всего дня, начиная с подъема и заканчивая отбоем. Во время самоподготовки следили, чтобы все сделали уроки хорошо, приучали сильных учеников помогать слабым.

Распорядок дня помню до сих пор:

7.00 – подъем

Затем зарядка в учебном корпусе, завтрак, уроки, обед

16.30 – самоподготовка, ужин, отдых

21.00 – отбой

После выполнения домашних заданий были занятия по интересам. Все расходились по кружкам. Кто занимался музыкой (хор, оркестр), кто спортом (наши спортсмены выступали на всех районных соревнованиях и часто получали награды). Кто-то участвовал в художественной самодеятельности (танцы, спектакли). Я, например, была в редколлегии, и мы регулярно выпускали стенгазеты. После ужина обычно смотрели в актовом зале телевизор, играли в настольные игры.

На ночь в каждую комнату приходила няня, а утром воспитательница, поэтому мы всегда были под присмотром, и никто не безобразничал. В комнатах стояло много кроватей, для каждого класса отводилось две спальни: одна для девочек, другая для мальчиков.

По четвергам был санитарный день: душ, смена белья. Одевали нас полностью: от нижнего белья до пальто и шапок. Одежду давали новую, а если поношенную, то в хорошем состоянии.

Учителя были все добрые, давали нам хорошие знания. Я хорошо помню учительницу по биологии Шляпину Евдокию Александровну. А русский язык и литературу преподавал Халимов Михаил Федорович, тоже замечательный учитель, умел всегда хорошо пошутить, мы его все очень любили.

В школе была пионерская комната, был прекрасный спортзал, постоянно проводились смотры, диспуты, конференции. Регулярно приезжали с концертами артисты Рязанской филармонии. Жизнь в школе была интересная и разнообразная, чего не было у наших сверстников, проживавших на квартире. Довольно часто домохозяйки - бабушки, чувствуя ответственность за своих малолетних жильцов, просто их никуда не пускали. Школу я закончила в 1975 году с хорошими отметками. Директор Николай Дмитриевич уговаривал меня поступать в Спасское педучилище. Я к нему не прислушалась, а потом всегда об этом жалела».

После беседы с двумя Надеждами меня до сих пор не оставляет мысль, что мечта Н.С. Хрущева о школе будущего всё же исполнилась, хоть в одном интернате, хоть на несколько лет, но она осуществилась! Конечно, школы такого типа не могли просуществовать долго, так как они очень дорого обходились государству.

Наша статья охватывает период первых 10-15 лет истории Спасской школы-интерната, связанный с реформами в системе образования. Если вы заметили неточности или желаете поделиться дополнительной информацией, пишите в комментариях.

Благодарим за помощь всех, кто поделился с нами своими воспоминаниями.