Это одно из немногих изображений Тулы до того, как появилась массовая фотография.
Павильоны, палатки, качели, слегка узнаваемая городская застройка демонстрируют образ тихой патриархальной жизни провинции. Сарай с вывеской «Новый магический театр» и афишей с чертями и скелетом, балконом с музыкантами-зазывалами привлекают горожан. Вдали виднеются круглые качели, прообраз будущего колеса обозрения, упоминавшиеся А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Нежное голубое небо в светлых облаках на фоне весенней распутицы создаёт праздничное весеннее настроение.
Тему пасхального праздника Андрей Попов выбрал не случайно. Он был выходцем из тульской разночинной среды 2-й половины XIX в. Дед художника, Яков Никитич, а также дядя Илья Яковлевич расписывали церкви в Тульской губернии. Его отец был тульским мещанином, провинциальным живописцем. Своих сыновей Андрея (13 октября 1832-1896) и Василия (1838-после 1902) он начал обучал искусству живописи с юных лет.
В 1846 году он окончил тульскую гимназию и в качестве вольнослушающего поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, где начал обучение в классе пейзажной живописи у М. Н. Воробьева, с 1855 занимался в мастерской батальной живописи Б. П. Виллевальде. С 1849 года получал пенсионерское содержание от Общества поощрения художеств. Еще в период своего обучения он был награждён несколькими ученическими медалями (5 серебряных, 3 золотые – в том числе одна большая).
В 1852 за картину «Березовая роща» («Березовая аллея. Вид в имении Томиловых Успенское») и в 1853 за картину «Народная сценка на ярмарке в Старой Ладоге» награждался малыми серебряными медалями, в 1854 за картины «Школьный учитель» и «Крестьянская семья на пашне» — большими серебряными медалями.
В 1856 за картину «Демьянова уха» на сюжет басни И. А. Крылова — малой золотой медалью.
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай».–
«Соседушка, я сыт по горло». – «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» –
«Я три тарелки съел». – «И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,–
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И – очищает всю. «Вот друга я люблю!»
Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой –
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
В 1858 за картину «Радостное письмо» получил звание классного художника и был назначен вместе с художником П. П. Иковым помощником учителя рисования в классе академика И. Н. Вистелиуса, где преподавал недолгое время.В 1860 был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу.
В 1863-1867 годах в качестве пенсионера Императорской академии художества побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Кельне, Франкфурте, Мюнхене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Антверпене, жил в Париже, работал в окрестностях Фонтенбло и в Барбизоне. Тесно общался с жившими тогда в Париже В. Г. Перовым, В. Г. Шварцем, А. А. Риццони.
С 1870-х жил в Калуге, Туле, Нижнем Новгороде.
В 1871 году Андрей Андреевич Попов гостил в имении своих друзей Языковых в селе Сергиевском, где им был написан портрет Петра Александровича Языкова, одного из братьев Михаила Александровича Языкова, покровителя художника с его детских лет.
Андрей Андреевич с детства отличался слабым здоровьем, и с возрастом его здоровье лишь ухудшалось. В 1873-1874 гг. вместе с братом Василием жил в г. Ялте.
Долгое время проживал в родном городе, где выполнил много рисунков, эскизов, портретов, картин на местные темы.
Часто бывал в имении Писаревых в селе Орловка Епифанского уезда, где в середине 1870-х годов он работал над портретом Г.Г. Писарева, владельца имений в Каширском и Епифанском уездах. Портрет Г.Г. Писарева и другие произведения искусства из Орловки в 1919 году поступили в Тульский областной художественный музей.
Андрей Андреевич Попов скончался будучи в полном одиночестве, в страшной нужде в Нижнем Новгороде (?) 24 июня 1896 года (по другим данным в 1897 г.).
Произведения Попова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тульском художественном музее и других. Некоторые письма художника хранятся в собрании Государственного архива Тульской области.
Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.