Найти в Дзене

Путь свободной и не допускающей компромиссов женщины: Натали Делон

«Моя жизнь никогда не была адом – я отправилась бы туда, если бы он существовал, и, вероятно, нашла там всех своих друзей – но я верю, что каждый, идя по жизни, несет ответственность за то, что он делает. «Согнутая спина» должна служить только для того, чтобы миновать бури или ураганы. Это случалось со мной иногда, хотя мой темперамент больше склоняет меня к встрече с невзгодами, и я постараюсь продемонстрировать это воспоминаниями». В 2006 году Натали Делон опубликовала автобиографическую книгу «Не плачь, это несерьезно» (Pleure pas, c'est pas grave), в которой она постаралась ничего не таить, показать свет и тени бурной жизни. Она ни о чем не жалела и видела только хорошее в своём прошлом. Франсин Канова, будущая Натали Делон, родилась 1 августа 1941 года в Уджде, Марокко, тогда находившемся под протекторатом Франции. Её родители – Антуанетта Родригес, родом из Мелильи, и Луи Канова, выходец из Орана, Алжир (во Франции родившихся в Алжире в период французского колониального правления
Оглавление

«Моя жизнь никогда не была адом – я отправилась бы туда, если бы он существовал, и, вероятно, нашла там всех своих друзей – но я верю, что каждый, идя по жизни, несет ответственность за то, что он делает. «Согнутая спина» должна служить только для того, чтобы миновать бури или ураганы. Это случалось со мной иногда, хотя мой темперамент больше склоняет меня к встрече с невзгодами, и я постараюсь продемонстрировать это воспоминаниями».

В 2006 году Натали Делон опубликовала автобиографическую книгу «Не плачь, это несерьезно» (Pleure pas, c'est pas grave), в которой она постаралась ничего не таить, показать свет и тени бурной жизни. Она ни о чем не жалела и видела только хорошее в своём прошлом.

Детство и юность

Франсин Канова, будущая Натали Делон, родилась 1 августа 1941 года в Уджде, Марокко, тогда находившемся под протекторатом Франции. Её родители – Антуанетта Родригес, родом из Мелильи, и Луи Канова, выходец из Орана, Алжир (во Франции родившихся в Алжире в период французского колониального правления называли «черноногий»/«pied noir»). Малышке было восемь месяцев, когда отец оставил семью. Она росла с матерью, которая побывала замужем ещё четыре раза. У Натали были сестра и брат.

В 1957 году шестнадцатилетняя Франсин безумно влюбилась в Ги Бартелеми. Ему – семнадцать. Он, как и его отец, собирался сделать карьеру в сфере страхования (он станет адвокатом марокканской страховой компании Omnium). Франсин и Ги поженились. Франсин родила девочку…Натали. Потом она скажет, что этот брак был ошибкой молодости. После рождения дочери они развелись. Ги был чрезвычайно ревнив и обвинял её в супружеской неверности. Он получил единоличную опеку над дочерью и запретил матери видеться с ней. Франсин уехала во Францию. Она собиралась стать фотографом, но это был скорее произвольный выбор.

Встреча с Делоном

На дворе 1960-е, над миром и над Парижем в частности веял ветер свободы – молодежь отрывалась на вечеринках в модных клубах. Франсин работала некоторое время моделью в различных рекламных агентствах. Одним вечером в начале 1963 года она отправилась с другом Жаном Понатовски в ночной клуб New Jimmy's «Королевы ночи» Режин (Режин Зильберберг), на Монпарнасе, потанцевать под хиты того времени «Viens danser le twist» Джонни Холидея, «Be Bop a Lula» в исполнении группы Chaussettes Noires…

Заведения Режин – её первый ночной клуб, названный просто «Chez Régine», на улице Фур в Латинском квартале и второй New Jimmy's, который жил в стиле твиста и йе-йе, – были популярны среди богемы. Год за годом там собирались элитные «тусовки» и для голливудских звёзд они были обязательным пунктом программы посещения в Париже.

Ален Делон появился в окружении свиты. Франсин, возможно, единственная в заведении, кто сразу не узнала его, окутанного ореолом триумфов в фильмах «На жарком солнце» и «Рокко и его братья». Группа «плохих парней» утроилась рядом с Франсин и Жаном Понятовски (который был приятелем Делона). Как она рассказывала: ««Я очень вежливо спросила парня, который сидел на моей сумке, не мог бы он встать. Он буквально отшил меня. Я была ошеломлена и ответила: «Да пошел ты…». Пьяный Делон грубо отрезал: «Ну, давай, забирай свою сумку. Мне наплевать, поторопись! Ты же видишь, я занят!»».

Через несколько дней Жан Понятовски позвонил ей и пригласил выпить в другом клубе. «Там был только один занятый столик. Издалека я узнала Алена. Он встал и подошел к нам: «Я хочу извиниться за то, что произошло ранее, я был совершенно пьян»». На самом деле он на нее сразу глаз положил в New Jimmy's, что неудивительно, Франсин была красавицей – зеленоглазая, с ослепительной улыбкой и идеальной фигурой – просто он пытался привлечь к себе её внимание… в стиле Алена Делона. В конце вечера он попросил девушку отвезти его домой, так как сам не умел водить машину. «Я с радостью согласилась. В его квартире был ремонт, в одной комнате стояла всего одна кровать…. Позже я узнала, что именно там он собирался жить с Роми Шнайдер. Так началась наша история».

Роман под прицелом камер

Они встречались под носом ничего не подозревавшей Роми Шнайдер. 13 августа 1964 года в Ла-Виль-о-Клер в департаменте Луар и Шер, в присутствии только мэра и двух свидетелей, будучи на последнем сроке беременности, Франсин вышла замуж за Алена Делона. Затем она взяла псевдоним Натали Делон, в честь дочери Натали. Паскаль Жарден, сценарист и друг Алена Делона, вспоминал: «Когда он женился на Натали, я был поражен, насколько они похожи друг на друга».

Ален был настолько любезен, что предупредил Роми об их разрыве, послав ей розы и письмо со словами «я ухожу от тебя».

После свадьбы пара отправилась из Гавра на лайнере «Франция» в Соединенные Штаты, чтобы провести медовый месяц. Для ужина тет-а-тет Ален арендовал бальный зал лайнера. Молодые обосновались в Голливуде, поскольку у Делона на тот момент был контракт с Metro-Goldwyn-Mayer (студия его потом расторгла). 30 сентября 1964 года Натали родила сына Энтони в Седарс-Синайском медицинском центре в Лос-Анджелесе.

Хотя общественное мнение не было благосклонно к «разбивательнице сердец», но все ждали рождения ребенка Натали и Алена, как будто должен был «явиться» мессия. Появление на свет Энтони праздновалось как рождения наследного принца, и, вполне естественно, в глазах публики его мать стала «королевой».

Роми была опустошена. О материнстве она мечтала уже пять лет. Все друзья и знакомые Алена и Роми хорошо знали о хронической неверности Делона и после каждой его измены следовавших за этим эпических сценах. Но тот факт, что он решил создать семью с другой женщиной, удивил даже самых равнодушных из них. На вопрос о «горе, которое она причинила Роми Шнайдер», Натали отвечала: «Что вы хотите услышать? Я не знаю Роми Шнайдер!». На протяжении многих лет она оставалась той, кто разрушил прекрасную историю любви «вечных жениха и невесты французского кино». Но правда, возможно, намного прозаичнее, и Натали не имела к ней никакого отношения.

Роми не любила собак Делона. Это создавало между ними напряженные моменты. Ален Делон, как известно, был человеком, который ставил своих собак превыше всего, даже себя. Но когда рядом находилась Роми, собак приходилось привязывать или держать в вольере. Для Делона это была невыносимая пытка.
Ален сделал предложение соблазнительной Норме Бенгелл (бывшей иконой бразильского кино), которой был сильно увлечен, но она отказала ему. С Нормой Ален познакомился на Сицилии в 1962 году, когда был на съёмках фильма «Леопард», в то время как она снималась в фильме «Мафиозо». Актёрский состав остановился в том же отеле в Палермо, что и съемочная группа «Леопарда».

Но «призрак» Роми Шнайдер витал над их историей любви: «Ален никогда не говорил со мной о ней, но я видела, как время от времени в его глазах промелькнула тень печали», – скажет она позже.

Начало актёрской карьеры

Через год они вернулись в Париж. Натали жила в тени мужа, занималась маленьким сыном. В видео 1967 года она открывает шкафы, полные оружия: «Это страсть Алена! По утрам он стреляет, начиная с девяти часов. Соседи жалуются на шум, но его это так расслабляет!».

В 1967 году Жан-Пьер Мельвиль пригласил супругов Делон сняться в своём фильме «Самурай». Выдающийся режиссёр убедил Натали, что она создана для роли Жанны Лагранж. Делон не стал противиться робкой эмансипации своей жены. Он только потребовал, чтобы она отказалась от псевдонима, Натали хотела называться «Натали Санд».

Алену Делону роль Жефа Костелло, известного как «самурай», одинокого и молчаливого киллера, принесла мировую известность, но для Натали это был травмирующий опыт. Во время съемок у них сложились ужасные отношения. «Ален был несносен, постоянно провоцировал меня или даже отказывался со мной разговаривать, не позволял сидеть за его столиком («Дебютантки по соседству»). По его мнению, быть неприятным – это способ воспитывать меня и показать, что быть мадам Делон – это еще не все в жизни. Чтобы не нарушать ход работы над фильмом, я вела себя спокойно. Когда Мельвиль подтвердил, что моя последняя сцена снята, я на глазах у всей съемочной группы дала ему пощечину: «Спасибо тебе огромное за эти съемки!».

-6

Эта пощечина надолго оставалась в памяти тех, кто был ее свидетелем. Это был знак бурных отношений между Аленом и Натали. После этой сцены они впервые расстались и не разговаривали друг с другом шесть месяцев. «Мы любили друг друга между смехом и яростью», – подытожила Натали в своих мемуарах. «Это была битва двух чугунков. От нее обязательно должны были лететь искры».

В книге «Не плачь, это несерьёзно» Натали пишет: «На самом деле нам нравилось, каждому по-своему, дразнить демонов, которые дремали внутри нас».

Жизнь с Аленом возобновилась, немного эксцентричная, немного богемная. «Скажем так, с Аленом я мечтала о верной любви... Когда я узнала, что он работает над созданием гарема, я попыталась догнать своего мастера в искусстве рассеивать внимание…». При всех своих изменах Делон был старомоден, гордился собственными завоеваниями, но взрывался, как вулкан, когда его партнерша делала то же самое.

Дело Марковича

В мае 1968 года, когда Ален Делон создал Профсоюз профессиональных актеров, чтобы попытаться конкурировать с CGT (Всеобщая конфедерация труда), чаша для нее переполнилась. «Мне это надоело, я не соглашалась с его идеями». Пара рассталась в июне 1968 года. «Когда я ушла от него, я оставила позади все, я ушла с сыном и экономкой, вот и все», – сказала она Paris Match в 2018 году.

Но скоро грянул скандал. 1 октября 1968 года на свалке в Ивелине нашли тело мужчины, завернутое в чехол для матраса. Его били по голове и шее тупым тяжелым предметом. Французская полиция проверила отпечатки пальцев и получила результат. Погибшим был Стефан Маркович, 31-летний серб, переехавший во Францию десятью годами ранее. В Белграде он был мелким преступником, участвовал в уличных боях, но, как полагали, иногда выполнял грязную работу для тайной полиции. Несмотря на это, во Франции его приняли как политического беженца. В течение десятилетия он постоянно попадал в тюрьмы за воровство и насилие, и ему грозила депортация. Но каким-то образом он обзавелся несколькими важными друзьями, благодаря которым оставался во Франции.

В конце 1960-х Ален Делон нанял Стефана Марковича телохранителем. С ним актёр познакомился несколько лет назад во время съемок в Белграде. Маркович стал его «ангелом-хранителем», со временем доверенным лицом актера, он даже жил в парижской вилле Делона и был допущен в самые близкие круги. Однако в августе 1968 года после нескольких ссор между ними Делон уволил его.

Полиция установила, что последний раз Марковича видели около 19:00 22 сентября, когда он садился в такси на авеню де Мессин. В такси уже находился мужчина лет пятидесяти. Серб, вероятно, был убит в ту ночь. 5 октября брат Марковича Александр пришел во французскую полицию с тремя письмами, написанными Стефаном. Они были на сербском языке, но бессвязная писанина не имела особого смысла ни на одном языке. Однако обратили внимание на одно предложение: «За всем, что может случиться со мной, обращайтесь к Алену Делону, его жене и его крестному отцу Франсуа Маркантони, корсиканцу, настоящему гангстеру». Маркантони был бойцом сопротивления, ставшим гангстером, хорошо известным в Париже и связанным с кругами шоу-бизнеса. Он был близким другом Алена Делона.

Делон находился на съемках «Бассейна» в Сен-Тропе, и его адвокаты постарались держать следователей подальше. Но полиция расспрашивала всех, кто хоть какое-нибудь отношение имел к Стефану Марковичу и вскоре Делон стал главным подозреваемым. Как стало известно, он выгнал Марковича с работы, когда якобы узнал, что у Натали был роман с сербом.

Расследование было сосредоточено на связях Марковича с рядом наркоторговцев. Имелись показания на то, что он был вовлечен в незаконный бизнес вместе с Франсуа Маркантони и еще одним югославом, Бориславом Массаровичем, который также был задержан.

Натали и Алена Делона допрашивали в течение нескольких недель после убийства. Делона допрашивали дважды, 4 октября в Сен-Тропе и десять дней спустя в Париже.

Все отрицали какую-либо причастность к убийству. СМИ гудели от сплетен по этому делу. Разгульная жизнь пары, живущей без условностей и табу с постоянными приходами и уходами, широко освещалось во всех газетах. Они утверждали, что Маркович был связан со знаменитостями и политиками, устраивал бурные вечеринки в доме в Париже и тайно делал пикантные фотографии в целях шантажа. Никаких доказательств этому не было, но следователи отказались подтверждать или опровергать что-либо, что только подогревало слухи. Вскоре все, казалось, поверили, что Маркович был убит за попытку шантажа некоторых влиятельных людей, несмотря на явное отсутствие доказательств, подтверждающих эту теорию.

Фильм «Шантаж» с Анни Жирардо и Мирей Дарк напрямую вдохновлен делом Марковича. Правительство было настолько потрясено, что, когда Андре Кайат начал работу над ним, он не смог получить финансовую поддержку и разрешения на съемки на открытом воздухе ни в одном из регионов Франции. Цензуру удалось преодолеть только благодаря настойчивости Анни Жирардо и Мирей Дарк.

Все в конечном итоге были оправданы, а дело Марковича так и не было раскрыто (его сдали в архив в 1973 году).

Жизнь после Алена

Ален Делон, звезда которого не померкла в глазах публики, на съёмках фильма «Джефф» встретился с чувственной Мирей Дарк, хотя в то время он переживал любовную историю с танцовщицей Мэддли Бами (её можно видеть в фильме Жака Дере «Бассейн» в эпизоде вечеринки, они танцуют вместе). Фильм «Мэдли», сценарий которого написала Мирей Дарк, напрямую вдохновлен их «любовью втроём». Ален Делон и Мирей Дарк играют главные роли, сама Мэддли Бами в фильме задействована во второстепенной роли, а персонажа, вдохновленного ею, играет Джейн Дэвенпорт.

А Натали обратила свой взор на молодого и очень красивого Марка Пореля, который был на восемь лет моложе её. Ален Делон считал его своим духовным сыном и достойным преемником на главные «молодые» роли во французском кино.

Развод Натали и Алена Делон был оформлен 14 февраля 1969 года. Франция была в шоке. Один из крупных журналов посчитал ситуацию настолько серьезной, чтобы не отреагировать: «Могут ли эти молодые женщины, представительницы эпохи противозачаточных таблеток, равенства и независимости, стать женами, как это предусмотрено традицией?» На наш взгляд, расставание Делонов нельзя назвать классическим разводом между кинозвездами. Мы полагаем, что проблема такая же, как скажем, между инженером и маркетологом». Натали, со своей стороны, не пускалась в социологические тезисы: «Феминистка? Нет, свободная. Я не выношу, когда парень мной командует. И я не покорная».

Натали с Марком Порелем и Миком Джаггером
Натали с Марком Порелем и Миком Джаггером

Увы, Марк Порель окунулся в наркотический ад и потянул за собой Натали, которая пристрастилась к героину. Энтони, которому было 14 лет, решил жить с отцом. Чудом она сумела избежать падения, и это был единственный раз в ее жизни, когда она позвала на помощь: «Ален, я умираю, ты должен помочь мне, ради Энтони». Ален Делон взял дело в свои руки. Он отвез бывшую жену в клинику в Швейцарии, дверь которой круглосуточно охраняли телохранители (один из друзей актрисы пытался пронести ей туда дозу). Ален Делон признался сыну: «Я знал, что твоя мать умрет, как и многие ее друзья, я не хотел, чтобы ты остался сиротой ». Что касается Натали, она всегда была благодарна бывшему мужу и признавалась сыну: «Папа был хорошим, ты знаешь, он мог бы забрать тебя у меня и оставить умирать, но он хотел, чтобы ты сохранил мать».

Марку Порелю повезло меньше. Наркотическая зависимость отразилась на его психическом здоровье, профессиональной жизни и, в конечном итоге, на самом его существовании. 15 августа 1983 году он умер в Касабланке в возрасте 34 лет от передозировки героина.

Интрижка с Ричардом Бёртоном

В 1972 году Натали Делон играла роль одной из восьми жен-жертв барона Курта фон Зеппера (Эрика, вторая жена барона, модель) в эротическом (невероятно пошлом) комедийном фильме ужасов Эдварда Дмитрыка (уважаемого режиссера в 1940-х и 1950-х годах) «Синяя борода». Барона Курта фон Зеппера играл Ричард Бёртон. Съёмки проходили в Будапеште. Натали снималась вместе с другими международными красавицами – Джоуи Хизертон, Вирна Лизи, Сибил Даннинг, Ракель Уэлч, Марилу Толо, Агостина Белли, Карин Шуберт. За исключением Ракель Уэлч, которая сыграла монахиню с амурным прошлым, у всех были сцены топлес.

-11

К 1972 году звезда Ричарда Бёртона клонилась к закату. Они с Элизабет были на пике взаимозависимости, всегда вместе 24/7… она сопровождала его на съемочную площадку каждый день и позволяла ему бесконтрольно пить. Но на съёмках «Синей бороды» её не было, поскольку она сама приступила к работе в фильме «Бессоница» в Риме. Пресса подняла невероятную шумиху вокруг Бёртона в окружении потрясающих полуобнаженных женщин и без надзора Элизабет. Тейлор поспешно заявила, что полностью уверена в своём Ричарде.

Его день начинался с бутылки водки и апельсинового сока, и к тому времени, как он появлялся на съемочной площадке «Синей бороды» двум помощникам приходилось нести его от «Роллс-Ройса» до гримерки. Он мог работать только несколько часов, затем возвращался в отель и продолжал пить остаток дня. Пьянство Бёртона тогда достигло небывало высокого уровня. Во время съемок умер его любимый старший брат Ивор Дженкинс, что повергло его в глубокую депрессию.

Однажды, когда снималась сцена с Ричардом Бёртоном и Натали Делон, повернув за угол, они скрылись из виду, бросив режиссера и съемочную группу. Конечно, Тейлор тут же узнала об этом от своих «хороших друзей», и устроила скандал, который сотряс все стены Будапешта.

В 5 утра Тейлор позвонила в отель и потребовала от Ричарда: «Убери эту женщину из моей постели!». Она вырвала у него признание об измене по телефону. Он умолял её принять его обратно, но Элизабет заставила его попотеть несколько дней. Когда она, наконец, смягчилась, он написал ей письмо, ссылаясь на заключённый тем утром договор между ними, что он будет меньше пить: «Дорогое дитя, как приятно снова оказаться дома, и спасибо, что ты меня снова приняла, но, как и Джордж Вашингтон, я не могу лгать, и я так трясся, что выпил пива. Это отвратительная штука, но она действительно помогла. Я советую тебе попробовать то же самое, если ты чувствуешь себя действительно дьявольски плохо, как я».
В Будапеште Элизабет Тейлор исполнилось 40 лет, и Бёртон устроил грандиозное празднование ее дня рождения. Однако из-за ее ревности ему пришлось отозвать приглашение прекрасным коллегам по фильму «Синяя борода». Ричард подарил ей сапфировое кольцо («Это для Натали», – сказала она, показывая его подруге) и увез ее в Вену, где они, по словам Ричарда, занялись «прекрасной любовью».

Кроме Ричарда Бёртона у Натали Делон был роман с американским певцом Эдди Фишером (отцом актрисы «Звездных войн» Кэрри Фишер), который тоже побывал в мужьях Элизабет Тейлор. Она также встречалась с Луи Малем, Рено Верле, Бобби Кизом, Франко Неро…

До начала 1980-х годов Натали Делон снялась примерно в тридцати фильмах, исполняя роли второго плана, включая «Армия теней» Жана-Пьера Мельвиля, «Доктор Джастис» Кристиана-Жака, «Верная женщина» Роже Вадима. Она появилась в фильме «Когда пробьёт восемь склянок» с Энтони Хопкинсом, «Монах» с Франко Неро.

Переезд в Америку

После съемок в фильме «Время каникул», где она играет роль матери подростка, Натали решает уехать: «Мне 35 лет, пришло время предложить мне роль матери, я такая по жизни, а не одна из тех утонченных роковых женщин, которых мне постоянно приходится играть. Нужно перевернуть страницы жизни и карьеры и я собираюсь уехать из Франции в США. На самом деле, я не знаю, буду ли я сниматься. Я отправляюсь навстречу приключениям, я собираюсь открыть новые двери и увидеть лица за ними!».

Она обосновалась не в Лос-Анджелесе, а недалеко от Прово, в вотчине Роберта Редфорда, курорте Сандэнс. Она уговорила его продать ей небольшой участок земли. В течение четырнадцати лет она жила там, посвящая себя писательству, катанию на лыжах, верховой езде и йоге. В Америке она сняла два фильма «Это называют случайностью» (1981) и «Сладкая ложь» (1988).

В течение пятнадцати лет (1978–1993) её партнером был Крис Блэквелл, основатель музыкального лейбла Island Records, открывший Боба Марли, с которым она проводила время в Нассау, Багамы.

Энтони Делон всегда занимал главное место в её жизни: «Он принес мне единственное, что меня волнует, и будет волновать всю мою жизнь, абсолютную страсть, которую я испытываю к нему». Она только однажды упомянула о боли от разлуки с дочерью: «Я получила оскорбительные письма после статьи, в которой я говорила об Энтони, а не о Натали, которой было 6 лет. Я не говорю о ней, потому что она уже достаточно взрослая и может читать газеты. Этот ребенок стал жертвой разногласий между мужчиной и женщиной. Я развелась очень рано и ничего не знала о законах. Да, я потеряла этого ребенка, отец был опекуном. Но когда я встречаюсь с ней, она для меня больше подружка, чем дочь».

Возвращение во Францию

В 2003 году Натали Делон вернулась во Францию. В 2006 году она опубликовала книгу воспоминаний «Не плачь, это несерьезно» (Pleure pas, c'est pas grave). В ней она рассказывает о своей карьере актрисы, браке с Аленом Делоном, о своем отношении к делу Марковича и наркотической зависимости. В книге она вспоминает знакомства с Бьянкой и Миком Джаггером, Луи Малем, Ричардом Бёртоном, Марком Порелем… и, конечно, отдаёт дань уважения Крису Блэквеллу.

В 2008 году она в последний раз появилась в кино, в фильме «Собачья ночь».

Натали Делон умерла в возрасте 79 лет в Париже 21 января 2021 года от рака поджелудочной железы.

-13

«Мне очень грустно. Мне всегда очень больно, когда уходят те, кого я любил», – сказал Ален Делон агентству Франс Пресс. «Натали была моей первой женой и единственной миссис Делон. Мы постоянно поддерживали связь. Мы часто виделись. Я был частью ее жизни, она была частью моей. Мы были вместе на Рождество. Мы сделали совместные фотографии, последние».

21 января 2023 года Ален Делон признался в вечной любови к бывшей жене, поделившись трогательным посланием: «С тобой у меня родился мой первый сын, Энтони, с тобой я понял, что страсть может быть бесконечной... Уже 2 года... Я скучаю по тебе, если бы ты только знала...».