Пантогематоген арктический и снадобья по древним рецептам ненцев начали производить в промышленных масштабах. Научная компания из Ненецкого автономного округа, получившая налоговые льготы как резидент Арктической зоны РФ, планирует поставки не только по России, но и в Китай. О том, как родился проект, рассказываем в статье.
Русский Север — край суровый, но щедрый на природные богатства. Здесь, среди бескрайней тундры Ненецкого автономного округа, где температура зимой опускается до -22°C, экономист Евгения Носова создала предприятие, которое меняет представление о рациональном природопользовании и возрождает вековые традиции северных народов. Используя то, что раньше считалось отходами оленеводства, она запустила производство уникальных биодобавок, которые вызывают ажиотаж за рубежом.
От диплома об экономике до экспериментов с кровью и пантами
«Я родилась и проживаю в Ненецком автономном округе. И хотя некоторые члены моей семьи по национальности ненцы, но в моем роду оленеводством не занимались», — рассказывает Евгения Александровна. Путь к созданию уникального предприятия начался в 2011 году, когда она, получив диплом Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета по специальности «Экономика на предприятии природопользования», вернулась в родной край и начала работать в Союзе оленеводов НАО.
«В шутку я называла себя "оленеводом-теоретиком"», — улыбается Евгения, вспоминая первые годы работы, когда она помогала оленеводческим хозяйствам, анализировала и решала проблемы отрасли.
В 2018 году был сделан следующий шаг — создание предприятия по переработке мяса оленины. Именно тогда пришло четкое понимание: олень используется не на 100%, популярны только его мясо и часть субпродуктов. А что происходит с остальным? Кровь, эндокринно-ферментное сырье, рога — всё это обычно утилизировалось или продавалось за копейки на корм животным. И здесь Евгения увидела не просто проблему, а возможность.
В 2024 году она начала работать в НПП «Натуральные продукты Арктики» и вникать в специфику нового производства. «Идея родилась на основе проблемы глобального характера — рационального природопользования, а именно полной (глубокой) переработки продуктов северного оленеводства», — подчеркивает предприниматель.
Что получается из того, что раньше выбрасывали?
Предприятие Евгении Носовой превращает то, что раньше считалось отходами, в ценные продукты для здоровья. Одно из главных достижений — создание Пантогематогена Арктического. Это дефибринированная кровь северного оленя с добавлением сиропа из северных ягод — продукт, который эффективно восполняет дефицит железа в организме.
«Пантогематоген в жидкой субстанции имеет специфический вкус, и не все готовы его употреблять из-за ярко выраженного вкуса крови. Поэтому родилась идея производства Пантогематогена в капсулах с сушеной кровью оленя», — объясняет Евгения.
Капсулы выпускаются в трех вариантах: классический, с исландским мхом и с черникой. Каждый компонент усиливает полезные свойства основного продукта. Например, мох исландский обладает успокоительным, отхаркивающим, антибактериальным действием, а черника богата антиоксидантами и является природным антисептиком.
Но кровь — это только начало. Из эндокринно-ферментного сырья, сердца, хвоста, сухожилий и рогов в сочетании с арктическими дикоросами компания создала девять составов сухих бальзамов под брендом «NAVATANA».
«Сухие бальзамы — это заготовка для приготовления в домашних условиях эликсира долголетия, здоровья, женской красоты и мужской силы», — говорит Евгения Александровна. Бальзамы созданы на основе традиционных рецептов жителей Крайнего Севера — ненцев в сочетании с современными научными исследованиями.
Древние рецепты в современной упаковке
Особую ценность продукции придает интеграция традиционных знаний и современных технологий. «В традиционную кухню ненцев всегда входила кровь оленя, которая богата микроэлементами, в том числе железом», — рассказывает Евгения. Однако реализовывать кровь в чистом виде невозможно из-за ограниченного срока годности. Поэтому компания использует современные технологии для переработки крови в пантогематоген жидкий с добавлением ягодного сиропа и сухую кровь в порошке или в капсулах.
В основе бальзамов — семейные рецепты, передаваемые из поколения в поколение, такие, как ненецкие лепешки и бульоны из костей оленя. «Производство бульонов основано на знаниях наших бабушек и дедушек», — с гордостью отмечает предприниматель.
Евгения с командой изучает уникальные свойства продуктов северного оленеводства, многие из которых давно известны коренным жителям Севера: «Панты и кровь северного оленя содержат биологически активные пептиды, аминокислоты и микроэлементы, которые обладают выраженными адаптогенными и регенерирующими свойствами. Они помогают организму приспосабливаться к суровым климатическим условиям и восстанавливаться после стрессов. Многие исследователи отмечают, что люди, живущие на Севере и регулярно употребляющие в пищу продукцию оленеводства, часто сохраняют хорошее здоровье и моложавый вид даже в преклонном возрасте».
Суровые вызовы Арктики
Запуск производства в условиях Крайнего Севера — это постоянная борьба с трудностями. «Основной проблемой является сложность сбора, хранения и транспортировки вторичных биологических ресурсов в тундре в период убоя и отсутствие экономически эффективной технологии их комплексной глубокой переработки», — делится Евгения.
Но географические сложности — не единственный вызов. Как признается предприниматель, одной из главных проблем стало продвижение необычной продукции: «Если для части населения нашего региона пантогематоген и растительные смеси еще понятны, то для остальной части России — это очень специфический продукт, который в понимании людей, возможно, является бесполезным».
По словам Евгении, за последние десятилетия была утрачена культура потребления натуральной продукции. «Необходимо поднимать культуру потребления пищевых добавок на основе природных компонентов на общероссийском уровне, чтобы уменьшить количество употребляемых препаратов с химическим составом», — уверена она.
В этом контексте особенно показателен пример Китая, где традиции использования натуральных адаптогенов не прерывались веками. Китайский рынок — один из самых перспективных для экспорта продукции из пантов и крови северного оленя. Там такие препараты считаются настоящими сокровищами для здоровья и долголетия, а цены на качественное сырье могут достигать астрономических значений. «Китайские партнеры проявляют огромный интерес к нашей продукции именно из-за её экологической чистоты и уникальных свойств арктического сырья. Для них продукты из Русской Арктики — это высшая категория качества, которая ценится наравне с легендарным женьшенем», — отмечает Евгения.
Резидент Арктической зоны РФ: господдержка как трамплин для развития
Важным фактором успеха стало резидентство в Арктической зоне РФ (АЗРФ) – крупнейшей специальной экономической зоне. Статус резидента АЗРФ позволяет получить существенные налоговые льготы и административную поддержку.
В списке преференций нулевые ставки по налогам на прибыль, землю и имущество на срок до 10 лет, сниженный тариф по УСН: «доходы» — от 1%, «доходы - расходы» — от 5%, компенсация страховых взносов на 75% от начислений, возможность получить землю без торгов, помощь с поиском финансирования, маркетинговое, кадровое и юридическое сопровождение. Курирует префрежим Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
Параллельно с этим компания ООО НПП «Натуральные продукты Арктики» заключила отдельное соглашение о научном сотрудничестве с Федеральным исследовательским центром Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН.
«В 2025 году в рамках этого партнерства начнутся исследования процессов модификации крови северного оленя и дикоросов, а также научная оценка функционально-технологических свойств сырья и биологической ценности разработанной продукции», — рассказывает Евгения с нескрываемой гордостью.
«В 2025 году начнутся исследования на предмет изучения процессов модификации крови северного оленя и дикоросов и научной оценки функционально-технологических свойств сырья и биологической ценности разработанного продукта», — рассказывает Евгения с нескрываемой гордостью.
Получить статус можно под проект с инвестициями от 1 млн рублей, подписав соглашение с КРДВ. Важно, что эксперты корпорации помогают со сбором необходимых документов и даже помогают оптимально настроить бизнес-план проекта. Подробнее про АЗРФ можно узнать на сайте КРДВ – там же оформляется заявка на получение статуса резидента.
Важно отметить, что КРДВ оказывает также маркетинговую поддержку продукта и в том числе даже помогает в выходе на международные рынки.
От отходов к гармонии: тройной эффект проекта
Проект Евгении Носовой решает сразу несколько важных задач. «Развивая глубокую переработку северного оленеводства, мы снижаем экологическую нагрузку (отходы перерабатываются), поддерживаем коренные малочисленные народы Севера, получаем полезный продукт массового потребления и экспортное сырье», — перечисляет предприниматель.
Особое внимание уделяется экологическому аспекту. «Мы делаем это для того, чтобы получить и переработать в коммерческих объемах ценные вторичные биоресурсы оленеводства. Сейчас это биологические отходы, требующие утилизации и загрязняющие тундру. Мы из них делаем ценный биологический ресурс», — объясняет Евгения.
Амбициозные планы: от Ненецкого округа до международных рынков
Сегодня компания активно расширяет сферу деятельности, с особым акцентом на перспективный китайский рынок. «В текущем году планируем сформировать пул поставщиков, получить патенты на технологию и начать переговоры с китайскими дистрибьюторами традиционной медицины. В 2026 году запустим выпуск товарной продукции из пищевого альбумина до 8 тонн в год и пройдем необходимую сертификацию для экспорта в Китай. К 2027 году выйдем на производство гидролизатов до 4 тонн в год и бульонов, а к 2028 году планируем достичь выручки не менее 200 млн рублей, из которых около 40% будет приходиться на экспорт в Китай», — делится амбициозными планами Евгения.
«Китайский рынок для нас стратегически важен, — продолжает она. — В Китае существует многовековая культура использования природных компонентов, схожих с нашими. Панты и кровь оленя там ценятся на вес золота и используются в традиционной медицине как высшая категория лекарственных средств. При этом китайские партнеры особо выделяют сырье из российской Арктики из-за его экологической чистоты и уникальных свойств. Нам уже поступали предварительные запросы от нескольких крупных китайских компаний, специализирующихся на традиционной медицине».
На вопрос о возможности масштабирования опыта предприниматель отвечает уверенно: «Проблема утилизации отходов после переработки мяса оленины стоит и в других регионах. В 2024 году у нас было общение с предприятиями-переработчиками мяса оленины ЯНАО, у которых есть большой интерес к технологии производства пантогематогена и сухой крови. С некоторыми из них мы планируем совместные проекты по выходу на рынок Китая, где спрос на такую продукцию в десятки раз превышает российский».
История Евгении Носовой и ее предприятия — яркий пример того, как традиции Севера, современные технологии и государственная поддержка могут создать уникальный бизнес-проект. Благодаря таким инициативам утрачивается меньше ценных ресурсов, экология становится чище, а люди получают доступ к натуральным продуктам для здоровья.
«Несмотря на, казалось бы, скудную природу Арктики, на самом деле Север богат растительным сырьем, не свойственным для других регионов, — подводит итог Евгения. — Пришло понимание, что можно приносить пользу людям, изготавливая уникальные продукты, и поддерживать экономику региона и страны в целом за счет 100% использования сырьевой базы».
Так, соединяя мудрость предков с современными подходами, сохраняя хрупкую экосистему Арктики и создавая новые возможности для местных жителей, проект Евгении Носовой становится не просто бизнесом, а настоящей философией жизни в гармонии с суровой, но щедрой северной природой.