Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Разразится ли война между Индией и Пакистаном?

Убийство 26 туристов в индийском Кашмире привело к яростному противостоянию, чреватому военным конфликтом, между Индией и Пакистаном – двумя ядерными державами.

Индийские спецподразделения на месте трагедии в Кашмире
Индийские спецподразделения на месте трагедии в Кашмире

Правительство Индии обвинило в трагедии Пакистан, поддерживающий мусульманское население штата в стремлении отделиться от светской Индии. Индия начала высылку пакистанских граждан, закрыла пограничный переход между двумя странами, и самое главное - приостановила действие договора о совместном использовании водных ресурсов. В открытое море вышел индийский военный флот. В столице Индии Дели и нескольких других городах вспыхнули антипакистанские протесты, что вызвало опасения по поводу разжигания антикашмирских и антимусульманских настроений.

В Индии регулярно происходят антимусульманские беспорядки
В Индии регулярно происходят антимусульманские беспорядки

Ответственность за резню взяла на себя малоизвестная группировка «Фронт сопротивления» (ФС), объяснив её возмущением приездом в Кашмир «чужаков», из-за которых в штате происходят «демографические изменения». «Фронт сопротивления» появился на горизонте правоохранительных органов Индии в 2019-м, объявив в Telegram о «новом этапе сопротивления коренных народов Кашмира», после чего отметился несколькими убийствами мирных жителей, не относящихся к мусульманскому большинству населения штата.

Индийская контрразведка считает, что ФС - это ответвление известной террористической исламистской группировки «Лашкар-э-Тайба» («Армия праведников»), которая стояла за смертоносными терактами в Мумбаи в 2008 г. и множеством менее резонансных акций.

Полиция Кашмира обнародовала имена трёх подозреваемых, причастных к нападению, двое из которых - граждане Пакистана. Как они были опознаны, полицейские не уточнили. Впрочем, в Индии мало кто сомневается в причастности Пакистана: вражда между бывшими частями Британской Индии продолжается с момента получения ими независимости в 1947 г., и главной точкой напряжения в ней является Кашмир – регион с мусульманским населением, но входящий в состав Индии. Кашмирский вопрос стал причиной трёх полномасштабных войн и десятков менее значительных вооружённых конфликтов. В Кашмире действуют вооружённые группировки, часть которых выступает за присоединение к Пакистану, другая борется на независимость. В Пакистане базируются и другие, не кашмирские, мусульманские вооружённые группировки, воюющие против Индии – такие, как «Индийские моджахеды». Индийские спецслужбы утверждают, что власти Пакистана оказывают помощь и немусульманским террористическим группировкам, в т.ч. коммунистам-«наксалитам», сикхским, ассамским и прочим сепаратистам.

В Индии уверены, что Пакистан помогает не только мусульманским экстремистам, но и другим индийским террористам – коммунистам и сепаратистам (на фото – партизаны-«наксалиты»)
В Индии уверены, что Пакистан помогает не только мусульманским экстремистам, но и другим индийским террористам – коммунистам и сепаратистам (на фото – партизаны-«наксалиты»)

С 2000-х гг. террористическая активность в Кашмире уменьшилась – в основном в результате концентрации там больших сил армии и полиции, но также благодаря бурному развитию туризма, дающего кашмирцам работу.

Для правительства Индии и лично премьер-министра Нарендры Моди теракт в Кашмире – это личное оскорбление: слишком много сил положено на достижение стабильности в мятежном штате, и слишком большие надежды возлагаются на кашмирский туризм.

Поэтому, помимо закрытия погранперехода, уменьшения дипломатических представительств и высылки пакистанцев, которых в Индии мало, Нью-Дели применил против Пакистан крайне болезненную меру – вышел из соглашения по использованию воды. Вся вода Пакистана – это речная система Инда, берущего начало в китайском Тибете, и стекающего вниз, через индийский Кашмир, в Пакистан. Договор о совместном использовании воды обеспечивал сохранение определённого объёма для Пакистана, который Индия обязывалась не забирать. Демографический рост и развитие экономики обеих стран увеличивают потребности в воде, в то время как уменьшение ледников Тибета и усиливающиеся засухи сокращают объём воды в Инде и его притоках.

Эксперты опасаются, что у премьер-министра Моди будет очень сильный соблазн нанести по Пакистану жестокий ответный удар, и вода может стать грозным оружием в его руках. Хотя есть и более традиционные методы: в 1999 г. индийская авиация разбомбила лагеря кашмирских повстанцев на пакистанской территории, заодно отбомбившись и по пакистанским военным; в 2019 г., в ответ на нападение боевиков на индийские войска, ВВС Индии вновь бомбили приграничные территории Пакистана.

Следует учитывать, что правительство Моди сформировано индуистами и националистами, считающими индийских мусульман и их покровителя – Пакистан своими врагами. Антимусульманские настроения формируют электоральную опору правления Моди, и ему будет трудно у них не пойти на поводу.

На митинге по поводу теракта в Кашмире Моди заявил: «Индия будет выявлять, отслеживать и наказывать каждого террориста, их кураторов и спонсоров. Мы будем преследовать их до конца света». Хотя о действиях на пакистанской территории премьер-министра прямо не сказал, его слова можно расценивать именно так.

Министр обороны Раджнатх Сингх пообещал «не только найти тех, кто совершил нападение, но и тех, кто вступил в сговор с целью совершения этого гнусного поступка на нашей земле», явно намекая на Пакистан. А дипломат Ашок Малик сказал, что действия Индии в отношении договора по реке Инд «повлекут за собой издержки для экономики Пакистана».

Опасность ядерного конфликта удерживает Индию и Пакистан от военной конфронтации
Опасность ядерного конфликта удерживает Индию и Пакистан от военной конфронтации

Власти Индии и Пакистана, и, что важнее, народы двух стран ненавидят друг друга, но, поскольку обе страны имеют ядерное оружие и средства доставки, они делают всё для избегания военного конфликта. Однако правительство Моди, испытывающее огромное общественное давление на с требованием жёсткого ответа, может пойти на ограниченную военную операцию наподобие «Каргильской войны» 1999 г., или на отвод воды из Инда, или на то и другое вместе. А это, в свою очередь, вызовет ураган негодования в Пакистане, где общество потребует примерно наказать «неверных». И тогда Нью-Дели и Исламабаду придётся приложить колоссальные усилия для того, чтобы избежать катастрофы, которой непременно закончится военное столкновение двух ядерных держав.

Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" t.me/...nez