Найти в Дзене
История живописи

Малоизвестный ученик Ивана Шишкина, достойный своего учителя

Как уже ясно из названия, сегодня я попытаюсь вам рассказать о подзабытом и малоизученном русском живописце, Семене Федоровиче Федорове (1867-1910). Долго я собирался с данной статьей, все пытаясь найти что-то новое в каких-либо источниках, но, увы, время летит, а находок всё так и нет. Поэтому, если вы вдруг, обладаете какими-то любопытными сведениями, да или просто какой-то информацией о художнике, то прошу написать об этом в комментариях. Я, в свою очередь, обязуюсь добавить эти данные в публикацию - такое вот потенциально коллективное творчество, но почему бы и нет, тем более что подобные прецеденты уже случались на канале, если любопытно - загляните в комментарии к этой статье: Но начнем с того, что у нас есть: родился будущий художник в крестьянской семье в 1867 году, а вот место его рождения уже покрыто мраком - данных нет. Изначально, как и многие другие живописцы XIX-го века, Федоров пошел по военной стезе, в ходе которой, однако, его устремления к живописи не пропали, и он за
"Дорога среди сосен", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Дорога среди сосен", С.Ф. Федоров. Частное собрание.

Как уже ясно из названия, сегодня я попытаюсь вам рассказать о подзабытом и малоизученном русском живописце, Семене Федоровиче Федорове (1867-1910). Долго я собирался с данной статьей, все пытаясь найти что-то новое в каких-либо источниках, но, увы, время летит, а находок всё так и нет. Поэтому, если вы вдруг, обладаете какими-то любопытными сведениями, да или просто какой-то информацией о художнике, то прошу написать об этом в комментариях. Я, в свою очередь, обязуюсь добавить эти данные в публикацию - такое вот потенциально коллективное творчество, но почему бы и нет, тем более что подобные прецеденты уже случались на канале, если любопытно - загляните в комментарии к этой статье:

Но начнем с того, что у нас есть: родился будущий художник в крестьянской семье в 1867 году, а вот место его рождения уже покрыто мраком - данных нет. Изначально, как и многие другие живописцы XIX-го века, Федоров пошел по военной стезе, в ходе которой, однако, его устремления к живописи не пропали, и он занимался художеством как любитель.

"Березы у пруда", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Березы у пруда", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Осенний лес", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Осенний лес", С.Ф. Федоров. Частное собрание.

Распространённая история в те времена, под нее можно даже подвести теорию, что служба могла определенным образом помогать будущим художникам, ведь армия в те далекие времена была весьма "подвижной" (если можно так выразиться) и с лихвой выдавала новые ощущения творческим людям. И речь идет не только о батальных сценах, в которых художник мог даже самолично участвовать (так было, к примеру, с В.В. Верещагиным), но и о перемене мест дислокации, которые часто вели к новому зрительному и поведенческому опыту. Все же не нужно забывать, что творческим людям всегда нужна определенная "подпитка", подобно большой реке, питающейся от множества ручьев и речек.

"Пейзаж с рекой", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Пейзаж с рекой", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Пейзаж с рекой в вечернем свете", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Пейзаж с рекой в вечернем свете", С.Ф. Федоров. Частное собрание.

Однако же вернемся от пространных рассуждений к герою сегодняшнего повествования. Именно в действующей армии рисунки Федорова заметил известный знаток и покровитель искусства, а также (что имело определяющее значение в те времена) представитель царствующего дома Романовых. Речь идет, как вы возможно уже догадались, о Великом князе Владимире Александровиче, президенте Академии художеств. Его имя часто "всплывает" в рассказах о художниках второй половины XIX века, что несомненно говорит о влиянии князя на судьбы живописцев того времени.

Именно по настоянию великого князя, Федоров получает отставку из армии с тем, чтобы всецело посвятить себя художественному творчеству. Этот факт упоминается во всех статьях, рассказывающих о судьбе живописца, хотя кое-где и утверждается, что это, возможно, легенда, пусть и весьма укоренившаяся в источниках. Бесспорно известно то, что в Академии художеств, куда Федоров сразу же поступил после отставки, он обучался у Ивана Шишкина - и это, что называется, видно невооруженным взглядом, достаточно просто рассмотреть некоторые из работ малоизвестного (или малоизученного) живописца.

"Лесной пейзаж", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Лесной пейзаж", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Пейзаж", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Пейзаж", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Летний пейзаж с рекой", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Летний пейзаж с рекой", С.Ф. Федоров. Частное собрание.

Вторым художником, повлиявшим на Федорова, был Юлий Юльевич Клевер, мастерские которого живописец тоже посещал и в которых обучался, как утверждают все те же немногочисленные источники. На мой взгляд, влияние Клевера уже не столь бесспорно, как воздействие магии "лесного царя" на Семена Федорова. Впрочем, судите сами, раз данных в статье не так уж много, то я хотя бы постараюсь показать как можно больше картин героя сегодняшнего повествования, и, надеюсь, читатель это оценит.

"Осенний пейзаж", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Осенний пейзаж", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Путь в лес", С.Ф. Федоров. Частное собрание. Мое название, ибо данное на аукционе "в лесу" - мне кажется неуместным в данном случае.
"Путь в лес", С.Ф. Федоров. Частное собрание. Мое название, ибо данное на аукционе "в лесу" - мне кажется неуместным в данном случае.
"Закат (Пейзаж с речушкой и избушкой)", С.Ф. Федоров, конец XIX в. Частное собрание.
"Закат (Пейзаж с речушкой и избушкой)", С.Ф. Федоров, конец XIX в. Частное собрание.

Хотя, как оказалось, мое мнение не разделяют специалисты, причем и те, кто находятся, скажем так, в "теневой" живописи... О чем это автор - задастся вопросом читатель? Речь идет о подделках (или, точнее, переделках) живописных произведений - известны случаи, когда подпись "С.Ѳедоровъ" закрашивалась на полотнах и вместо нее появлялась "Ю.Клеверъ" - очевидно с подписью мастера кровавых закатов картину продать было значительно проще... Специалисты выявляют подобные подделки в том числе используя инфракрасный метод исследования полотен, в одной из давнишних статей я вам рассказывал о другой "находке" с помощью этой технологии:

"Закат в зимнем лесу", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Закат в зимнем лесу", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Осеннее утро. Лесная речка", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Осеннее утро. Лесная речка", С.Ф. Федоров. Частное собрание.

На рубеже веков к Федорову наконец приходит известность: его работы появляются на академических выставках, а репродукции его картин публикуются на открытках и в популярных журналах того времени "Нива" и "Родина". Однако же сия известность относительна, потому как публикаций о судьбе художника или каких-либо интервью (подобных этому, к примеру) с ним я, к сожалению, так и не обнаружил.

Единственное, что в этой истории радует, что до нас дошло немало его живописных произведений. И если мы не можем узнать больше о судьбе живописца (по крайней мере, пока что), то хотя бы мы можем оценить его художественное наследие, а это для мастера, наверное, даже важнее.

"Лесной пейзаж", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Лесной пейзаж", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Лесной пейзаж с ручьем", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Лесной пейзаж с ручьем", С.Ф. Федоров. Частное собрание.

Прежде всего, Семен Федоров, был мастером пейзажа, соединившим в своем творчестве наследие своих учителей вместе со своим художественным воззрением. Такого же мнения придерживаются и искусствоведы:

Семен Федорович унаследовал от Шишкина точность рисунка и внимание к деталям, а влияние Клевера особенно заметно в ранних работах мастера, где чувствуется романтическая мягкость и акцент на световых эффектах. Со временем он выработал собственную манеру, характеризующуюся легкостью кисти, свободой мазка, яркой палитрой и большей торжественностью композиций, что заметно в более поздних работах живописца начала XX века.

От себя добавлю, что леса Федорова тихи и приветливы, его пейзажи спокойны и лиричны, прямо как размеренное течение времени где-то в русской глубинке в те далекие времена...

"Лесной пейзаж с ручьем", С.Ф. Федоров, 1900-е. Частное собрание.
"Лесной пейзаж с ручьем", С.Ф. Федоров, 1900-е. Частное собрание.

В этом свете неудивительно, что художник умирает в начале постепенно разгорающегося российского лихолетья. Источники скупо фиксируют для нас участие живописца в Русско-японской войне 1904-1905 годов, где он был тяжело ранен. Вполне реальные события, ведь начиналась взрослая жизнь Федорова как военного, а с увольнением в запас он получил лишь краткую передышку на творчество. В ходе этого перерыва он успел ярко блеснуть на небосводе русской живописи, чтобы затем быстро угаснуть в результате военных действий. Но не сразу, как это было с баталистом Василием Верещагиным, а позднее, в 1910-м году, когда он скончался в Нижнем Новгороде от "полученных на войне ран".

Этот тезис хотелось бы проверить, но пока что мои поиски не увенчались успехом, о чем я уже сообщал вам неоднократно в ходе статьи. Но однажды хотелось бы вернуться к судьбе столь незаурядного художника, коим без сомнения был Семен Федорович Федоров.

 "Дом на берегу реки", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Дом на берегу реки", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Пейзаж с рекой", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Пейзаж с рекой", С.Ф. Федоров. Частное собрание.
"Летний пейзаж с соснами", С.Ф. Федоров, 1900. Русский центр искусства, Калининград.
"Летний пейзаж с соснами", С.Ф. Федоров, 1900. Русский центр искусства, Калининград.

Посмертная выставка работ художника состоялась в Петербурге в год его смерти, на ней было представлено (судя по каталогу) 73 картины Федорова. Отмечается, что в отзывах критики высоко оценивали мастерство усопшего, сравнивая (или даже приравнивая) его с мэтрами русской пейзажной живописи.

Впрочем, хотелось бы увидеть эти отзывы и показать выдержки из них вам - тогда картина была бы более полной и достоверной. Но год ведь нам известен, осталось теперь только провести соответствующие изыскания, хотя, признаюсь вам, это может звучать просто, а по факту бывает совсем не так... Однако же именно в подобных (посмертных) статьях зачастую приводятся интересные факты из жизни живописцев, конечно если они вообще были известны его современникам.

Напоследок давайте вместе внимательно рассмотрим финальную картину сегодняшнего повествования:

"Пейзаж с рыбаком", С.Ф. Федоров, 1910. Частное собрание.
"Пейзаж с рыбаком", С.Ф. Федоров, 1910. Частное собрание.

Данный пейзаж - редкий в творческом наследии художника, потому как он не просто датирован последним годом его жизни, но еще и указана конкретная дата создания - 26 июля. Это делает картину достоверно одной из последних, созданных Федоровым. Вглядитесь в мерное течение небольшой речушки, в эту лирическую картину деревенского бытия... О чем думал художник, когда на склоне своей жизни создавал ее? Страдал ли он от перенесенных ран или, быть может, чувствовал, что его жизнь как эта река подходит к повороту, за которым неясно что будет?.. А может, он просто хотел спокойствия и уединения?..

Обо всем об этом мы можем только лишь строить догадки, мой же рассказ подходит к концу. Надеюсь, что сегодня вам было интересно и вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях. И до новых встреч на канале "История живописи".