Джефф Уолл — канадский фотограф, известный своими крупноформатными, тщательно инсценированными изображениями, сочетающими в себе элементы живописи, кино и концептуального искусства. Уолл стал ключевой фигурой так называемой "Ванкуверской школы" и оказал значительное влияние на развитие современной фотографии.
Фотография как инсценировка
Уолл называет свой подход "кинематографической фотографией", подчеркивая, что его работы — это не спонтанные снимки, а результат длительной подготовки и постановки. Он тщательно разрабатывает композицию, освещение и детали сцены, чтобы создать изображение, которое выглядит как случайный момент, но на самом деле является продуктом сложного творческого процесса. Такой подход позволяет ему исследовать границы между реальностью и вымыслом, документальным и художественным.
Диалог с историей искусства
Многие работы Уолла отсылают к произведениям классической живописи. Например, его фотография "Picture for Women" (1979) является современной интерпретацией картины Эдуарда Мане "Бар в «Фоли-Бержер»", где художник исследует темы взгляда, отражения и роли женщины в искусстве. Таким образом, Уолл вступает в диалог с историей искусства, переосмысливая классические сюжеты в контексте современной культуры.
Социальные и политические темы
Уолл часто обращается к социальным и политическим вопросам. В работе "Mimic" (1982) он изображает сцену расового конфликта на улице, подчеркивает напряженность и предвзятость в обществе.
Технические инновации
Уолл был одним из первых, кто начал использовать световые короба для демонстрации фотографий, придавая им яркость и насыщенность, напоминающую рекламные щиты. Он также активно использует цифровые технологии для создания сложных композиций, объединяя множество изображений в одно целое. Это позволяет ему достигать высокой степени реализма и детализации, усиливая воздействие своих работ на зрителя.
Место имеет решающее значение для мощи работ Уолла. Неровная земля в калифорнийской пустыне - и его плотный урожай - создает нужный эффект в этой группировке персонажей, добавляет эмоциональное напряжение:
"Это одна из моих самых серьезных картин".
Эта аллегорическая фигура сгорбленного человека в сапогах и мече, сидящего на странной колонне блоков бриза и бревен, ссылается на одноименный шедевр Родена и рисунок Альбрехта Дюрера, сделанный для нереализованного памятника. Уолл описывает своего Мыслителя как пример «некоторой сложной проблемы».
Уолл родился и вырос в Ванкувере, Канада. Изучая историю искусства в Университете Британской Колумбии в 1960-х годах, он заинтересовался экспериментальной сценой Ванкувера и сам научился фотографии, видя в ней лучший инструмент для выражения своих концептуальных идей. Он получил степень бакалавра искусств в 1968 году и степень магистра искусств в том же университете в 1970 году. С 1970 по 1973 год он учился в аспирантуре в Институте Курто Лондонского университета.
В 1974 году принял свою первую преподавательскую должность в Колледже искусств и дизайна Новой Шотландии в Галифаксе, затем преподавал в Университете Саймона Фрейзера, Ванкувер, 1976-87, и с 1987 года в Университете Британской Колумбии. Ранние групповые выставки включают в себя выставки 1969 года в Художественном музее Сиэтла, Вашингтоне и Ванкуверской художественной галерее, а также новое множественное искусство в художественной галерее Уайтчапел в Лондоне в 1970 году.
Его первая выставка с одним человеком состоялась в галерее Nova в Ванкувере в 1978 году. Другие персональные выставки были проведены в Институте современного искусства в Лондоне в 1984 году и в Музее современного искусства в Чикаго, в 1995 году, который в 1995-6 годах гастролировал в Jeu de Paume, Париж, Хельсинкский музей современного искусства и Художественная галерея Whitechapel в Лондоне.