Ура, я добралась до пятого фильма бондианы. Там много любопытного.
«Живёшь только дважды». 5-й фильм бондианы. Великобритания, 1967. Режиссёр Льюис Гилберт.
Сюжет: американский космический корабль похищен прямо из космоса. Виноват якобы СССР, но на деле следы похитителей ведут в Японию. Конечно, и корабль украл, и часовню развалил зловещий «Спектр». Объединившись с японской разведкой, Бонд предотвращает новую мировую войну.
В роли Бонда: Шон Коннери.
Главный злодей: номер Первый.
Девушка Бонда: Кисси Судзуки, сотрудница японской разведки (Миэ Хама).
Локации: Япония.
Культовые сцены: вертолётная битва, яд на нитке, перехват корабля.
Саундтрек: Nancy Sinatra, You Only Live Twice.
Первое впечатление от (пересмотра) фильма – караул устал. Я о Коннери. Костюм суперагента явно стал тесен: артист сообщил публично, что ему хочется ролей посерьёзнее, не беготни с пистолетиком и бокалом мартини. Съёмки в Японии грозили растянуться в бесконечность, режиссёр ссорился с продюсерами, продюсеры – с принимающей стороной, японские актрисы отказывались сниматься в бикини и не говорили по-английски, а папарацци подкарауливали Коннери в туалете. Неудивительно, что половину фильма он ходит с лицом человека, которого прищемили дверью.
Вообще в «Живёшь только дважды» происходит то, что я бы торжественно назвала Первым кризисом бондианы. С одной стороны, правила игры, придуманные Зальцманом и Брокколи, работали (несколько ложных финалов + экзотические локации + девушка Бонда + злодей с подручным и т. д.). Фильмы становились масштабнее и ярче от серии к серии: на один искусственный вулкан в «Живёшь» потрачено больше, чем на всего «Доктора Ноу». Сценаристом вообще наняли писателя Роальда Даля – папу гремлинов и Чарли с шоколадной фабрикой. С другой стороны, на этом фоне, который стал пестрее ковра, сам Бонд потускнел. Или наоборот, забронзовел. Кризис разрешится в следующем фильме, а вот что в этом.
Во-первых, «Живёшь только дважды» – полностью японская серия: одной-единственной стране уделено практически всё экранное время. Кимоно, подпольной школы ниндзя, разбивающих головами арбузы, и борцов сумо создателям показалось мало. Под японца по сюжету замаскировали самого Бонда, снабдив паричком и эпикантусом (отклеивающимся, слава Будде). Коннери сутулится, некрасиво двигает бровями и похож на очень пожилого члена партии аграриев – минус сто по шкале сексапила. Порочную практику «одна серия – одна страна» развернули и тут же свернули, сообразив, что стран не хватит и вообще монотонно.
Во-вторых, реальное космическое противостояние СССР и США в зеркале бондианы отразилось так, что это надо видеть. Шварценеггера в «Красной жаре» как стоячего обходит безымянный советский военнослужащий с мясистым, потеющим от натуги лицом. «Один, два, три, вжигание!» – кричит он, и ракета взмывает ввысь на фоне байконуровских пальм.
В-третьих, главной сенсацией «Живёшь» стал номер Первый, культовый злодей бондианы. В предыдущих сериях фигурировали только рука с безвкусным перстнем и белый ангорский кот, а тут зрителя потомили сначала любимой игрушкой мэтра – бассейном с пираньями, снова руками, и наконец он явил миру лысую голову и френчик в стиле Мао. Эрнст Ставро Блофельд, глава преступной организации «Спектр». Образ оказался настолько липким, что был спародирован множество раз, от «Остина Пауэрса» и «Бриллиантовой руки» до кучи фильмов попроще.
Лирические дела Бонда в этом фильме несколько скучны. Единственная возражающая 007 злодейка Хельга Брандт сливается с обоями, а две кроткие японки взаимозаменяемы до анекдота – наградить их симулякрами характеров никто не потрудился. Зато в пятой части Бонд впервые женится (пока только фиктивно). Товарищ обещает ему «невесту, лицом похожую на свинью», что довольно отвратительно, как и многочисленные барышни, трущие в бане мужские спины.
В отношениях Бонда и Кулибина-Q – без изменений: один ворчит, другой портит казённое имущество. Переплюнуть самовзлетающий ранец из прошлой серии непросто, но Q попробовал. Крошечный открытый вертолётик с гранатомётами и ракетами класса «воздух-воздух» выглядит безумно, но, оказывается, существует в реальности (только без гранатомётов) и называется неаппетитным словом автожир. Бонду, на мой вкус, сооружение оказалось не к лицу: второй раз за серию он выглядит слишком забавно, чтобы оставаться привлекательным.
Чего у «Живёшь только дважды» не отнять, так это зрелищности. Перехват ракет в космосе и логово Блофельда в вулкане сегодня смотрятся трогательно и комично, хотя всё равно притягивают внимание, а сцена с капающим с нитки ядом до сих пор хороша.
А вы смотрели пятую часть бондианы? В шестой нас ждёт уже другой Бонд.