Найти в Дзене

9 актёров СССР, которые упустили шанс сыграть в шедеврах советского кино

Оглавление

За каждым культовым фильмом скрывается невидимая история — дорога возможностей, по которой не прошли те, кому она предназначалась изначально.

Что двигало актерами, когда они закрывали дверь перед ролями, впоследствии ставшими легендарными? Творческое несогласие, интуиция, случайность или просто стечение обстоятельств?

Десять историй, собранных в этой статье, не просто раскрывают закулисье кинопроцесса — они предлагают взглянуть на знакомые с детства фильмы через призму «что если бы...»

Вместо общеизвестных сплетен вы узнаете проверенную информацию, разрушающую некоторые устоявшиеся мифы и раскрывающую новые, ранее не обсуждавшиеся детали кастинга советских киношедевров.

Юрий Никулин: как царская корона рассорила с Гайдаем

Представьте на минуту: Иван Грозный с узнаваемой никулинской улыбкой! Именно таким мог быть один из самых любимых советских фильмов. Ведь Леонид Гайдай изначально видел в роли царя Иоанна Васильевича именно Юрия Никулина — своего талисмана и любимого актера.

Но что-то пошло не так, и Никулин, снявшийся почти во всех хитах Гайдая, неожиданно отказался. Причин было несколько и они открывают нам неожиданный портрет артиста — гораздо более расчетливого и дальновидного, чем его простодушные киногерои.

Первая причина — традиционная занятость в цирке. Правда, это не помешало Никулину блистательно сыграть в «Бриллиантовой руке».

Вторая — странное ощущение дежавю: «Кажется, я это уже где-то играл. Но решающим аргументом стала невероятно проницательная оценка рисков: «Это же Булгаков, комедию положат на полку! Не хочу тратить год жизни на фильм, который никто не увидит».

Удивительное предвидение для 1973 года! Хотя сценарий и был адаптирован под советские реалии, риск действительно существовал.

Однако отказ Никулина дорого обошелся их дружбе с Гайдаем. Режиссер такого «предательства» не простил и больше никогда не приглашал актера в свои проекты. А роль царя блистательно исполнил Юрий Яковлев.

Юрий Никулин / Юрий Яковлев
Юрий Никулин / Юрий Яковлев

Решимся на киноересь: может, образ Ивана Грозного от Никулина был бы даже лучше? Делитесь в комментариях!

Олег Даль: когда «Экипаж» остался без перфекциониста

В мире советского кино Олег Даль был явлением уникальным. Не режиссеры требовали от него идеальной игры, а он от них — безупречных декораций и сценария. Именно этот перфекционизм и стал причиной отказа.

Когда Александр Митта пригласил Даля на роль бортмеханика Скворцова в первый советский фильм-катастрофу «Экипаж», казалось, что лучшего кандидата не найти.

Съемки начались, но... недолго музыка играла. Олег Иванович увидел декорации кабины пилотов и его профессиональная щепетильность не выдержала: «Неправдоподобно!»

Через пару месяцев на стол режиссера легло заявление об уходе. Официальная версия — плохое самочувствие. Увы, это не было отговоркой. Здоровье актера действительно стремительно ухудшалось, и через пару лет его не стало.

Олег Даль / Леонид Филатов
Олег Даль / Леонид Филатов

Роль досталась Леониду Филатову и сегодня невозможно представить в образе обаятельного Игоря Скворцова кого-то другого. Но всё же... каким был бы этот персонаж в исполнении Даля, с его нервной энергетикой и интеллектуальной глубиной?

Андрей Мягков: когда семейный пакет не сработал

Можете представить «Большую перемену» с Андреем Мягковым в роли застенчивого учителя истории? Режиссер Алексей Коренев не просто мог — он этого страстно желал!

Особенно учитывая, что другой кандидат, Михаил Кононов, смотрел на проект с плохо скрываемым скепсисом, считая сюжет надуманным, а фильм — проходным.

Казалось бы, дело в шляпе — после триумфа в «Иронии судьбы» Мягков был на вершине популярности. Однако актер выдвинул условие, ставшее камнем преткновения: его супруга Анастасия Вознесенская должна сыграть учительницу литературы Светлану Афанасьевну.

Семейный пакет не прошел — Коренев не увидел в Вознесенской ту самую училку, которая покорит сердце Нестора. А Мягков оказался непреклонен: или вместе с женой, или никак.

Парадоксально, но его отказ стал счастливым билетом для изначально сомневавшегося Кононова. Роль Нестора Северова принесла ему всенародную любовь и стала визитной карточкой на долгие годы.

Андрей Мягков / Михаил Кононов
Андрей Мягков / Михаил Кононов

Кстати, а вы знали, что Мягков и Вознесенская прожили вместе 58 лет? Может, его принципиальность в этом вопросе говорит о настоящей любви, которая оказалась важнее роли? Что думаете?

Анастасия Вертинская: когда Мэри Поппинс показалась «странной»

Представьте альтернативную вселенную, где легендарная няня-волшебница говорит голосом Ассоль и Офелии! Именно такой могла стать музыкальная сказка «Мэри Поппинс, до свидания», если бы изначальные планы режиссера Леонида Квинихидзе воплотились в жизнь.

Анастасия Вертинская, покорившая сердца зрителей своими утонченными, почти неземными героинями, была официально утверждена на роль сказочной гувернантки.

Более того — съемки с ее участием уже начались! Но внезапно процесс застопорился по самой неожиданной причине: Вертинская... не поняла свою героиню.

«Странная женщина» — вынесла вердикт актриса с присущей ей прямотой. Но настоящим камнем преткновения стала музыка Максима Дунаевского и песни, которые предстояло исполнять.

«Они не совпадают с тем, что я собиралась играть» — заявила Анастасия Александровна и... покинула проект.

Анастасия Вертинская / Наталья Андрейченко
Анастасия Вертинская / Наталья Андрейченко

Сегодня сложно представить кого-то другого в этой роли кроме Натальи Андрейченко, экстренно призванной заменить капризную звезду.

Юрий Соломин: когда театр важнее кинославы

Иногда между двумя призваниями приходится выбирать, даже если одно из них сулит всесоюзную славу. Перед таким выбором оказался и Юрий Соломин, когда режиссер Владимир Басов предложил ему главную роль в шпионском блокбастере «Щит и меч».

Представляете? Роль легендарного разведчика Александра Белова, проникающего в логово врага, могла достаться не Станиславу Любшину, а элегантному Соломину!

Однако Юрий Мефодьевич выбрал верность своему театральному дому, сославшись на занятость в Малом театре. Сегодня такой выбор кажется почти невероятным — отказаться от главной роли в потенциальном блокбастере ради театральных подмостков?

Как показало время, интуиция подвела актера. «Щит и меч» стал настоящим феноменом — лидером проката 1968 года. Только первую серию «Без права быть собой» посмотрели 68,3 миллиона зрителей!

Юрий Соломин / Станислав Любшин
Юрий Соломин / Станислав Любшин

Есть ли в фильмографии Соломина роль, сопоставимая по масштабу с упущенным Беловым? Пожалуй, только адъютант его превосходительства или Дерсу Узала могут претендовать на такую же культовость.

Но кто знает — может, сыграй он Белова, мы бы никогда не увидели его в этих легендарных образах?

Иннокентий Смоктуновский: когда датский принц победил русского князя

«Быть князем Болконским или не быть?» — такой вопрос стоял перед Иннокентием Смоктуновским в середине 60-х. И великий актер сделал выбор, заставив многих недоумевать. Он отказался от роли в грандиозной эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» ради... Гамлета.

Решение, которое сегодня кажется почти немыслимым! Ведь «Война и мир» — не просто фильм, а культурное явление мирового масштаба.

Колоссальный проект с бюджетом в 29 миллионов рублей, получивший «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Роль князя Андрея досталась Вячеславу Тихонову, который, впрочем, не считал её своим главным достижением. До конца жизни актер утверждал, что его лучшая работа — Матвей Морозов в «Дело было в Пенькове».

Впрочем, зрители решили иначе, полюбив и запомнив его именно как благородного князя.

Иннокентий Смоктуновский / Вячеслав Тихонов
Иннокентий Смоктуновский / Вячеслав Тихонов

А Смоктуновский? Его Гамлет стал легендарным, но это не помешало актеру позже с сожалением говорить об упущенной возможности сыграть в шедевре Толстого. Но разве мог он знать, что фильм, от которого он отказался, войдет в историю как самая дорогая и масштабная советская картина?

Всеволод Санаев: когда партбилет оказался важнее шпионского триллера

1971 год, режиссер Татьяна Лиознова готовится к съемкам легендарного сериала «Семнадцать мгновений весны». На роль хитрого и зловещего шефа гестапо Генриха Мюллера она приглашает... уважаемого Всеволода Санаева!

59-летний актер, к тому времени уже получивший признание в ролях добропорядочных советских граждан, оказался перед непростым выбором. Роль нацистского офицера могла стать одной из самых ярких в его карьере, но... партийная совесть взяла верх.

Будучи секретарем партийной организации «Мосфильма», Санаев счел неэтичным примерить на себя форму с нацистской символикой. Вряд ли это решение было легким.

Всеволод Санае / Леонид Броневой
Всеволод Санае / Леонид Броневой

Роль досталась Леониду Броневому, для которого образ хладнокровного гестаповца стал настоящей визитной карточкой. Парадоксально, но благодаря его гениальной игре персонаж приобрел многогранность и даже определенную симпатичность, по крайней мере, у советских зрителей.

Юрий Чернов: когда училище важнее «Белого солнца»

«Гюльчатай, открой личико!» — эту фразу из легендарного «Белого солнца пустыни» мог произносить совсем другой актер. Трагикомичная роль простодушного красноармейца Петрухи изначально предназначалась Юрию Чернову, а не Николаю Годовикову!

Отказ Чернова можно поставить в один ряд с промахами Купченко и Тереховой по масштабу упущенной возможности. Но не будем строги к молодому артисту — контекст того времени многое объясняет.

В 1969 году «Белое солнце пустыни» вовсе не выглядело будущим шедевром. Более того, фильм Владимира Мотыля считался второсортным, киностудия несколько раз пыталась вообще закрыть проект, а все ресурсы «Мосфильма» были брошены на эпопею «Освобождение».

Учащийся московского циркового училища Юрий Чернов стоял перед выбором: рискнуть образованием ради сомнительного фильма или сохранить место в престижном учебном заведении. Он выбрал второе, опасаясь отчисления за несанкционированные съемки.

Юрий Чернов / Николай Годовиков
Юрий Чернов / Николай Годовиков

«Сомнительный» фильм стал культовым, вошел в золотой фонд отечественного кинематографа и даже... стал талисманом российских космонавтов! А роль Петрухи, которая досталась непрофессиональному актеру Николаю Годовикову, вошла в историю кино, став его счастливым билетом.

Ирина Купченко и Маргарита Терехова: как две звезды упустили «Оскар»

Пожалуй, это самые драматичные отказы в нашем списке. Обе блистательные актрисы последовательно отвергли роль Кати Тихомировой в «Москва слезам не верит» — фильме, который посмотрели 84 миллиона зрителей.

Купченко сочла сценарий неправдоподобным: «Как провинциалка может стать директором комбината?» — недоумевала актриса. А Терехова и вовсе поставила диагноз будущему шедевру: «Дешевая мелодрама».

К тому же ее смущал «неопытный» режиссер Владимир Меньшов, а параллельно поступило предложение сыграть Миледи в «Д'Артаньян и три мушкетера».

Ирина Купченко / Маргарита Терехова
Ирина Купченко / Маргарита Терехова

Да, у обеих актрис в фильмографии есть глубокие, психологически сложные роли. Но давайте смотреть правде в глаза: ни у Купченко, ни у Тереховой нет картины такого масштаба, как «Москва слезам не верит». В истории советского кино с ней могут соперничать всего 2-3 фильма!

В итоге роль досталась Вере Алентовой, для которой образ Кати стал определяющим в карьере.

-10

А мы можем только гадать: какой была бы Катя Тихомирова в исполнении утонченной интеллектуалки Купченко или экспрессивной, загадочной Тереховой?

Парадоксально, но многие фильмы стали культовыми именно благодаря «вторым» кандидатам, попавшим на роли волей случая.

А вы как считаете, стали бы такими же культовыми фильмы если бы в них снялись изначально планировавшиеся актеры?