Найти в Дзене
Всеволод Алипов

Критик-разрушитель

Критик-разрушитель Вальтер Беньямин о художественной критике и романе «Идиот» Достоевского Философ и литературовед Вальтер Беньямин в своей диссертации, посвящённой художественной критике немецкого романтизма, выдвинул три ключевых тезиса: идею творческого разрушения культурного объекта как предпосылки любой критики; необходимость поиска истины в произведении; представление о критической работе как отдельном, независимом виде творчества. Критика, по мнению Беньямина, — это завершающая точка и абсолютизация произведения. Она противоречива. Критика атакует и деконструирует форму произведения. Но она разрушает, чтобы созидать. Беньямин сравнивает её с химическим веществом, которое, вступая в реакцию с другим веществом, разлагает его и выявляет внутреннюю природу. Задача критики состоит в том, чтобы очистить произведение от мифических элементов и дать представление об истине. Критика Беньямина никогда не была простой интерпретацией или оценкой — у неё всегда был искупительный характер.

Критик-разрушитель

Вальтер Беньямин о художественной критике и романе «Идиот» Достоевского

Философ и литературовед Вальтер Беньямин в своей диссертации, посвящённой художественной критике немецкого романтизма, выдвинул три ключевых тезиса: идею творческого разрушения культурного объекта как предпосылки любой критики; необходимость поиска истины в произведении; представление о критической работе как отдельном, независимом виде творчества.

Критика, по мнению Беньямина, — это завершающая точка и абсолютизация произведения. Она противоречива. Критика атакует и деконструирует форму произведения. Но она разрушает, чтобы созидать. Беньямин сравнивает её с химическим веществом, которое, вступая в реакцию с другим веществом, разлагает его и выявляет внутреннюю природу.

Задача критики состоит в том, чтобы очистить произведение от мифических элементов и дать представление об истине. Критика Беньямина никогда не была простой интерпретацией или оценкой — у неё всегда был искупительный характер. Она «уничтожала» свой объект, чтобы добраться до истины.

Критический метод Беньямина хорошо раскрыт в его коротком эссе «”Идиот” Достоевского». В самом начале эссе он заявляет, что главная цель Достоевского была в том, чтобы показать судьбы мира через судьбу своего народа. Беньямин считает подход к роману с точки зрения психологии персонажей поверхностным. Психология — лишь оболочка, «в которой из огненной протоплазмы национального возникает в ходе преображения чисто человеческое».

Весь сюжет романа представляет собой короткий эпизод из жизни главного героя, князя Мышкина, в России. События до и после этого эпизода проходят за границей. «Его российская жизнь проступает из мрака времени, проведённого на чужбине, словно видимая полоса спектра из темноты».

Жизнь Мышкина, как человека болезненного и никчёмного, протекает бессмысленно, не принося никакой пользы ни ему самому, ни другим персонажам. Все события книги так или иначе воздействуют на главного героя, но происходит это будто само по себе, без чьей-либо воли.

И эта эпизодичность, отсутствие продолжительности, по мнению Беньямина, наделяет жизнь Мышкина и людей в его окружении бессмертием. Главный признак бессмертной жизни заключается в том, что её нельзя забыть. Поэтому беспамятство князя в конце книги — символ незабвенности его жизни. Ведь Мышкина навещают другие люди, которые всегда будут нести на себе её отпечаток.

А бессмертность, в свою очередь, выражается словом «молодость». Достоевский, в представлении Беньямина, сокрушается о том, что Россия не может впитать в себя свою собственную бессмертную жизнь через людей, в которых бьётся её молодое сердце. Эта жизнь теряется на чужбине, растворяется в ветреной Европе.

И поэтому единственное спасение для молодых людей и их страны Достоевский видит в ребёнке. В «Идиоте» фигуры Коли и князя, который, по сути, и есть ребёнок, оказываются самыми чистыми. Только в детской душе начинается «благородное развитие человеческой жизни из жизни народа».

Беньямин сравнивает развитие сюжета романа с провалом кратера при извержении вулкана. Без природы и детства человечество обречено на самоуничтожение, но из пропасти этого кратера когда-нибудь «могут подняться могучие силы человеческого величия».

Мы видим, что Беньямин действительно оставил в стороне психологию персонажей романа и попытался добраться до его сути. И от самого романа при этом мало что осталось. Но идея, которую он извлёк, бессмертна так же, как и жизнь Мышкина. И забывать её нельзя.

#ВА_Литература