Здравствуйте!
Мы начинаем новую рубрику: "История одного экспоната", в которой будем знакомить вас с предметами Мемориального музея Александра Вампилова. В основном фонде музея на настоящий момент насчитывается более 1000 экспонатов.
Как вы знаете, музей Вампилова официально был открыт в 1987 году. Ему 37 лет. Но экспонаты в будущий музей стали поступать гораздо раньше - с 1972 года. В сентябре 1972 года в Кутуликской средней школе был создан совет по организации музея драматурга, ключевую роль в котором сыграла Соломеина Юлия Борисовна.
"Первыми экспонатами музея стали: фотографии А.Вампилова школьных лет (дар Л.Б. Королёвой, одноклассницы А.Вампилова); фотографии учителей и первого дома в Кутулике, где рос Саша (дар семьи Сомовых); программка спектакля по пьесе "Старший сын" (дар Н.М. Беляниной, учителя немецкого языка)...
Совет музея направил письма в 83 театра страны, откуда вскоре стали приходить материалы о спектаклях по произведениям А.Вампилова.
В 1973 году экспозиция, посвященная Вампилову, занимала одну стену в кабинете литературы, а всего через год - уже целый класс." (Г. Гмырко, Ю. Соломеина, "Малая родина" - статья в сборнике Мир Александра Вампилова. Жизнь. Творчество. Судьба., - Иркутск, 2000, - с. 21).
Сегодня я расскажу, как попал в музей этот экспонат: ГИТАРА.
В 1976 году эту гитару подарил музею Стуков Валерий (Алик) Вениаминович, иркутский бард и музыкант, друг Александра Вампилова.
В 1976 году в Кутулике прошли Первые Вампиловские чтения. Это мероприятие, посвященное недавно ушедшему драматургу, было самым многочисленным. В тот год в числе почетных гостей Кутулик посетили: Трушкин Василий Прокопьевич, профессор ИГУ; Петров Владимир Дмитриевич, редактор издательства «Современник»; Антипьев Николай Петрович, кандидат филологических наук; Бендер Людмила Мироновна, поэт, член Союза писателей, Стуков Валерий Вениаминович, музыкант; Жемчужников Владимир Борисович, писатель; Трофимов Михаил Ефимович, поэт и др.
На встрече присутствовали представители неофициального литературного объединения "Иркутская стенка": Иоффе Сергей Айзикович, Суворов Евгений Адамович, Шугаев Вячеслав Максимович.
Чтобы напомнить звучание песен Валерия Стукова, можно обратиться к документальному фильму "Иркутская стенка" (2016). В этом фильме звучат песни Валерия Стукова на стихи Николая Рубцова. Известно, что Вампилов любил Рубцова, с которым познакомился на литературных курсах в Москве. Он видел в Рубцове близкую, родственную душу.
Со стихами Рубцова Стукова познакомил именно Александр Вампилов. Он привез их в Иркутск и попросил написать на них музыку. Близким другом Вампилова Стуков не был, но входил в вампиловское окружение. Вампилов не любил слово "бард" и говорил о Стукове: "Бард? Да какой он бард? Его песни — типичный русский романс".
Вот как вспоминал об Александре Вампилове сам Валерий Стуков:
"В те годы, когда не было классика Вампилова, а был живой Саня, наш товарищ, со всеми его достоинствами и слабостями, — мы относились к нему без хрестоматийного пиетета, пришедшего потом, — как к другу, приятелю, коллеге, с которым связывала общая молодость, общие знакомые, общие интересы. То, что он был талантливым человеком, — бесспорно. Это мы видели и признавали все. Но он, повторяю, был не бронзовым монументом, а живым человеком, — таким и помнится...
— Алик — меня так звали в детстве, — рассказывает Валерий Вениаминович Стуков. — Все мои предки по мужской линии: и прапрадедушка, и прадед, и дед — все были священниками. Но наступили другие времена, когда церкви стали разрушать. И мой отец уже был атеистом. Когда я появился на свет 31 мая, бабушка хотела назвать меня по святцам Алексием. А отец заартачился: "Все, хватит церковных имен! Пусть будет Валерой!" Так меня и записали в загсе Валерой, а дома все звали Аликом (уменьшительное от Алексей). Потом Аликом меня стали звать все друзья".
Фраза "Ты Алик из Аликов!", которую Вампилов взял в свою пьесу, родилась так. Однажды дома у известного иркутского писателя Петра Реутского собралась большая дружная компания: Вампилов с женой Ольгой, Алик Стуков с гитарой, Альберт Гурулев (его тоже звали Аликом). Купили вино "Варна" и дешевый холодец. Холодца взяли много, чтобы хватило на всех, — он занял полстола. Все немножко выпили, чуть-чуть закусили, и Алик Стуков стал играть. За окном шел снежок, была осень.
Вдруг стук в дверь. Открывают — на пороге стоит бич (уже тогда были бичи, правда не в таких количествах): "Ребята, можно к вам погреться? Я вот шел мимо, услышал звуки гитары. Вы так хорошо поете". "Да проходи-проходи!" — закричали ему. Ольга Вампилова поморщилась — такой запах шел от бродяги, а Саша сказал ей: "Ничего-ничего", дескать, бич — он тоже человек. Бича усадили за стол. Он в один присест уговорил полхолодца, выпил и сразу заснул. Мужик захрапел, растянувшись прямо на полу с открытым ртом и открытыми глазами. Алик Стуков растолкал его, чтобы тот не так громко храпел, и спросил: "Как тебя звать-то?"
— Алик! — ответил бич.
— Ну надо же, одни Алики собрались! — с досадой в голосе удивилась Ольга.
Петр Реутский не выдержал:
— Нет, не все! Вот этот (и он показал на Алика Стукова) — Алик из Аликов!
...Когда пьесу "Утиная охота" слушали в драмтеатре, Алик Стуков сразу узнал фразу, которая когда-то была адресована ему. "Старик, ты извини, что я взял твое имя как нарицательное, — говорил после чтения пьесы и обсуждения Вампилов. — Алкашами их всех назвать — грубо получается и неэтично. А вот Алики — это точно".
— Да ладно, Саша, — сказал Алик Стуков. — Я и не думал обижаться.
Время безжалостно: музыкальный инструмент за почти полвека рассохся, треснул гриф, пришли в негодность струны. На просьбу посмотреть гитару и помочь музею откликнулся Баир Доржеевич Митанов, музыкант-любитель, житель п. Кутулик. Он подклеил гриф, перетянул струны, и теперь на ней можно играть, как прежде.