Найти в Дзене
Сергей Дагаев

О физике, страхах и смысле жизни

По мотивам первой части книги «Перевоплощение» Ефима Свирского Приходит атеист к раву и говорит: – Ребе, я не верю в Бога. Рав смотрит на него: – Ну и что? Я тоже не верю в бога. Тут у атеиста, образно говоря, челюсть отвисает: – Ребе, как же так, вы не верите в Бога, вам вроде по статусу положено верить, по профессии вашей? На что рав отвечает: – В того бога, в которого вы не верите, я тоже не верю». Ефим Свирский Кто мы, где мы, чего мы боимся и на что надеемся, и в чем, наконец, смысл нашей жизни? Это основные вопросы философии, да и каждый человек задавался ими когда-нибудь. Что говорит нам, хотя-бы косвенно, об этом наука, например, физика? Обратимся к законам взаимодействий. В XIX – начале XX века было найдено множество законов, дотоле неизвестных. И, исходя из этого, учёные заговорили о том, что мир намного более сложен, чем прежде казалось. Что верно. Но потом стали находить суперобъединяющие законы. И уже несколько десятков лет назад физики на вопрос, сколько существует фундам

По мотивам первой части книги «Перевоплощение» Ефима Свирского

Приходит атеист к раву и говорит:

– Ребе, я не верю в Бога. Рав смотрит на него:

– Ну и что? Я тоже не верю в бога.

Тут у атеиста, образно говоря, челюсть отвисает:

– Ребе, как же так, вы не верите в Бога, вам вроде по статусу

положено верить, по профессии вашей?

На что рав отвечает:

– В того бога, в которого вы не верите, я тоже не верю».

Ефим Свирский

Кто мы, где мы, чего мы боимся и на что надеемся, и в чем, наконец, смысл нашей жизни? Это основные вопросы философии, да и каждый человек задавался ими когда-нибудь. Что говорит нам, хотя-бы косвенно, об этом наука, например, физика?

Обратимся к законам взаимодействий. В XIX – начале XX века было найдено множество законов, дотоле неизвестных. И, исходя из этого, учёные заговорили о том, что мир намного более сложен, чем прежде казалось. Что верно. Но потом стали находить суперобъединяющие законы. И уже несколько десятков лет назад физики на вопрос, сколько существует фундаментальных сил, из которых можно получить все остальные, отвечали: четыре. Потом нашли, что две из них сводятся воедино, и фундаментальных сил осталось три. Сегодня актуальна теория о том, что сводятся вместе ещё две силы. И теперь уже речь идёт о том, что остающиеся две фундаментальные силы не существуют как взаимонезависимые. Физики заявляют, что они пока не могут доказать, но есть основания полагать, что эти две силы вытекают из единой. Например, Эйнштейн искал эту силу всю жизнь, создав «теорию единого поля». Сегодня так называемое фундаментальное направление науки указывает на то, что чем глубже человек забирается в сущность материи, тем больше приходит к выводу о её единстве.

Стоп, подождите! О единой силе, с помощью которой объясняется всё происходящее во Вселенной и о которой вдруг вспоминают учёные, мы где-то уже слышали.

Выясняется потрясающая вещь. Три тысячи триста с лишним лет назад человечество в Ветхом Завете получило непростую информацию о том, что всё, что мы с вами видим, всё существующее вытекает и получает свою энергию из единого источника и постоянно им поддерживается.

Христианство, иудаизм утверждают, что сущность Творца нашим умом понять невозможно, поскольку мы оперируем совершенно иными понятиями. Единственное в нашу поддержку – наличие у человека души. Человек может научиться использовать её как инструмент познания. А так как душа тоже находится вне времени, материи и пространства, то мы можем научиться познавать вещи, которые находятся вне этих категорий.

Мы же поговорим о том, что находится в нашей Вселенной, о проявлениях Творца здесь и сейчас.

Итак, Творец всесилен, Он везде и всегда, то есть здесь и сейчас, Он создал человека с возможностью прямого контакта, Он хочет этого прямого контакта. Посмотрите на этот мир, на природу, на эти сотни тысяч видов насекомых, деревьев, посмотрите на планеты, звёзды, на этот потрясающе красивый, гармоничный мир. Мы ведь не понимаем и миллионной доли его сложности, зато понимаем, какой потрясающий творческий потенциал есть у Создателя. И, будучи созданными по подобию Создателя, мы имеем такой же творческий потенциал.

Обратим внимание на следующий принципиальный момент. Не зная, не изучая духовных законов, мы очень часто не можем выйти на уровень, когда понимаем и ощущаем их.

Что означает принцип «Мера за меру»?

В школе нас учили, что энергия не появляется из ниоткуда и не уходит в никуда. Православие уточняет: «Правильно, она не уходит в никуда, а возвращается бумерангом тебе на голову». Иными словами, человек, знающий о духовных законах, смотрит на то, что происходит с ним в этом мире, как на результат того, что он сделал в этом мире. Большинство религий проповедуют этот-же принцип.

Возвращается, на самом деле, не совсем то же самое действие, из-за чего мы не всегда осознаём, что произошло возвращение. Возвращается эффект от поступка. Человек не видит предосудительного в том, что кого-то он обозвал «козлом»: «Пусть он меня «козлом» назовёт, я же не обижусь». Правильно, ты не обидишься, но ты создал в этом мире энергию обиды. И она вернётся к тебе, если ты не раскаешься, не пересмотришь свои поступки, не поменяешь себя. Вернётся словами, которые обидят тебя. Слова-то будут другие, но принцип останется. Ты в этот мир запустил обиду, она к тебе и вернулась.

Хочешь избежать – посмотри на свои поступки, скажи, что ты сделал неправильно, перестань это делать, найди внутри себя, почему ты это сделал, измени себя настолько, что такого больше никогда не сделаешь. Если ты этого не сделал, знай, что эффект от твоего неверного поступка к тебе вернётся. Вот один из духовных законов, очень важных, которые нужно знать.

Всем нашим страхам, гневу, ярости, депрессии, жадности и другим эмоциям и качествам характера присущ фактор, при отсутствии которого они не появятся. Называется он недостаток: либо реальный, либо его ощущение (собственно, ощущение недостатка для нас и есть недостаток, нам кажется, что это реальность).

(Смотри, например, О страхах - https://dzen.ru/b/ZDQ9ztww10aD4NfW)

На вопрос «Как будет чувствовать себя человек, у которого есть всё?» отвечают: «Ему будет безумно скучно». Но этот, на первый взгляд, очевидный ответ не учитывает, что у такого человека всё-таки есть недостаток – и очень-очень важный – недостаток творчества.

Святые отцы указывают: негативные эмоции закрывают от нас ощущение присутствия Творца. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви». (1-е послание Иоанна богослова, 4:18). Творец бесконечен, а противоположность бесконечности – ограниченность или конечность. Недостаток возможен только в конечном мире. Он является частным проявлением законов этого мира и абсолютно не имеет никакого отношения к бесконечности. И поэтому говорят мудрецы, что, если вы чувствуете негативную эмоцию, значит, вы подсознательно сфокусированы на недостатке, на конечности мира, а это всегда будет закрывать от вас Бесконечность. И поэтому надо убрать негативные эмоции.

Есть первичные негативные эмоции, которые возникают под влиянием взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми, с окружающей средой, а есть вторичные, которые появляются как результат первых эмоций. Страхи первичнее. Очень часто, к примеру, гнев является защитной реакцией на страх: мы боимся и в качестве защиты используем гнев.

В свою очередь, есть страхи более фундаментальные, а есть вторичные.

Какие страхи фундаментальные?

Можно найти, по меньшей мере, восемь фундаментальных страхов:

страх смерти,

страх провала или потери собственного достоинства,

страх отверженности или критики (я боюсь, что кто-то будет меня критиковать),

страх потери контроля (человек любит контролировать происходящее в его жизни и боится этот контроль потерять),

страх неизвестности,

страх одиночества,

страх от незнания смысла жизни (вроде бы всё идёт нормально, но возникает вопрос, зачем всё это),

страх страданий и мучений (отличается от страха смерти тем, что человек боится, что что-то причинит ему страдания и мучения).

Все остальные страхи можно вывести из этих восьми фундаментальных.

Например, человек боится, что умрут близкие, что что-то с ними случится. В этой боязни могут присутствовать и страх одиночества, и страх неизвестности, и страх, что ему будет больно.

Как со страхами бороться?

Одна из составляющих антидота против страхов – мировоззрение. Потому, что оно влияет на мироощущение.

Прежде всего, мы должны понять ещё одну важную вещь, что со страхом можно поступать двояко: страх можно подавлять и от страха можно избавляться.

Если мы подавляем страх, он уходит внутрь и начинает нас потихоньку кушать – и сам по себе, и поддерживая всякие неприятные вторичные эмоции. Загнанные внутрь эмоции вызывают разные заболевания. «Все болезни от нервов». Кроме того, нужно всегда придерживать «крышку», иначе страх просто вылезет наружу. И оттого часть нашей жизненной энергии постоянно уходит на то, чтобы держать наши страхи внутри.

Очевидно, что лучше всего от страха избавиться, убрать его, а не подавлять.

НЕ ЧЕЛОВЕК ПЛОХ – ПОСТУПОК

Страх провала и страх критики

Для многих, особенно творческих людей, существенен – страх провала, потери собственного достоинства и страх критики или отверженности.

В соответствии с законами модели атеиста наши родители встретились случайно, а значит, и появление каждого человека как личности тоже случайно. Родители хотели (если, конечно, речь тогда шла о таком желании) ребёнка вообще, а не лично вас, никто не говорил, что появитесь именно вы и именно тогда. И поскольку человек появился случайно (а ещё говорят, что от обезьяны произошёл), то он задаёт вопрос: Насколько я от неё, от обезьяны, оторвался? А по-другому, без шуток: Кто я, какой я? В принципе я хороший человек или нет? Каким меня создала природа? Ведь от этого будет зависеть то место, что я буду занимать в обществе. И от этого, добавим, зависит самооценка человека, то, на какую роль он претендует в обществе.

Информацию этого рода человек получает двумя способами. И, соответственно, существуют две шкалы оценок.

Первая: что обо мне говорят другие. Я смотрю, что обо мне говорят окружающие: если они говорят хорошо, то и мне хорошо.

И вторая: оценка по своим поступкам.

Страхи, в том числе страхи провала и критики, плохи тем, что, когда страх одолевает, с человеком случается то, чего он боится и чего он так хочет избежать.

Очень часто мы видим другие проявления страха провала. Например, человек уже убеждён, что он не может доказать всем, что он самый лучший. И тогда каким способом он может возвыситься? Унижая других! И тут компенсацией за страх провала оказываются – хамство, наглость, снобизм. Человек убеждает себя: «Я принижу другого и возвышусь сам». Чем активнее, чаще он это делает, тем глубже яму он роет себе. Об этом говорит нам современная психология. Если вы видите хамство, наглость, снобизм, то внутри всегда будет страх провала или, как его сейчас называют, комплекс неполноценности.

Когда мы исходим из того, что Бог есть, мы понимаем, что каждый человек появился на этом свете не случайно, – и это очень важно. Нет вообще ни одного человека в мире, который бы появился случайно. Время, место, родители, всё, что есть, дано нам Творцом. То есть если бы Творец, у которого есть огромное количество душ, захотел, чтобы в этом месте в это время появился другой человек, то тот бы и появился. А это значит, что это место и это время было наилучшим для нас, чтобы продолжать наш духовный путь, для наилучшего развития души. Никто из людей, никакой из поступков не может определять мою сущность, мою душу – она уже сделана. Человек изначально знает, что он самоценен. И это то, что, в конце концов убивает страх провала. Добиться этого невозможно, когда ты идёшь драться с этим страхом по его правилам.

Поэтому наши святые отцы всегда об этом говорили: «Если будешь считать себя плохим человеком, ты будешь готов совершить массу негативных поступков и не будешь стараться укреплять положительные качества. Твоё отношение к себе будет барьером на пути приобретения этих самых положительных качеств» «Тот, кто считает себя низким человеком, не будет осторожен в своём поведении».

Страх потери контроля

Почему нельзя избавиться от страха потери контроля в модели «Бога нет», понятно.

Об этом ещё Булгаков писал в «Мастере и Маргарите». Этот знаменитый диалог Воланда с Берлиозом, когда функционер от литературы Берлиоз утверждает, что «всем вообще распорядком на земле сам человек и управляет».

Действительно, есть огромное количество вещей, важных для человека, которые он не контролирует. Таких, как смерть, болезни и многие другие серьёзные события, происходящие в его жизни. Но если не человек управляет этим, то кто тогда? Случайность, – отвечают очень часто. Но если это так – и случайность контролирует и управляет важными событиями моей жизни, то, конечно, я буду волноваться, конечно, буду бояться. И этот страх потери контроля очень часто присутствует в нашей жизни.

Чем отличается в этом вопросе подход «Бог есть»?

Естественно, человек не управляет всем. Но если не он, то кто? Управляет Творец. Всегда и везде управляет Творец. Основываясь на словах Давида: Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его (Псал. 33:10) можно сделать вывод, что есть и другой страх. Но этот другой страх - совершенный. Этот страх свободен от мирской боязни; почему и называется чистым и пребывающим вовек (Псал. 18:10). Что же это за страх, и почему он совершенный? Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовью и всячески старается о том, чтобы у него ничего не недоставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого (для Бога).

И Он нас любит! Мы все являемся его детьми, отношение к которым формулируется так: «Всё, что для каждого из вас нужно для духовного роста, будет дано каждому». И поэтому не надо бояться, и не надо волноваться.

Почему же мы не видим таких, казалось бы, простых вещей? Причин несколько.

Одна из причин, по которой мы не видим, что миром управляет Творец, заключается в том, что, коли мы хотим задать Творцу вопрос и получить от Него ответ, то мы должны научиться также слушать.

Или – степень серьёзности наших намерений при обращении к Творцу ничтожна.

Мы, когда чего-нибудь просим у Творца, должны отдавать себе отчёт, насколько доверяем Ему и насколько готовы от Него получить. Потому что, если мы не готовы это получать, то как нам дать? Говоря языком Евангелия, сосуд может принять, только если он открыт, только столько, сколько вместит его объём.

Но если Он наш отец, если Он знает, что для нас лучше всего, то зачем нам просить Его?

Дело в том, что у человека есть свобода выбора. И если мы не реализуем её, то проблема заключается, как и в предыдущем примере, в том, как же Творцу нам дать? Это как в ситуации с кормлением человека, который встал, плотно закрыл рот и держит руки за спиной: накормить его при всём желании очень трудно. Творец говорит: «Руку протяни. Хочешь, чтобы Я дал, Я дам, но только протяни руку. Ведь у тебя свобода выбора: не протянешь руку, как Я смогу тебе что-то дать?»

Когда человек просит у Творца, он исходит не из того, что Всевышний чего-то не знает: безусловно, Он всё знает. Своей просьбой человек как бы подтверждает, что вот я сейчас готов от Тебя, Творец, что-то получить, я знаю: это придёт от Тебя, я Тебе доверяю, к тому же я Твой ребёнок и хочу получить то, что прошу, потому, что это мне нужно для моего духовного роста. Но дальше человек должен отступить на один шаг, сказав, что в случае, если он ошибается в своём желании, то тогда, пожалуйста, Творец не давай то, что прошу. И раз Творец не даст человеку, то это тоже знак любви – значит, не важна сейчас человеку эта вещь.

Иногда Творец не даёт потому, что человек должен взять сам. То есть человеку не нужно, чтобы ему положили в рот и разжевали, он может «проявить самостоятельность».

Жизнь человека, который осознаёт, что всё в ней не случайно, становится осмысленной. Каждый миг наполнен большим смыслом – и мы можем учиться в каждый момент жизни. А попасть под поток случайностей можно по принципу «Мера за меру», если считаешь, что всё в мире случайно. Но нахождение на уровне случайности – это уже такая отрезанность от Творца, что не дай Бог.

НЕИЗВЕСТНОСТЬ – МАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ

Страх неизвестности

Почему мы боимся неизвестности, когда считаем, что нет Творца?

Из-за незнания, что будет впереди: перемены могут быть к худшему, и в конце концов всё может закончиться очень плохо. Всем, например, кто собирался переезжать в другую страну, город этот страх хорошо знаком, да и не только им…

Но если ты с Творцом, то при всех неожиданностях, которыми полна жизнь, всё закончится хорошо. И более того, неожиданность, неизвестность – это мать возможности.

Один из важнейших и, образно говоря, «вкусных» моментов в жизни человека – процесс познания. Познание приходит из неизвестности, то есть та таит в себе огромные возможности. В модели «Бог есть», в которой человек постоянно с Творцом, можно научиться никогда не бояться неизвестности.

ПОД БЕСКОНЕЧНЫМ НЕБОМ

Страх одиночества

Страх одиночества - этот бич современного общества - проистекает из модели «Бога нет». Ведь согласно ей каждый человек, в конце концов, понимает, что он один.

Одиночество, о котором мы говорим, – это чувство. Мы можем ощутить его, даже находясь в компании. Но часто бывает и обратное: оставшись наедине с собой и читая хорошую книгу или просто думая о чём-то, мы не ощущаем его. Наоборот – мы чувствуем себя хорошо. То есть страх одиночества не зависит оттого, находится ли человек один, или есть ещё кто-то. В модели «Бога нет» человек очень часто чувствует себя отрезанным от других и является таким по сути. Дело в том, что нет ни одного человека, который мог бы всегда по любому вопросу с кем-нибудь поделиться.

Да, вы можете никогда-никогда не чувствовать одиночества. Оттого что Творец всегда с вами, Он всегда вас понимает. И чувствующий присутствие Творца не ощущает отрезанности.

Представьте, человек выходит на берег моря. Один. Ночью. И смотрит на звёзды. Потрясающее чувство гармонии, и он сам её часть. Почему же мы чувствуем эту гармонию? Ведь звёзды нас не кормят, и размножаться от этой гармонии мы тоже не будем. И тем не менее мы ощущаем эту красоту как фантастическую. Для того, чтобы её почувствовать, нужно иметь специальный орган. Только имея бесконечность внутри себя, можно ощутить её вне. Какой орган позволяет почувствовать её? Душа. Только не все люди это знают. Ощущение абсолютной гармонии и причастности к ней чувствует человек, осознающий постоянное присутствие Творца в его жизни. Здесь нет места страху одиночества. Потому что человек никогда не одинок.

Но если посмотреть на звёзды с позиции отсутствия Бога, что они такое? Раскалённые и удалённые на миллиарды световых лет друг от друга солнца. И их мириады в этом гигантском холодном и далёком мире, в котором маленькой точкой затеряна планета Земля. В свою очередь, на ней миллиарды людей, среди которых затерян один маленький человек – вы! Что вы по сравнению с этим гигантским пространством, где никого, ничего, кроме звёзд, нет?

Да, Бог везде. Чем же тогда является бесконечная темнота Вселенной? Возможно это ещё не реализованный потенциал…

БЕССМЫСЛЕННЫЙ ВОПРОС?

Страх потери смысла жизни

На тему «В чём смысл жизни» нужно писать отдельную книгу. Мы же сейчас зададим несколько вопросов. В модели «Бога нет» в чём смысл жизни?

Случайный человек случайно появился на случайно образовавшейся в этой гигантской Солнечной системе планете. Есть две цели в жизни, говорит атеизм, – выживание и размножение. Однако все, кто выжил и размножился, понимают: этого недостаточно. Добавить к тому получение удовольствия от своего существования здесь и сейчас? Как высокий смысл оно тоже не работает.

Но жить без смысла человек тоже не может. И потому люди стараются придумать его, и как результат звучат заявления типа: «Ну как же, у каждого есть свой смысл жизни». Другими словами, человек становится богом и определяет, зачем он здесь в этот момент появился. Искусственность такой модели очевидна.

Когда мы берём с вами модель «Бог есть», сразу же появляется смысл. Если вся эта Вселенная была кем-то сделана, то, значит, была и цель Творения. А если была цель, то у каждого сотворённого есть своё место и своё предназначение. Всё осмысленно. Так не логичнее ли задать вопрос «А зачем я здесь?» Тому, Кто создал весь мир.

ГДЕ ХОРОШО МОРСКОМУ КОТИКУ

Структура и функция

Давайте всё это суммируем, посмотрим, что у нас получается. А получаются у нас очень интересные вещи. Мы разобрали восемь фундаментальных страхов. (Важно понять, что на них есть очень много наслоений: у боящегося человека появляются как защитная реакция гнев, ярость, ненависть, а также ревность, зависть – чувства вторичные по отношению к «основным» страхам.) И фактически мы коснулись всех негативных эмоций человека.

В биологии есть закон связи между структурой и функцией. Он заключается в том, что каждая структура создана обязательно для того, чтобы функционировать, то есть она несёт какую-то функциональную нагрузку.

То есть каждый существующий орган создан так для того, чтобы функционировать максимально хорошо в той среде, где он должен находиться.

И есть обратный закон: если есть какая-то функция, то для неё должна существовать какая-то структура.

Обратимся к центральной нервной системе. Центральная нервная система человека, говорят биологи, – пик эволюции, максимально сложная структура, максимально приспособленная к среде обитания. Что же на её примере мы видим в свете вышесказанного?

Что по всем самым важным параметрам (а мы уже говорили, что страхи зачастую могут либо убить человека, либо крупно испортить ему жизнь) центральная нервная система в модели «Бога нет» функционирует хуже всего, а лучше всего – в модели «Бог есть».

Далее. Мы сказали, что, если есть какая-то функция, то под ней обязательно должна быть структура. Выходит, что центральная нервная система человека построена таким образом, чтобы в первом случае функционировать хуже, а во втором – лучше. Так кто же так построил её? Случайно, что ли так вышло?

А поскольку приспосабливаемость идёт по отношению к среде обитания, каждый орган, по утверждению биологов, создан так, что функционирует лучше всего в своей среде, то есть наиболее предпочтительной для данного живого существа. Совершенно ясно, какая среда обитания оптимальна для человека и к какой модели шло приспосабливание центральной нервной системы.

Например, из двух сред обитания, земной и водной, какая принципиальна для морского котика? Бесспорно, водная. За это свидетельствуют не только ласты, но и то, что на суше это животное – едва переваливающаяся груда жира. Но как только он попадает в воду, то может носиться молнией – здесь он явно в своей среде.

То же самое получается у человека. Конечно, используя свободу творчества, человек может создать себе воображаемый, виртуальный мир, в котором не будет Творца. Но его центральная нервная система – самое совершенное, наиболее приспособленное к среде, что есть у человека, – оказывается неприспособленной жить хорошо в этом виртуальном, воображаемом мире, который он сам себе создал. Когда же человек возвращается туда, где он должен жить, обитать на самом деле, то огромное количество проблем – и не только страхов, а и всех других эмоций, на этих страхах построенных, – либо уходят, либо балансируются и начинают выполнять позитивную функцию.

Итак, способный внимательно посмотреть, как функционирует центральная нервная система, может логически прийти к выводу, что человек был создан, чтобы находиться в партнёрстве с Творцом для того, чтобы трудиться над своим совершенствованием и спасением Души.