Найти в Дзене

Готовимся к Каннам: 10+ классных режиссеров, которых там покажут

78-й Каннский кинофестиваль объявил программу, а потом дозаявил еще немного, да и наверняка сюрпризы на этом не кончились. Тем не менее интересно выделить несколько постановщиц и постановщиков, которые там будут, заодно вспомнив, что они снимали — недавно или когда-то (Дарденнов, Коэна, Серебренникова и Линклейтера вынес за скобки, так как не видел несколько последних фильмов). Замечательный французский мультипликатор везет в рубрику Спецпоказы «Великолепную жизнь Марселя Паньоля» — первый фильм за 12 лет и мультфильм — за 15. Два его главных хита почти опоясывают нулевые: это «Трио из Бельвилля» (2003) и трогательный «Иллюзионист» (2010), вдохновленный биографией Жака Тати — выдающегося комедиографа. Новый фильм испанской режиссерки «Ромерия» попал в Основной конкурс. Три года назад её «Земля Алькаррас» (2022) победила на Берлинале, и это был достаточно многослойный и многофигурный роман о взрослении, борьбе каталонских фермеров с солнечными батареями, сложных внутрисемейных отношения
Оглавление

78-й Каннский кинофестиваль объявил программу, а потом дозаявил еще немного, да и наверняка сюрпризы на этом не кончились. Тем не менее интересно выделить несколько постановщиц и постановщиков, которые там будут, заодно вспомнив, что они снимали — недавно или когда-то (Дарденнов, Коэна, Серебренникова и Линклейтера вынес за скобки, так как не видел несколько последних фильмов).

Сильвен Шомэ

«Иллюзионист» (2010)
«Иллюзионист» (2010)

Замечательный французский мультипликатор везет в рубрику Спецпоказы «Великолепную жизнь Марселя Паньоля» — первый фильм за 12 лет и мультфильм — за 15. Два его главных хита почти опоясывают нулевые: это «Трио из Бельвилля» (2003) и трогательный «Иллюзионист» (2010), вдохновленный биографией Жака Тати — выдающегося комедиографа.

Карла Симон

«Земля Алькаррас» (2022)
«Земля Алькаррас» (2022)

Новый фильм испанской режиссерки «Ромерия» попал в Основной конкурс. Три года назад её «Земля Алькаррас» (2022) победила на Берлинале, и это был достаточно многослойный и многофигурный роман о взрослении, борьбе каталонских фермеров с солнечными батареями, сложных внутрисемейных отношениях и немного историческом наследии.

Кодзи Фукада

«Личная жизнь» (2022)
«Личная жизнь» (2022)

Японский завсегдатай фестиваля везет в «Каннские премьеры» фильм «Любовь на суде» (Love on Trial), где в переплете попадает восходящая звезда айдол-сцены (всё из-за запрещенных по контракту любовных отношений). Предыдущий его фильм, показанную в Венеции «Личную жизнь» (2022), довольно трудно пересказать: трагический сюжет об утрате Фукада раскладывает на «очаровательные банальности, неожиданные, как будто лишние жесты тягучий, переливающейся повседневности, которую проще отыскать не в кино и даже не за окном, а, как ни странно, в аниме, где каждый предмет ценен».

Сергей Лозница

«Прощание со Сталиным» (2019)
«Прощание со Сталиным» (2019)

Тоже в конкурсе — «Два прокурора» по роману писателя-физика Георгия Демидова. Первый, кажется, за восемь лет игровой проект известного документалиста, чей фильм «Прощание со Сталиным» (2019) не без труда прошел в прокате шесть лет назад. Лозница много лет исследует (пост)советскую (не)реальность, особое внимание уделяя ритуала и интонации, точнее — идеям, закладываемым в языке. Он виртуозно изобразил это в игровой «Кроткой» (2017), где разговорно-частушечный говор описывал иерархию и укорененность насилия властного над просящим в том, как люди вообще разговаривают. Как изъясняются «герои» его новой картины, тоже очень важно: как бы ни менялся тембр или статус говорящего, слова звучат как с всесоюзного суфлера.

Джафар Панахи

«Круг» (2000)
«Круг» (2000)

Не меньше интригует «Простая случайность» иранского диссидента, который успел получить на родине запрет на профессию, условный срок, домашний арест и даже полгода отсидел в тюрьме, пока его не выпустили из страны. Ничто из этого не остановило его исследование общества при помощи сюжетов о пути из роддома в тюрьму («Круг»), футболе («Оффсайд»), такси («Такси»), попытках снять фильм («Это не фильм») или непростой актерской доле («Три лица»).

Келли Райхардт

-6

Гранд-дама американского инди везет в каннский конкурс «Вдохновителя» — арт-триллер, где смешаны кража искусства, война во Вьетнаме и движение за права женщин (в главных ролях — Джош О’Коннор из «Претендентов» и Алана Хаим из «Лакричной пиццы»). Обычно Райхардт снимает довольно строгое и несколько отстраненное кино (см. «Старая радость»), порой достигая эпического размаха («Обход Мика»). Одна из самых ламповых её картин — «Первая корова», где два неудачника ищут место под солнцем в Новой Англии, а в итоге находят друг друга (и бизнес по изготовлению печенек).

Линн Рэмси

«Что-то не так с Кевином» (2011)
«Что-то не так с Кевином» (2011)

Черную комедию «Умри, моя любовь» с Дженнифер Лоуренс и Робертом Паттинсоном добавили в конкурс с небольшим опозданием — теперь шотландская постановщица вновь поборется за главный приз. Последняя попытка была восемь лет назад с сокрушительным триллером «Тебя никогда здесь не было», где главную роль исполнил Хоакин Феникс. Впрочем, самая известная её работа, пожалуй, «Что-то не так с Кевином», где солирует Тильда Суинтон.

Жюлия Дюкурно

«Титан» (2020)
«Титан» (2020)

Четыре года назад отчаянная француженка покорила Лазурный берег боди-хоррором «Титан» (2020), а теперь везет на фестиваль дистопию «Альфа», где в вымышленном мегаполисе 1980-х случается эпидемия СПИДа, а главная героиня осознает конечность жизни, когда заражается один из родителей (Голшифте Фарахани из «Патерсона» и Тахар Рахим из «Змея»). Интересно, как Дюкурно развернет сюжет и, главное, трансформацию персонажей, учитывая очень телесные поиски себя в «Титане» и «Сыром».

Ари Астер

«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)

Одна из надежд американского хоррора — во всяком случае когда-то — врывается в Канны с комедийным вестерном «Эддингтон», где в небольшом городе бодаются шериф и мэр (в ролях — Педро Паскаль, Эмма Стоун, Остин Батлер и Феникс). После неудачи с трехчасовым стресс-эпосом «Все страхи Бо» (2023) Астер не унывает и продолжает гнуть свою линию — видимо, подальше от «Реинкарнации» и «Солнцестояния».

Спайк Ли

«Черный клановец» (2018)
«Черный клановец» (2018)

Живой классик американского и «черного кино» только вне конкурса покажет «Рай и ад» по мотивам одноименного фильма Акиры Куросавы. Всё равно, конечно, ждем: можно как угодно относиться к ершистости Ли, но в фантазии ему не откажешь (даже ремейк «Олдбоя» не так плох, как могло быть у Спилберга). Из свежих примеров — «Пятеро одной крови» (2020), где режиссер полемизирует с «Апокалипсисом сегодня» Копполы, низводя пафос коллеги до постера на дискотеке, или уморительный даже на уровне фабулы «Черный клановец» (2018). Впрочем, если вы не знакомы с режиссером, то лучше начать с азов, вроде «Ей это нужно позарез» (1983), где он использует пунктуацию «Расёмона», чтобы рассказать о сексуальной жизни современной афроамериканки.

Уэс Андерсон

«Город астероидов» (2023)
«Город астероидов» (2023)

Вряд ли этот фильм станет для вас сюрпризом: черная шпионская комедия главного ретромана американского инди-кино тоже в конкурсе, называется «Финикийская схема». В ролях — половина Голливуда, композиция кадра — безупречная, под капотом — не только сюжетные перипетии, но и бескрайняя нервозность, которую Андерсон до поры до времени, кажется, удачно скрывал. В «Городе астероидов» (2023) многие поводы для беспокойства сводятся в единый луч — как всегда, разыгранный не без изящества.

Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».