Найти в Дзене
Онлайн-кинотеатр Wink

Такой разный дрилл: стиль, рожденный улицами

Оглавление
Headie One, представитель направления UK drill
Headie One, представитель направления UK drill

Приходилось ли вам видеть в плейлисте треки с названием, содержащих слово drill? Или, может, вы видели релизы с таким именем, но не знали, что оно означает? Сегодня мы разберемся с истоками, разновидностями и нюансами жанра дрилл.

Название стиля рэп, «дрилл», происходит от английского глагола to drill — «сверлить». Именно так и ощущается это направление музыки: монотонно, агрессивно, всепроникающе для слушателя.

Дрилл можно охарактеризовать как смесь трэп-звучания и гангста-рэп лирики. От трэпа в направление перекочевал относительно высокий темп треков и «холодное», угрожающее звучание, нередко содержащее сэмплы из гангстерских, нуарных, мрачных фильмов. От гангста-рэпа же дриллу досталисть «грязные» тексты на тему обогащения, криминала, общий циничный и нигилистический тон лирики, делающий дрилл-треки «бездушными».

В этой статье мы познакомимся с истоками жанра и яркими представителями дрилл-сцены, узнаем об истоках «сверлящего» хип-хопа и даже послушаем российских представителей этого течения. А ознакомиться с творчеством исполнителей, треками и послушать музыку в отличном качестве можно в приложении Wink Музыка.

Истоки жанра

Городской пейзаж: чикагская «петля», надземная железная дорога
Городской пейзаж: чикагская «петля», надземная железная дорога

Принято считать, что жанр получил становление в Чикаго — городе со сложной историей, касающейся криминального контингента. Речь идет даже не о тех временах, когда преступниками в Чикаго были элегантные гангстеры в шляпах-федорах и пальто. Преступность в этом городе никогда не прекращала существования, даже в относительно благополучных нулевых-десятых. Поэтому то, что этот жанр музыки зародился именно в таком городе, ощущается абсолютно закономерным явлением.

В числе основателей стиля принято указывать рэпера King Louie с микстейпом Boss Sh*t, выпущенным в 2008 году. Эта пластинка, как принято считать, заложила фундамент жанра: фактически оставаясь еще в рамках трэпа, она привнесла в него неожиданное сочетание с гангстерской лирикой. Довольно скоро эту идею подхватили и другие рэперы «чикагского клуба».

Однако имя у жанра появилось не сразу. Его закрепил рэпер Pac Man, выпустив сингл It’s a Drill в 2010 году. Этот же трек закрепил за дриллом основные принципы идентичности жанра, окончательно отмежевав его от трэпа.

Чикагский дрилл

Lupe Fiasco, молодой представитель чикагского дрилла, на Riot Fest 2021
Lupe Fiasco, молодой представитель чикагского дрилла, на Riot Fest 2021

Чикагский дрилл выделяется нарочитой неспешностью и «скучной» читкой. Если стандартным темпом для трэпа считается 140 ударов в минуту, то чикагские исполнители замедляют темп треков вдвое: до 70, а иногда и 60 bpm. Читать дрилл принято монотонным голосом, призванным изображать скуку и будничное отношение исполнителя даже к самым суровым событиям, о которых принято писать тексты дрилл-треков.

Дрилл — это рассказ чикагских пацанов об обстановке на родных улицах, поданный намеренно хладнокровно, чтобы убедить слушателя в стальных нервах и большом жизненном опыте исполнителя. В основном дриллеры муссируют в текстах темы столкновения уличных банд, нищету, моральное падение, протест против властей и в особенности против полиции.

Изложение тем подается скупо, коротко, без метафор и изысков — на языке улиц. Языком жанра стал радикальный реализм. Эталонным альбомом чикагского рэпа (хоть он и вышел существенно позднее становления жанра) можно считать альбом Drill Music In Zion от Lupe Fiasco, вышедший в 2022 году. Это максимально аутентичный образец жанра среди современных исполнителе дрилла, тесно связанный с изначальными чикагскими корнями.

Первая популярность

Канье Уэст на фестивале Wireless 2025
Канье Уэст на фестивале Wireless 2025

За пределы Чикаго дрилл вышел в 2012 году. Трек, прославивший жанр, совместно исполнили Chief Keef и Lil Reese — I don’t like. Поначалу он, как и многие другие представители дрилла, был «местечковым хитом», однако к концу 2012 года начал рвать хит-парады США.

Ну и, конечно, Канье Уэст внес свою лепту. В 203 вышел ремикс трека I Don’t Like совместно с Big Sean, Pusha T и Jadakiss. Так дрилл окончательно попал в мейнстрим и открыл «сверлящее» направление широкой публике. В том же году Уэст записывает альбом Yeezus с отцом-основателем дрилла King Louie, что дополнительно популяризирует направление для всех поклонников рэп-сцены.

С этого момента дрилл начинает делиться уже внутри себя на региональные направления, поскольку жанр начинают копировать далеко за пределами Чикаго и вообще США. Дойдем мы и до родных просторов, только прежде наберитесь терпения: мы отследим еще несколько трансформаций жанра.

Британский дрилл

Central Cee, представитель британского дрилла
Central Cee, представитель британского дрилла

«Переехав» из США в Великобританию, дрилл выкристаллизовался, отбросив с себя все местечковое и чикагское, что было в направлении от локальных артистов. Давнишнее противостояние британских и американских артистов требовало сделать не так, как у коллеги, но все еще в рамках только-только появившегося направления. И британцы сделали.

В 2015 году интерес к дриллу несколько поубавился, поскольку с последнего по-настоящему громкого дропа прошло уже три года. На сцену вышли английские хип-хоперы, активно прощупывающие новый полигон для работы. Так появился UK Drill, милый сердцу британского криминалитета из-за сходства с укоренившимся уже местным роад-рэпом. А чтобы сделать его по-настоящему родным, британцы сдобрили его «линго» — аналогом российской «фени».

Лирика осталась прежней по наполнению, а вот звучание очень существенно изменилось. Во-первых, темп не просто вернулся в лоно трэпа, но и резво его обогнал, ускорившись до 150 bpm. Во-вторых, изменился подход к аранжировке: не вдаваясь в технические подробности, скажем лишь о том, что паузы между ударами рабочего барабана стали создавать ощутимую для слушателя дискомфортную «пустоту».

K-Trap, представитель британского дрилла
K-Trap, представитель британского дрилла

Такие изменения произошли под влиянием давно упрочившихся в британской музыке гэриджа, а также характерных для эмигрантского населения привнесенных жанров — ямайский даб, джангл и брейкбит. Из бейслайна и грайма (это уже чисто британские поджанры электронной музыки и хип-хопа) дрилл позаимствовал мелодичность и более плавную басовую линию. При этом мрачное настроение и сэмплы, отсылающие к фильмам из прошлого, все еще остались на месте.

Также, в отличие от чикагцев, в британском варианте дрилла не принято сдерживать эмоций. Местные артисты читают агрессивно, ярко, с криком и интонационным нажимом. Вот, например, один из характерных представителей UK Drill — DC с треком Tears, Sweat, Blood.

По настроению, если чикагцы старались в своих треках выглядеть хладнокровными, закаленными и вместе с тем уставшими от беспредела, то британцы в местном варианте дрилла совсем не прочь впечатлить слушателя своими достижениями на криминальном поприще. И делают они это не отстраненно, а живо излагая свои впечатления, с соответствующими эмоциями.

Бруклинский дрилл

Bobby Shmurda на Angel Ball 2023
Bobby Shmurda на Angel Ball 2023

Несмотря на падение интереса к жанру в мейнстриме, дрилл в американском андерграунде продолжил существовать и приобретать новые региональные формы. Одной из таких стал бруклинский дрилл, названный так в честь одного из районов Нью-Йорка.

Как и британцы, нью-йоркские мастера сверла и орала не стеснялись в живых интонациях и обилии красочного слэнга. Тем более, что Бруклин, как эмигрантский район, на цветастые местечковые выражения (особенно уж из области темных дел) богат неимоверно.

Бруклинским дриллом, к примеру, является дебют хип-хопера Bobby Shmurda под незатейливым названием Hot N*gga. В 2015 году чарт Billboard поместил этот трек на шестую строчку хит-парада. А у клипа, вышедшего годом ранее на YouTube, сейчас уже под миллиард просмотров.

Но это был только рассвет бруклинского дрилла. В 2019 году его ожидала настоящая популярность: рэпер Pop Smoke выпускает микстейп под названием Meet The Woo. Особенно любовью слушателей в этом микстейпе были обласканы синглы Dior и Welcome To The Party, первый в 2021 году даже номинировался на «Грэмми». Такая популярность дала дриллу торое дыхание, и жанр вновь отправится в большое мейнстримное плавание.

Русский дрилл

Эльдар Джарахов на VK Fest 2022
Эльдар Джарахов на VK Fest 2022

Отечественные рэперы тоже не обделили дрилл вниманием. Но в России дрилл обрел совершенно другую форму именно в плане смыслов, формы текстов и тона. Впервые из ультра-мрачных, серьезных уличных рэп-баллад, зачитанных однообразным голосом, дрилл превратился в микро-стендапы, наполненные местечковыми отсылками, ироничными комментариями и рассказом, наконец, не только о хрониках улиц, но и о личных переживаниях и отношениях исполнителя. Можно сказать, отечественные поэты сделали дрилл, начинавшийся как абсолютная антитеза лирике, более мягким и романтичным.

Длительное время символом русского дрилла считался OG Buda и ребята из лейбла Melon Music. Однако у слушателей «трушного» дрилла к ним было много вопросов. В частности, изменение сути лирики, на которое до сих пор не отваживался ни один региональный исполнитель, подвергалось критике.

Чуть позже на сцену вышли OBLADAET и REDO, которые, как раз, остались в рамках мрачного тона и криминального повествования. В их текстах присутствует исконная грубая мрачность и прямота, характерная для жанра. Эти же исполнители стояли у истоков русского грайма, что, вероятно, и способствовало работе в таком непоколебимо серьезном тоне.

Егор Крид на концерте «Новая Песня Года» 2024
Егор Крид на концерте «Новая Песня Года» 2024

Тем не менее, русское поле экспериментов над дриллом развернулось во всей красе. С того момента, как жанр пришел в Россию, с ним экспериментировал целый ряд артистов первой линии мейнстрима, в том числе Скриптонит и даже Егор Крид. В дискографии «Смешариков» есть трек DRILL, записанный в сотрудничестве с блогером Эльдаром Джараховым в соответствующей стилистике.

Современные амбассадоры дрилла — это, конечно, TSB и OPT. Это творческие объединения артистов, которые работают в канонах жанра, привнося туда российский колорит: это отражается и в текстах, и в аранжировках, и в визуальном исполнении их альбомов и синглов.

Бронкский дрилл

Lil Tjay, уроженец Бронкса и амбассадор бронкского дрилла
Lil Tjay, уроженец Бронкса и амбассадор бронкского дрилла

А это, пожалуй, самое юное направление дрилла, получившее распространение только в 2020 году. Прежде, чем мы перейдем к особенностям самого музыкального направления, стоит сказать пару слов о Бронксе. Это район Нью-Йорка, населенный, преимущественно, латиноамериканцами и чернокожими (белое население Бронкса составляет всего около 10%). Поэтому и музыка, и криминальная обстановка там носит совершенно особенный характер, не присущий более «белым» частям Америки и мира.

Бронкский дрилл сосредоточен на семплировании: в качестве источников звучания многие дрилл-треки используют хиты прошлых лет, преимущественно поп-исполнителей. Этот дрилл звучит бодро, бойко, и является самым быстрым из направлений дрилла, разгоняясь до 180 bpm.

Ice Spice, исполнительница бронкс-дрилла
Ice Spice, исполнительница бронкс-дрилла

Особенно эта музыка понравилась юным тиктокерам, которые начали активно использовать фрагменты дрилл-композиций для записи коротких вирусных видео. Одной из исполнительниц, «залетевших» в TikTok, стала Ice Spice.

А какой дрилл по нраву вам? Как вы относитесь к этому направлению и есть ли у вас любимые исполнители в этом жанре? Делитесь своими комментариями и слушайте музыку в высоком качестве вместе с Wink Музыкой.

Источник фото и иллюстраций для статьи: legion-media.com

#музыка #рэп #знаменитости #канье_уэст