Приходилось ли вам видеть в плейлисте треки с названием, содержащих слово drill? Или, может, вы видели релизы с таким именем, но не знали, что оно означает? Сегодня мы разберемся с истоками, разновидностями и нюансами жанра дрилл.
Название стиля рэп, «дрилл», происходит от английского глагола to drill — «сверлить». Именно так и ощущается это направление музыки: монотонно, агрессивно, всепроникающе для слушателя.
Дрилл можно охарактеризовать как смесь трэп-звучания и гангста-рэп лирики. От трэпа в направление перекочевал относительно высокий темп треков и «холодное», угрожающее звучание, нередко содержащее сэмплы из гангстерских, нуарных, мрачных фильмов. От гангста-рэпа же дриллу досталисть «грязные» тексты на тему обогащения, криминала, общий циничный и нигилистический тон лирики, делающий дрилл-треки «бездушными».
В этой статье мы познакомимся с истоками жанра и яркими представителями дрилл-сцены, узнаем об истоках «сверлящего» хип-хопа и даже послушаем российских представителей этого течения. А ознакомиться с творчеством исполнителей, треками и послушать музыку в отличном качестве можно в приложении Wink Музыка.
Истоки жанра
Принято считать, что жанр получил становление в Чикаго — городе со сложной историей, касающейся криминального контингента. Речь идет даже не о тех временах, когда преступниками в Чикаго были элегантные гангстеры в шляпах-федорах и пальто. Преступность в этом городе никогда не прекращала существования, даже в относительно благополучных нулевых-десятых. Поэтому то, что этот жанр музыки зародился именно в таком городе, ощущается абсолютно закономерным явлением.
В числе основателей стиля принято указывать рэпера King Louie с микстейпом Boss Sh*t, выпущенным в 2008 году. Эта пластинка, как принято считать, заложила фундамент жанра: фактически оставаясь еще в рамках трэпа, она привнесла в него неожиданное сочетание с гангстерской лирикой. Довольно скоро эту идею подхватили и другие рэперы «чикагского клуба».
Однако имя у жанра появилось не сразу. Его закрепил рэпер Pac Man, выпустив сингл It’s a Drill в 2010 году. Этот же трек закрепил за дриллом основные принципы идентичности жанра, окончательно отмежевав его от трэпа.
Чикагский дрилл
Чикагский дрилл выделяется нарочитой неспешностью и «скучной» читкой. Если стандартным темпом для трэпа считается 140 ударов в минуту, то чикагские исполнители замедляют темп треков вдвое: до 70, а иногда и 60 bpm. Читать дрилл принято монотонным голосом, призванным изображать скуку и будничное отношение исполнителя даже к самым суровым событиям, о которых принято писать тексты дрилл-треков.
Дрилл — это рассказ чикагских пацанов об обстановке на родных улицах, поданный намеренно хладнокровно, чтобы убедить слушателя в стальных нервах и большом жизненном опыте исполнителя. В основном дриллеры муссируют в текстах темы столкновения уличных банд, нищету, моральное падение, протест против властей и в особенности против полиции.
Изложение тем подается скупо, коротко, без метафор и изысков — на языке улиц. Языком жанра стал радикальный реализм. Эталонным альбомом чикагского рэпа (хоть он и вышел существенно позднее становления жанра) можно считать альбом Drill Music In Zion от Lupe Fiasco, вышедший в 2022 году. Это максимально аутентичный образец жанра среди современных исполнителе дрилла, тесно связанный с изначальными чикагскими корнями.
Первая популярность
За пределы Чикаго дрилл вышел в 2012 году. Трек, прославивший жанр, совместно исполнили Chief Keef и Lil Reese — I don’t like. Поначалу он, как и многие другие представители дрилла, был «местечковым хитом», однако к концу 2012 года начал рвать хит-парады США.
Ну и, конечно, Канье Уэст внес свою лепту. В 203 вышел ремикс трека I Don’t Like совместно с Big Sean, Pusha T и Jadakiss. Так дрилл окончательно попал в мейнстрим и открыл «сверлящее» направление широкой публике. В том же году Уэст записывает альбом Yeezus с отцом-основателем дрилла King Louie, что дополнительно популяризирует направление для всех поклонников рэп-сцены.
С этого момента дрилл начинает делиться уже внутри себя на региональные направления, поскольку жанр начинают копировать далеко за пределами Чикаго и вообще США. Дойдем мы и до родных просторов, только прежде наберитесь терпения: мы отследим еще несколько трансформаций жанра.
Британский дрилл
«Переехав» из США в Великобританию, дрилл выкристаллизовался, отбросив с себя все местечковое и чикагское, что было в направлении от локальных артистов. Давнишнее противостояние британских и американских артистов требовало сделать не так, как у коллеги, но все еще в рамках только-только появившегося направления. И британцы сделали.
В 2015 году интерес к дриллу несколько поубавился, поскольку с последнего по-настоящему громкого дропа прошло уже три года. На сцену вышли английские хип-хоперы, активно прощупывающие новый полигон для работы. Так появился UK Drill, милый сердцу британского криминалитета из-за сходства с укоренившимся уже местным роад-рэпом. А чтобы сделать его по-настоящему родным, британцы сдобрили его «линго» — аналогом российской «фени».
Лирика осталась прежней по наполнению, а вот звучание очень существенно изменилось. Во-первых, темп не просто вернулся в лоно трэпа, но и резво его обогнал, ускорившись до 150 bpm. Во-вторых, изменился подход к аранжировке: не вдаваясь в технические подробности, скажем лишь о том, что паузы между ударами рабочего барабана стали создавать ощутимую для слушателя дискомфортную «пустоту».
Такие изменения произошли под влиянием давно упрочившихся в британской музыке гэриджа, а также характерных для эмигрантского населения привнесенных жанров — ямайский даб, джангл и брейкбит. Из бейслайна и грайма (это уже чисто британские поджанры электронной музыки и хип-хопа) дрилл позаимствовал мелодичность и более плавную басовую линию. При этом мрачное настроение и сэмплы, отсылающие к фильмам из прошлого, все еще остались на месте.
Также, в отличие от чикагцев, в британском варианте дрилла не принято сдерживать эмоций. Местные артисты читают агрессивно, ярко, с криком и интонационным нажимом. Вот, например, один из характерных представителей UK Drill — DC с треком Tears, Sweat, Blood.
По настроению, если чикагцы старались в своих треках выглядеть хладнокровными, закаленными и вместе с тем уставшими от беспредела, то британцы в местном варианте дрилла совсем не прочь впечатлить слушателя своими достижениями на криминальном поприще. И делают они это не отстраненно, а живо излагая свои впечатления, с соответствующими эмоциями.
Бруклинский дрилл
Несмотря на падение интереса к жанру в мейнстриме, дрилл в американском андерграунде продолжил существовать и приобретать новые региональные формы. Одной из таких стал бруклинский дрилл, названный так в честь одного из районов Нью-Йорка.
Как и британцы, нью-йоркские мастера сверла и орала не стеснялись в живых интонациях и обилии красочного слэнга. Тем более, что Бруклин, как эмигрантский район, на цветастые местечковые выражения (особенно уж из области темных дел) богат неимоверно.
Бруклинским дриллом, к примеру, является дебют хип-хопера Bobby Shmurda под незатейливым названием Hot N*gga. В 2015 году чарт Billboard поместил этот трек на шестую строчку хит-парада. А у клипа, вышедшего годом ранее на YouTube, сейчас уже под миллиард просмотров.
Но это был только рассвет бруклинского дрилла. В 2019 году его ожидала настоящая популярность: рэпер Pop Smoke выпускает микстейп под названием Meet The Woo. Особенно любовью слушателей в этом микстейпе были обласканы синглы Dior и Welcome To The Party, первый в 2021 году даже номинировался на «Грэмми». Такая популярность дала дриллу торое дыхание, и жанр вновь отправится в большое мейнстримное плавание.
Русский дрилл
Отечественные рэперы тоже не обделили дрилл вниманием. Но в России дрилл обрел совершенно другую форму именно в плане смыслов, формы текстов и тона. Впервые из ультра-мрачных, серьезных уличных рэп-баллад, зачитанных однообразным голосом, дрилл превратился в микро-стендапы, наполненные местечковыми отсылками, ироничными комментариями и рассказом, наконец, не только о хрониках улиц, но и о личных переживаниях и отношениях исполнителя. Можно сказать, отечественные поэты сделали дрилл, начинавшийся как абсолютная антитеза лирике, более мягким и романтичным.
Длительное время символом русского дрилла считался OG Buda и ребята из лейбла Melon Music. Однако у слушателей «трушного» дрилла к ним было много вопросов. В частности, изменение сути лирики, на которое до сих пор не отваживался ни один региональный исполнитель, подвергалось критике.
Чуть позже на сцену вышли OBLADAET и REDO, которые, как раз, остались в рамках мрачного тона и криминального повествования. В их текстах присутствует исконная грубая мрачность и прямота, характерная для жанра. Эти же исполнители стояли у истоков русского грайма, что, вероятно, и способствовало работе в таком непоколебимо серьезном тоне.
Тем не менее, русское поле экспериментов над дриллом развернулось во всей красе. С того момента, как жанр пришел в Россию, с ним экспериментировал целый ряд артистов первой линии мейнстрима, в том числе Скриптонит и даже Егор Крид. В дискографии «Смешариков» есть трек DRILL, записанный в сотрудничестве с блогером Эльдаром Джараховым в соответствующей стилистике.
Современные амбассадоры дрилла — это, конечно, TSB и OPT. Это творческие объединения артистов, которые работают в канонах жанра, привнося туда российский колорит: это отражается и в текстах, и в аранжировках, и в визуальном исполнении их альбомов и синглов.
Бронкский дрилл
А это, пожалуй, самое юное направление дрилла, получившее распространение только в 2020 году. Прежде, чем мы перейдем к особенностям самого музыкального направления, стоит сказать пару слов о Бронксе. Это район Нью-Йорка, населенный, преимущественно, латиноамериканцами и чернокожими (белое население Бронкса составляет всего около 10%). Поэтому и музыка, и криминальная обстановка там носит совершенно особенный характер, не присущий более «белым» частям Америки и мира.
Бронкский дрилл сосредоточен на семплировании: в качестве источников звучания многие дрилл-треки используют хиты прошлых лет, преимущественно поп-исполнителей. Этот дрилл звучит бодро, бойко, и является самым быстрым из направлений дрилла, разгоняясь до 180 bpm.
Особенно эта музыка понравилась юным тиктокерам, которые начали активно использовать фрагменты дрилл-композиций для записи коротких вирусных видео. Одной из исполнительниц, «залетевших» в TikTok, стала Ice Spice.
А какой дрилл по нраву вам? Как вы относитесь к этому направлению и есть ли у вас любимые исполнители в этом жанре? Делитесь своими комментариями и слушайте музыку в высоком качестве вместе с Wink Музыкой.
Источник фото и иллюстраций для статьи: legion-media.com
#музыка #рэп #знаменитости #канье_уэст