Все помнят таможенника Верещагина из культового фильма «Белое солнце пустыни». Но далеко не всем известно, какая непростая жизнь выдалась у сыгравшего эту роль актера Павла Луспекаева. И как непросто далась ему звездная роль. Но обо всем по порядку.
- Погос Богдасарович Луспекян - таковы настоящие армянские ФИО имя нашего героя. Родом он, впрочем, не из Армении, а с Дона. Края, где уже издавна живет особый субэтнос армян - донские армяне, ведущие свою историю еще от анийцев - жителей древней армянской столицы Ани, разрушенной кочевыми варварами в XI-м столетии н.э.
Именно к донским армянам и принадлежал по линии отца Погос Луспекян. Сам он родился в армянском селе Ростовской области - Мец Сала (Большие Салы по-русски). Здесь его деду до революции принадлежал цех по производству шелковых тканей.
- До 10-12 лет маленький Погос говорил в основном только по-армянски, почти не зная русского языка.
..Когда началась Великая Отечественная юному Погосу едва исполнилось 14 лет. Он учился в Ворошиловградское ремесленное училище, где и взял более привычные русскому служу ФИО - Павел Борисович Луспекаев. Впрочем, в документах всегда сохранял истинные армянские имя да фамилию.
- Как истинный армянин, Погос-Павел не мог оставаться в стороне от защиты Родины. И хотя его училище в 1942-м было эвакуировано в тыл, в столицу Киргизстана Фрунзе (ныне Бишкек), остался в Ворошиловограде. И записался в партизанский отряд добровольцем. Доблестно сражался против немцев в свои юные 15 лет.
Павел-Погос отлично понимал: если вдруг победят немцы, то на их стороне вступит в войну и Турция. А значит - неминуема угроза всему армянскому этносу. Потому сражался вдвойне беспощадно: и за весь советский, и за свой армянский народ.
- После освобождения Донбасса в 1943-м Павел Луспекаев присоединился вместе со всем своим отрядом к действующей Красной армии. Оказался в разведывательно-диверсионном подразделении 00134 3-го Украинского фронта, действовавшем в тылу у фашистов. То бишь, считай, в спецназе.
Увы, все архивные документы касательно диверсантов еще в СССР были строго засекречены. Потому точно сложно сказать, как именно и где сражался Павел Луспекаев. Но точно известно: при освобождении Украины. Не раз ходил в тыл врага, уничтожая немецкие объекты и приводя языков. И это в 16 лет от роду!
- К сожалению, в одном из тяжелейших зимних боев 1943-го Павел Луспекаев получил серьезное ранение и обморожение. Едва не потерял ногу и руку - за малым смог убедить хирурга не проводить ампутации. Адские боли потом всю жизнь преследовали: атеросклероз сосудов. До 1944-го, вернувшись в строй, служил в партизанском штабе. А после окончания войны, демобилизовавшись вернулся в ставший родным Ворошиловоград (ныне Луганск).
Здесь наш герой поступил в труппу местного драматического театра. А затем поступил в легендарное московское Щепкинское училище. Играл в театрах Киева, Ленинграда, Тбилиси, Еревана. А в середине 1950-х попал уже в кино.
- ...Увы, в 1962-м старая рана о себе напомнила. Пришлось удалять пальцы ног. Однако нашел в себе силы продолжить актерскую карьеру. Увы, нередко снимаясь лишь при поддержке болеутоляющих средств.
В «Белом солнце пустыни» Павел Луспекаев, как настоящий армянский мужчина, все положенные сценарием трюки исполнял сам. Снимался без костылей и каких-либо палочек. Только металлические упоры надевал в сапоги. Да жена носила складной стульчик за ним - нужно было каждые 30 тысяч шагов присаживаться.
Несмотря на страшную боль Павел Луспекаев сам ходил по зыбучим пескам, держал равновесие на качавшемся баркасе. Каскадер заменил его лишь раз: когда нужно было сталкивать ногами в воду напиравших басмачей Абдуллы. Не случайно, Верещагин получил имя нашего героя - Павел.
- Это в самом деле был истинный военный подвиг, - вспоминал спустя год режиссер фильма Владимир Мотыль. - И это была настоящая победа человеческого духа над войной, над случайными печальными обстоятельствами.
Увы, беспощадная война нашего армянского героя все же добила. Погос Луспекян скончался от старых ран в апреле 1970-го, прямо на съемках. Сложно сказать, сколько еще он великих ролей мог быть сыграть, не уйди столь рано...
Интересно, что ничего из прошлого 1941-1945 гг врагу Павел Луспекаев так никогда и не простил. Как-то актер гастролировал по ГДР. И когда его с другими советскими актерами позвали немцы на банкет в ресторан, поднял там такой тост:
- Была б моя воля, я б вас всех к стенке, да из пулемета... Не могу вашу речь даже слышать немецкую... С самого 1941-го не могу! Уж простите!
Армяне села Большие Салы установили своему земляку на родине памятник.