Найти в Дзене
Культурологический Ликбез

Что стоит прочесть у Жан-Поля Сартра? [Читальный зал]

Разбираемся в многообразном литературном и философском творчестве французского экзистенциалиста. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Давненько у нас не было статьи на тему "Что стоит прочесть у...?". Я даже успел соскучится по работе над подобным материалом. Сегодня разговор пойдёт знаковом литературном французе-экзистенциалисте — о Жан-Поле Сартре. О его коллеге Альбере Камю мы уже как-то с вами разговаривали: Этот разговор был аж три года назад, но до сих пор актуален. А вот из недавнего, тоже французского: Был на канале и материал про философию экзистенциализма вообще: Жан-Поль Сартр — один из самых влиятельных философов XX века (как бы к нему ни относиться), а еще — бунтарь, антифашист, писатель и «отец» атеистического экзистенциализма. Экзистенциализм существовал и до Сартра в работах Кьеркегора и Ясперса, в романах Достоевского и даже что-то близкое было у Паскаля. Однако учение этих великих было связанно с понятием Бога, когда Сартр полностью оставляет человека о
Оглавление

Разбираемся в многообразном литературном и философском творчестве французского экзистенциалиста.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Давненько у нас не было статьи на тему "Что стоит прочесть у...?". Я даже успел соскучится по работе над подобным материалом.

Сегодня разговор пойдёт знаковом литературном французе-экзистенциалисте — о Жан-Поле Сартре. О его коллеге Альбере Камю мы уже как-то с вами разговаривали:

Этот разговор был аж три года назад, но до сих пор актуален. А вот из недавнего, тоже французского:

Был на канале и материал про философию экзистенциализма вообще:

Жан-Поль Сартр — один из самых влиятельных философов XX века (как бы к нему ни относиться), а еще — бунтарь, антифашист, писатель и «отец» атеистического экзистенциализма. Экзистенциализм существовал и до Сартра в работах Кьеркегора и Ясперса, в романах Достоевского и даже что-то близкое было у Паскаля. Однако учение этих великих было связанно с понятием Бога, когда Сартр полностью оставляет человека один на один с ужасом бытия.

Чтобы не утонуть в произведениях француза, сегодняшнее повествование я решил построить по сферам деятельности Сартра. Мы посмотрим, что же интересного он создал как романист, как новеллист, как драматург, и наконец, как философ. О романе "Тошноте" писать не буду. Вы и так всё про неё знаете.

-2

Вообще, для меня Сартр, конечно, в первую очередь философ и теоретик экзистенциализма. Его художественная литература куда менее цена, чем философские работы. В этом они как бы противостоят с Камю: если Сартр гораздо лучше справлялся с логическими построениями и теоретизированием, то Камю был безупречен в художественных образах и литературных изысканиях. Однако я всё равно бы не стал списывать Сартра как литератора. Есть и у него пусть и не шедевры, но очень достойные произведения. Интереснее они становятся после знакомства с философской стороной творчества французского писателя.

Сартр как новеллист

Сартр-новеллист — это философ с бритвой в руках. Его короткая проза — как хирургический надрез: без лишних слов, но с точным попаданием в нерв. В новеллах вроде «Стены» или «Герострата» он не рассуждает о свободе — он забрасывает читателя в экстремальную ситуацию (расстрел, безумие, террор), где та самая свобода обнажается до костей. Здесь нет морализаторства, только жёсткие вопросы без ответов: можно ли остаться человеком перед лицом абсурда? Почему даже палач дрожит, убивая? И главное — стоит ли вообще что-то делать, если всё бессмысленно?

Стена (Le Mur), 1939

Анархист Пабло Иббиета и его товарищи ожидают расстрела в тюрьме франкистов. В последние часы перед казнью герой сталкивается с абсурдностью жизни: его убеждения, страх и даже попытки сохранить достоинство кажутся бессмысленными перед лицом смерти. В финале существование Пабло достигает абсолютного абсурда: случайность превращается в трагедию.

Почему стоит прочесть? Нет сложной сартровской философии, но есть её суть в захватывающей художественной форме. Сартр показывает, как рушатся все ценности, когда смерть становится реальностью, и даже если удаётся выжить — жизнь от этого не приобретает большей осмысленности.

-3

Герострат (Érostrate), 1939

Главный герой – современный Герострат, одержимый идеей обессмертить своё имя через бессмысленное злодеяние. Он покупает револьвер, выходит на улицу с намерением убивать случайных прохожих, но в последний момент его охватывает страх. Вместо триумфа он испытывает лишь унижение, когда его останавливают.

Почему стоит прочесть? Сартр пристально изучает тщеславие и тех, кто готов совершить зло ради громкого имени. Также он показывает как бессмысленный бунт истерика превращается в фарс, а не в великое совершение.

-4

Комната (La Chambre), 1939

Молодая женщина Эва ухаживает за мужем Пьером, который постепенно сходит с ума, погружаясь в собственный бредовый мир. Она мечется между желанием спасти его и страхом самой оказаться затянутой в его безумие. Сартр детально показывает, как граница между "нормальным" и "безумным" стирается, оставляя героиню один на один с невозможным выбором: остаться в реальности или разделить иллюзии любимого человека.

Почему стоит прочесть? Любопытное исследование границ разума. Один из самых пронзительных текстов Сартра, где философия экзистенциализма становится личным переживанием.

-5

Детство повелителя (L'Enfance d'un chef), 1939

Это на деле не совсем новелла, а скорее повесть. Однако повествование достаточно сжатое и плотное, как и подобает хорошему остросюжетному рассказу. Одно из моих любимых сартровских произведений, где он показал настоящую анатомию фашизма, которая происходит из обычной буржуазной среды.

Герой проходит путь от сомневающегося подростка до убеждённого антисемита и фашиста, находя в национализме «ответ» на свою экзистенциальную пустоту. Сартр детально показывает, как страх свободы и желание «быть как все» превращают человека в марионетку идеологии.

Почему стоит прочесть? Поучительная история о том, что фашисты и диктаторы рождаются не от чистого "зла", а от трусости и внутренней пустоты. При этом это не карикатура, а настоящая трагедия человека.

Сартр как драматург

Сартр-драматург превращает сцену в экспериментальный полигон по изучению свободы. Когда я изучаю творчество французского экзистенциалиста, мне на ум почему-то постоянно приходит Петрарка. Если кто не помнит, этот поэт ночами писал чувственные сонаты, а после того, как проспится — создавал философские трактаты, которые сильно противоречили в посылах собственной лирике. Сартр засыпать отказывается, поэтому его произведения — вечное полуночное блуждание по собственной философии.

-6

Мухи (Les Mouches), 1943

Здесь Сартр превращает древнегреческий миф в политическую притчу. Сартр переосмысливает античный миф об Оресте, который возвращается в родной Аргос, захваченный узурпатором Эгисфом и терзаемый богиней мести Эриниями (в пьесе — аллегорическими Мухами). В отличие от классической трагедии, здесь Орест осознанно выбирает месть, отвергая как волю богов, так и рабскую покорность горожан. Убив мать и Эгисфа, он не бежит от ответственности, а принимает свой поступок как акт свободы, бросая вызов даже Зевсу.

Почему стоит прочесть? Квинтэссенция художественного выражения философии Сартра, где он показывает: не боги, не судьба, а только сам человек решает, быть тираном или освободителем.

-7

За закрытыми дверями (Huis clos), 1943

Трое умерших — трусливый журналист Гарсен, инфантильная эгоистка Эстель и убийца Инес — оказываются в одной комнате, которая оказывается их личным адом. Вместо огня и палачей их мучает вечное присутствие друг друга: Гарсен зависит от оценки Эстель, Эстель — от желания Инес, а Инес — от ненависти Гарсена. Ад — это другие.

Почему стоит прочесть? Коротко, лаконично и очень глубоко. При наличие всего одного акта в пьесе психологизма хватает на целый роман.

Современная постановка "За закрытыми дверями"
Современная постановка "За закрытыми дверями"

Грязными рукам (Les Mains sales), 1948

Молодой революционер Уго по заданию партии должен убить своего товарища, лидера фракции Одера, который готов пойти на сделку с буржуазией. Но Уго колеблется: он восхищается Одером и сомневается в его «предательстве». Когда момент для убийства наконец наступает, Уго действует не по идеологическим соображениям, а из личной ревности — застав Одера со своей женой Джессикой. После убийства партия меняет курс, и теперь сам Уго становится неудобным свидетелем.

Почему стоит прочесть? Отличный политический триллер, показывающий как догмы ломаются об реалии.

-9

Дьявол и Господь Бог (Le Diable et le Bon Dieu), 1951

Действие происходит в Германии XVI века во время Крестьянской войны. Главный герой — барон Гёц фон Берлихинген, жестокий авантюрист, который заключает пари: можно ли прожить жизнь, творя только добро? Он раздаёт земли крестьянам, освобождает крепостных, но вскоре понимает, что даже его благородные поступки ведут к хаосу и крови.

Почему стоит прочесть? Сартр ставит интересные и актуальные вопросы: возможна ли мораль в мире, где даже добро приводит к насилию? Как быть «хорошим» в мире, где любое действие (даже помощь) может обернуться катастрофой?

Сартр как романист

Сартр-романист — это не про уютное чтение у камина, а про вскрытие человеческих нарывов. Его романы — пограничные состояния души, где герои задыхаются от ответственности собственного выбора. Возьмите «Возраст зрелости» из цикла «Дороги свободы»: философ Матье годами убегал от решений, пока война не поставила его перед фактом — трусость тоже выбор. Или «Отсрочка» — здесь персонажи метутся между парижскими кафе и надвигающимся фронтом, а Сартр безжалостно демонстрирует: даже бездействие становится соучастием.

Возраст зрелости (L'âge de raison), 1945

Первый роман трилогии «Дороги свободы» о Матье Деларю, парижском преподавателе философии, который живёт в постоянном бегстве от решений. Он не хочет жениться на беременной любовнице Марсель, но и не решается сделать аборт; мечтает о «великом поступке», но лишь наблюдает, как фашизм наступает на Европу. Война становится для него зеркалом: он понимает, что его «свобода» — это иллюзия, пока она не воплощена в действии.

Почему стоит прочесть? Очень любопытное прозаическое исследование о поколении французов, которые проиграли Гитлеру. Главный герой — антигерой, который десятилетиями притворяется свободным, не решаясь ни на что. Его окружение спокойно пьёт кофе, притворяясь, что вокруг ничего не происходит, когда война уже на пороге.

-10

Отсрочка (Le sursis), 1945

Вторая часть трилогии «Дороги свободы», где Сартр переносит действие в сентябрь 1938 года — дни Мюнхенского сговора. Пока политики делят Европу, герои первой книги (Матье, Ивиш, Даниель) продолжают жить в иллюзии выбора. Матье колеблется, вступать ли в Сопротивление; Даниель ненавидит самого себя; Ивиш мечтает о любви, но боится реальных чувств. При этом война уже началась, но они делают вид, что у них ещё есть время — отсюда и название.

Почему стоит прочесть? По тем же причинам, что и первую часть трилогии.

Слова (Les Mots), 1964

Автобиографический роман, в которой Сартр с иронией и беспощадностью разбирает собственное детство. Маленький Жан-Поль, оставшийся без отца и выросший в семье деда-интеллектуала, с головой погружается в мир книг, подменяя ими реальную жизнь. Он верит, что литература — его «предназначение», но постепенно осознаёт, что это лишь побег от одиночества и способ заслужить любовь взрослых.

Почему стоит прочесть? Жестокая исповедь, где Сартр не щадит ни себя, ни окружение, ни эпоху.

-11

Сартр как философ

Всё творчество Сартра так или иначе связанно между собой одной тематикой: каков предел человеческой свободы воли в мире, где не существует ни Бога, ни Сатаны? Его экзистенциализм — не абстрактная теория, а оружие против самообмана, разбивающее все удобные иллюзии. «Человек осуждён быть свободным» — его главный тезис звучит как приговор, снимающий с нас право прятаться за «обстоятельствами» или «судьбой». Он обнажает парадокс свободы: мы её страстно желаем, но боимся, ведь выбирать — значит нести ответственность даже за бездействие. Сартр не даёт утешений — только жёсткую правду: мы одиноки в своём выборе, но именно это делает нас людьми.

Трансцендентность эго (La Transcendance de l'Ego), 1936

Ранняя философская работа Сартра, где он переосмысляет гуссерлевскую феноменологию, отвергая идею автономного «Я». Сартр доказывает, что сознание не имеет внутреннего ядра — «Эго» не источник, а продукт деятельности сознания, возникающий лишь в рефлексии. Наше «Я» не тождественно нам, оно конструируется в процессе осознания себя.

Почему стоит прочесть? Чтение полезно, чтобы увидеть истоки сартровской критики «самообмана»: если «Эго» — иллюзия, то и прятаться за ним бессмысленно. Текст сложный, но краткий (около 150 страниц) — хороший вход в его философию до «Бытия и ничто».

-12

Бытие и ничто (L'Être et le néant), 1943

Главный философский труд Сартра, где он формулирует основы экзистенциализма через феноменологический анализ Гуссерля человеческого существования. Книга исследует радикальную свободу — идею о том, что человек не имеет предзаданной «сущности», а полностью определяет себя через выбор. Сартр вводит ключевые понятия: «бытие-в-себе» (статичное существование вещей), «бытие-для-себя» (человеческое сознание, которое постоянно себя превосходит) и «дурная вера» (самообман, когда мы притворяемся, что не свободны).

Почему стоит прочесть? Читать стоит, чтобы понять корни сартровского экзистенциализма — но будьте готовы к сложному языку и объёму (700+ страниц). Главный вывод: «Мы — это наш выбор, даже когда делаем вид, что его нет».

-13

Экзистенциализм — это гуманизм (L'existentialisme est un humanisme), 1945

Лекция-манифест, где Сартр защищает экзистенциализм от критиков, обвинявших его в пессимизме. Он объясняет ключевую идею: «существование предшествует сущности» — человек сначала существует, а уже потом определяет себя через выбор. Нет «готовой» человеческой природы, мы обречены быть свободными и нести ответственность не только за себя, но и за всех людей.

Почему стоит прочесть? Идеальный текст для первого знакомства с Сартром: краткий (50 страниц), ясный и полный афоризмов вроде: «Человек — это будущее человека». Главный посыл: даже в абсурдном мире наши действия имеют смысл, потому что они создают образ Человека.

Посты из серии "Что стоит прочесть у..?

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов. Ваша же подписка на мой канал увеличивает мотивацию делать новые статьи как можно быстрее.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.

Теперь канал можно поддержать небольшим пожертвованием по кнопке ниже