Казалось бы, после дела полковника Захарченко, владевшего несметными богатствами, российскую полицию уже нечем удивить. Однако московский гаишник, на первый взгляд обычный, но оказавшийся "золотым", всё же сумел поразить воображение. У инспектора ГИБДД, имевшего звание старшего лейтенанта, обнаружили целых три десятка объектов недвижимости, включая апартаменты в роскошном дубайском небоскрёбе. Откуда у него взялись средства на приобретение столь дорогостоящего жилья — вот главный вопрос. Сослуживцы полицейского не верят, что старший лейтенант мог "нажезлить" на дорогах такую сумму.
"Ты что, не в себе? Просто так отдашь миллион?"
Всё началось, как в классическом детективе, — со взятки. Сергей Кузнецов провёл в органах почти два десятилетия, десять из которых — в должности инспектора ДПС ГИБДД, в последние годы — в Северо-Восточном округе Москвы. Возможно, он и дальше бы спокойно работал, если бы не женская истерика.
В феврале 2021 года он вместе с напарником Леонидом Зиминым дежурил на пересечении Ярославского шоссе и МКАД, выявляя нетрезвых водителей. Они остановили очередную машину и начали оформлять протокол. Водитель утверждал, что не употреблял алкоголь (что впоследствии подтвердила экспертиза), но инспекторы всё равно угрожали лишением прав и предложили "урегулировать вопрос". Сумма за такое нарушение была названа невероятная — 900 тысяч рублей, однако водитель согласился.
Инспекторы вызвали бывшего коллегу, чтобы тот отвёз "пьяного" домой за банковской картой, а затем к банкомату. Но такой план не устроил жену водителя, когда тот поднялся в квартиру за картой. Узнав о намерениях мужа, она устроила скандал: "Ты что, с ума сошёл?! Кому ты собрался миллион отдавать? Этим вымогателям?!"
Именно она заставила мужа позвонить в УСБ и сообщить о вымогательстве. Что он и сделал под её контролем. Поэтому возле банкомата их уже ждали, и после передачи денег посредника задержали с поличным, а вскоре — и Кузнецова с Зиминым.
Расследование выявило коррупционную схему, которая, по всей видимости, долгие годы позволяла оборотням в погонах обогащаться. Сначала напарники надеялись на вмешательство замкомандира отдельного батальона ГИБДД УВД по СВАО Дмитрия Бумбака, чтобы замять дело. Для этого нужно было "дать на лапу" кому следует, поэтому начальник потребовал у Зимина 2 миллиона рублей. Однако откупиться не удалось, и инспектор заключил досудебное соглашение со следствием и сдал всех.
Батальон, кстати, считался престижным, с минимальной текучкой кадров, и о коррупции там, конечно, никто не слышал. В 2018 году подразделение было признано лучшим в Москве, причём в третий раз подряд. Это большая редкость. Замкомандира майор Бумбак выступал в СМИ, рассказывая о профилактике нарушений ПДД. Но за красивым фасадом скрывалась тёмная сторона.
Например, Кузнецов и Зимин были "элитными" сотрудниками: начальство освободило их от неприятной работы, поставив единственную задачу — "работать лучше всех". Экипаж "золотых" инспекторов выезжал на самые "прибыльные" трассы только в выходные и праздники, чтобы наверняка ловить пьяных водителей. По оперативным данным, ежедневно они должны были передавать наверх полмиллиона рублей, а остальное, что удавалось получить сверх установленной "таксы", оставляли себе.
Но не всё. Часть, по информации Царьграда, шла в общак. Но уже не в виде коробок с наличными (дело полковника Захарченко многих научило), а "инвестировалась" в недвижимость. Конечно, в основном на подставных лиц.
"Золотые парашюты" московского гаишника
Когда было возбуждено уголовное дело против группы взяточников в погонах, следователи начали копать и были поражены: старлей Кузнецов оказался подпольным миллионером, не уступающим Корейко из "Золотого телёнка". Обычный инспектор, его жена и мать числились владельцами 29 элитных квартир общей стоимостью (по тем временам) в 130 миллионов рублей — в Москве, ОАЭ и Болгарии (23 из них были куплены в период работы в ДПС). А ещё около 50 миллионов в разной валюте семья хранила наличными в банковских ячейках: 48 миллионов рублей, 60 тысяч долларов и 23 тысячи евро.
Откуда у простого гаишника 180 миллионов рублей? Зарплата инспектора явно не позволяла жить на широкую ногу, даже если учитывать доходы жены и тёщи. С 2009 по 2021 год он официально заработал 9,2 миллиона рублей, его тёща — 5 миллионов, а жена — 2 миллиона. Общий доход семьи составил около 16 миллионов рублей, что более чем в десять раз меньше стоимости приобретённого за это время элитного жилья.
Первую зарубежную квартиру инспектор купил в Болгарии ещё в 2012 году в ЖК "Меллина-2" за 35,3 тысячи долларов и оформил на мать, скромную работницу ведомственного пансионата. Студия находится в курортном местечке Равда на берегу Чёрного моря. Какая женщина не мечтает об апартаментах на побережье? А через пять лет Кузнецов приобрёл в том же посёлке, но в ЖК "Эмилия Романа", вторую квартиру площадью 70 квадратных метров за 22 тысячи евро. Этот период был для инспектора крайне удачным: обзаведясь недвижимостью в Европе, он переключился на Восток, где с 2015 по 2016 год стал владельцем ещё пяти квартир.
Скромная квартирка в Дубае
Стоит отметить, что по меркам Дубая Кузнецов явно не разгулялся. Среди его зарубежных активов есть апартаменты площадью 80 квадратных метров в 101-этажном небоскрёбе Princess Tower за 17,2 миллиона рублей. Это самая маленькая "квартирка" в жилом комплексе премиум-класса, купленная в 2015 году, когда ЖК ещё строился и не был полностью сдан.
Третье по высоте здание Дубая расположено в престижном районе мегаполиса под названием "Марина", в 300 метрах от яхтенной гавани и пляжей. Всего здесь 763 квартиры, самая большая из которых имеет площадь 557 квадратных метров, так что "малышка" московского гаишника на её фоне выглядит совсем скромно.
Но полицейскому так понравилось находиться в окружении богачей, что в следующем году он приобрёл сразу две квартиры в Дубае. Одну студию площадью 45 квадратных метров в жилом комплексе Frankfurt Tower в "Дубай Спортс Сити" за 8,1 миллиона рублей и вторую — площадью 51 квадратный метр в районе Jabal All First рядом с элитным "Дубай Марина" за 9,2 миллиона рублей.
А ещё через год он пополнил свои активы двумя новыми дубайскими апартаментами: студией площадью 47 квадратных метров в резиденции Tuscan в семи километрах от моря за 7,9 миллиона рублей и студией площадью 38 квадратных метров в Royal за 7,6 миллиона рублей, снова в "Дубай Спортс Сити".
Между прочим, сдача апартаментов в аренду — весьма прибыльное дело. Например, аренда квартиры на год в одном из дубайских жилых комплексов стоит около 60 тысяч дирхамов, то есть 1,35 миллиона рублей. А если сдавать посуточно, то проживание в среднем обойдётся в 20-30 тысяч рублей — неплохая прибавка к зарплате полицейского.
Ведь у него имелась ещё и жилая недвижимость в России, которую он покупал параллельно с зарубежной и оформлял на жену и тёщу. В 2014 году семья приобрела квартиру площадью 38 квадратных метров в подмосковных Котельниках за 1,1 миллиона рублей (да, десять лет назад были такие цены) и люксовый автомобиль BMW x3 за 3,7 миллиона рублей. А через пять лет — сразу три "однушки" (25, 27 и 29 квадратных метров) на Юбилейном проспекте в Реутове.
Тёща московского "короля дорог" тоже была обеспечена до конца жизни: на неё были записаны активы на сумму более 62 миллионов рублей. Например, земельный участок с домом площадью 239 квадратных метров и баней в СНТ "Мичуринец-3" (Долгопрудный). В том же 2019 году, когда зять стал владельцем сразу трёх однушек, тёща тоже сделала "хет-трик" — купила сразу три квартиры площадью 21, 21 и 23 квадратных метра в высотке на улице Римского-Корсакова, 11 в Москве, каждая стоимостью более 5 миллионов рублей. Жильё не простаивало — его сдавали в аренду и получали хороший доход.
Заграничные апартаменты конфисковали только на бумаге
В марте 2024 года Бабушкинский районный суд Москвы приговорил "золотого гаишника" к 5,5 годам лишения свободы за взяточничество, лишив его звания старшего лейтенанта. Кузнецов так и не смог доказать законность своих доходов, поэтому Лефортовский суд ещё в декабре 2022 года удовлетворил иск первого заместителя Генерального прокурора о конфискации в пользу государства всех 29 объектов недвижимости экс-полицейского и его семьи, включая зарубежные. Жена и тёща тоже остались ни с чем — схема с оформлением квартир на родственников не сработала. Кроме того, у Кузнецова конфисковали и 50 миллионов наличными, хотя адвокаты и пытались обжаловать решение об изъятии активов.
Пострадали и другие участники коррупционной схемы. Напарник Кузнецова, сотрудничавший со следствием, в 2023 году получил 2 года и 9 месяцев колонии строгого режима. Посредника осудили на 4 года "строгача", а начальника "золотых" инспекторов отправили за решётку на 7 лет. Но вопросы остались.
Во-первых, почему надзорные органы не заметили ничего подозрительного раньше, ведь квартиры у гаишника появлялись не в одночасье, а приобретались в течение десяти лет? Других честных служащих трясут, наказывают и даже увольняют за ошибочно не указанные нулевые счета, а тут несколько десятков неучтённых квартир оставались незамеченными годами. Хотя часть имущества он оформил на жену Елену Кузнецову и её мать Антонину Ярцеву, не указав этого в декларациях. Но кто-то же должен это проверять?
Во-вторых, почему вопрос об изъятии дубайских квартир публично возник только сейчас, если на бумаге они были конфискованы ещё два года назад? Известно, что Генеральная прокуратура России направила в ОАЭ соответствующий запрос только в начале этого года, однако бумага, очевидно, "зависла". Поэтому на встрече с президентом Управления по вопросам подотчётности ОАЭ Хумейдом Обайдом Абушибсом 15 апреля Генеральный прокурор Игорь Краснов лично поднял этот вопрос, попросив компетентные органы ОАЭ помочь ускорить процесс.
Имущество, полученное преступным путем, конфискованное по решению суда, может быть возвращено, но это не гарантировано. Процедура изъятия такого имущества у осужденных, как объясняет адвокат Ирина Гриценко из коллегии "Правовая политика", происходит следующим образом: после вынесения судебного решения оно передается в Министерство юстиции, которое, в свою очередь, направляет его в страну, где находится имущество.
Ключевым фактором является наличие соглашения между Россией и этим государством о взаимной юридической помощи. По имеющейся информации, с ОАЭ подобного полноценного соглашения нет. Поэтому дальнейшая реализация зависит от доброй воли соответствующего иностранного органа, – комментирует Гриценко.
Это означает, что если будет принято решение рассмотреть постановление суда из России, оно может быть передано в суд этой страны, где законность требований будет проверена. Если все будет сочтено законным, будет выдан исполнительный лист, что позволит изъять имущество в пользу Российской Федерации. Однако этот процесс может занять до трех лет или даже больше, что делает такие случаи крайне редкими.
Как поясняет Ирина Гриценко, если имущество находится на территории России, достаточно вступившего в силу приговора для перехода права собственности к государству.
Основная проблема заключается в том, что обвиняемые приобретают имущество в странах, с которыми у России нет соглашений о правовом сотрудничестве в сфере исполнения судебных решений, еще до возбуждения уголовных дел. Кроме того, имущество часто оформляется на третьих лиц, так называемых "номинальных владельцев", которые формально не связаны с уголовным делом, что еще больше затрудняет его изъятие, – заключает адвокат Гриценко.
Полицейский с Рублевки
Несмотря на наличие оперативной информации о деятельности фирмы "Жезл и Ко" и существовании организованной группы, детали судебного разбирательства не разглашаются. По мнению коллег осужденных, они занимали нижние ступени коррупционной иерархии. Многие выражают сочувствие, а некоторые – одобрение и явную зависть.
Исходя из сумм, которые инспекторы вымогали у водителей, Кузнецов действительно мог "заработать" сотни миллионов за несколько лет. И каждая новая квартира приносила дополнительный доход.
Однако, как уже упоминалось, существует версия, что именно Кузнецов был держателем "общака".
Но когда низшие звенья цепи были пойманы, то ли все концы были отрезаны, то ли в этой "компании" действовал свой "кодекс молчания". Возможно, ему сказали молчать в обмен на освобождение из тюрьмы "как порядочного человека", несмотря на незаконно нажитое имущество. Если это так, то Кузнецову можно даже посочувствовать. Ведь дубайские квартиры у него собираются конфисковать по-настоящему, как ранее лишили жилья, записанного на него и его родственников. И если он был лишь держателем "активов", то ему придется отвечать за их пропажу перед "старшими".
В таком случае этому гаишнику лучше не выходить из колонии: спрос будет жестким. Никто не будет учитывать, что не он виноват, если ГП конфискует квартиры в ОАЭ. Значит, плохо спрятал. Надо было лучше думать. И тогда придется "изыскивать". А откуда, если все уже забрали? – рассуждает бывший оперативник РУБОП Александр Григорьев.
Как бы то ни было, это не первый случай, когда полицейские пытаются скрыть нечестно заработанные деньги в Дубае. Так, экс-сотрудник МВД Дмитрий Соколов в прошлом году был обвинен в получении крупнейшей взятки в размере почти 5 млрд рублей, побив рекорд "полковника-миллиардера" Захарченко! По данным следствия, Соколов и его коллега под угрозой уголовного преследования навязали "крышу" сисадмину криптобиржи. Суд заочно арестовал коррумпированных полицейских и объявил их в розыск, так как они успели покинуть Россию. По данным следствия, Соколов владеет апартаментами в небоскребе "Бурдж-Халифа" в Дубае. "Золотой парашют" в виде элитной недвижимости в ОАЭ в его случае сработал безотказно.